Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


РФЦА: ставка на будущее. Выполнение стратегических задач позволит форсировать усилия государства по развитию рынка капитала



РФЦА: ставка на будущее. Выполнение стратегических задач позволит форсировать усилия государства по развитию рынка капитала

 

В Казахстане в рамках реализации политики форсированного индустриально-инновационного развития экономики актуальным становится вопрос привлечения и эффективного использования внутренних финансовых ресурсов. При этом стратегическая задача должна соответствовать целям обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее региональной и глобальной конкурентоспособности.

В экономически развитых странах роль дополнительного катализатора роста берет на себя фондовый рынок. Развитые фондовые рынки делают инвестиции менее рискованными и более привлекательными, а также позволяют юридическим и физическим лицам, имеющим сбережения, приобретать и продавать активы с минимальными издержками.


В 2006 году в целях повышения конкурентоспособности фондового рынка страны, предотвращения превращения отечественного рынка в финансовый «придаток» развитых финансовых центров и перетока внутренних инвестиций на зарубежные фондовые рынки было принято решение о создании регионального финансового центра в Алматы (РФЦА) – в городе со стабильной экономикой, с достаточно разветвленной и по сравнению с другими регионами развивающейся инфраструктурой.

Начало работы РФЦА дало новый импульс развитию казахстанского рынка капитала, в частности, достижению высоких стандартов деятельности фондовой биржи: созданы благоприятные условия для эмитентов и инвесторов (упрощены листинговые требования, введены льготы по налогообложению доходов инвесторов, отменены вступительный и ежегодный листинговый сбор за первый год обращения акций); сформирован национальный рынок рейтинговых услуг; снижены риски, связанные с заключением сделок и расчетов по ним.

Однако наличие современной развитой инфраструктуры не гарантирует функционирования полноценного финансового центра. В первую очередь необходимо наличие критической массы эмитентов, привлекательных как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Сущест­вующая ликвидность на сегодня представлена акциями только семи компаний, входящих в расчет индекса рынка акций KASE. При этом основная ликвидность по большинству из них сосредоточена на Лондонской фондовой бирже (LSE), что также снижает привлекательность отечественного фондового рынка.

Основными причинами малого количества публичных компаний на KASE являются недостаточный уровень развития корпоративного управления и непрозрачная структура акционеров потенциальных эмитентов. В этой связи ожидать в ближайшее время проведения IPO на отечественном рынке частных компаний не приходится. И этот процесс должны начать компании с участием государства – продажа части государственных пакетов акций посредством фондового рынка привлечет на рынок инвесторов и создаст положительные прецеденты для частных компаний.

Необходимо отметить, что создание РФЦА является составной частью государственной стратегии по повышению конкуренто­способности казахстанских компаний с государственным участием посредством роста их капитализации и формирования прозрачной деятельности.

Логическим завершением хода приватизации государственных компаний должно стать размещение акций на отечественной фондовой бирже. И значительную роль в решении проблемы может сыграть АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» – национальный холдинг, владеющий государственными пакетами акций крупнейших компаний.

Размещение таких ценных бумаг позволит привлечь существенные инвестиции для реализации масштабных государственных инвестиционных проектов, а также осуществить социальную функцию фондового рынка, то есть установить равенство по отношению к объектам общегосударственной собственности.

Международный опыт показывает, что в странах с развивающейся рыночной экономикой размещение части пакета акций, принадлежащих государству, является катализатором фондового рынка на первоначальном этапе его развития, одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого развития национального рынка и повышения его капитализации.

Так, правительством Малайзии в 1970–1980-х годах была проведена массовая приватизация компаний с государственным участием путем создания Национальной акционерной корпорации. Новая корпорация осуществляла инвестирование в акции прибыльных компаний, в том числе с государственным участием. Портфели акций помещались в открытый Национальный инвестиционный фонд, акции которого, в свою очередь, продавались частным инвесторам по достаточно низкой стоимости. Это обеспечило снижение минимального порога инвестирования для частных инвесторов и привело к более диверсифицированному распределению собственности. В результате на малайзийский фондовый рынок пришло более 8 млн. част­ных инвесторов.

В Казахстане уже имеются успешные примеры размещения среди населения страны государственных пакетов акций. Первое «народное IPO» проводилось еще в 2006 году, когда физическим лицам были проданы 497 597 штук простых акций национального оператора связи АО «Казахтелеком». Тогда инвесторами стали более 5 тыс. человек, а сумма привлечения составила порядка 14 млрд. тенге. Причем спрос на бумаги превысил предложение в несколько раз. В настоящее время акции АО «Казахтелеком» являются наиболее ликвидным финансовым инструментом, входящим в индекс KASE.

В настоящее время у казахстанских инвесторов аккумулирован существенный объем инвестиционных ресурсов, который недостаточно используется для развития экономики страны. На сегодня пенсионные накопления населения страны превысили 14 млрд. долларов, активы инвестиционных фондов составили порядка 2 млрд. долларов, страховых организаций – 2,2 млрд. долларов. Вместе с тем, по экспертным оценкам, у населения в настоящее время сгенерировано порядка 5 млрд. долларов. Это значит, что внутренние инвесторы, в том числе и розничные, имеют существенные финансовые ресурсы для инвестирования на фондовом рынке, которые сейчас не работают на экономику страны. В случае продажи государственных пакетов акций компаний корпоративный сектор получил бы определенный ориентир для выхода на фондовый рынок. Тем самым в экономику страны можно было бы привлечь дополнительные финансовые ресурсы для реализации крупных инвестиционных проектов.

Развитие фондового рынка является государственной задачей, в связи с чем Главой государства неоднократно давались поручения по выводу наиболее устойчивых и привлекательных компаний с государственным участием на фондовый рынок. На мой взгляд, пришло время решить этот вопрос на уровне Правительства по аналогии с Россией, где недавно был принят пятилетний план приватизации государственных компаний, предусматривающий продажу около 900 государственных компаний (Сбербанк, ВТБ, Роснефть, Русгидро).

Это позволит форсировать усилия государства по развитию рынка капитала страны и достигнуть цели по построению к 2020 году международно признанного финансового центра в Алматы.

 

Аркен АРЫСТАНОВ,

председатель Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.623 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>