Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


По итогам шести лет количество состоящих на учете наркопотребителей сократилось почти на 20 процентов



По итогам шести лет количество состоящих на учете наркопотребителей сократилось почти на 20 процентов

 

По итогам шести лет количество состоящих на учете наркопотребителей сократилось почти на 20 процентов По объемам оборота капитала наркобизнес в современном мире сопоставим с оружейным бизнесом. Впрочем, на этом любопытные сравнения не заканчиваются: и тот и другой – убивают.

На войне как на войне! И государство принимает все усилия к тому, чтобы избавить своих граждан от наркотиков, так как «белая смерть», как именуют героин, оказывает влияние на национальную безопасность и подрывает устойчивое развитие, поскольку рост количества наркозависимых граждан сулит дополнительные бюджетные расходы и сокращение экономически активной части населения. И в этом смысле стоит отметить, что в Казахстане борьба с наркобизнесом уже дает позитивные результаты. У нас сокращается количество наркозависимых граждан, а сами они «стареют». Доля таких граждан в подростковом возрасте меньше, чем в группе «от 25 и старше». Можно прямо говорить, что молодые выбирают здоровый образ жизни. Но есть и другая статистика, которая указывает на то, что наркобароны не спешат признавать поражение. Вместо этого они наращивают поставки «белой смерти» в Казахстан. А значит, борьба продолжается.


Борьба с наркобизнесом приносит результат. Количество наркозависимых граждан уменьшается, а молодые и сильные выбирают здоровый образ жизни, в связи с чем наркомания в стране начинает «стареть». Однако торговцы «белой смертью» не отказываются от своих амбиций и увеличивают контрабанду героина. Об этом в интервью газете «Литер» рассказывает заместитель заведующего секретариатом Совета Безопасности Республики Казахстан Ержан Загитов.

–  Ержан Балтабекович, не могли бы вы дать оценку наркоситуации в нашей стране?

– Проблема распространения наркотиков и зависимости от них остается острой во всем мире, и наша страна не исключение. Это вызывает необходимость наращивания адекватных мер реагирования на ситуацию, в том числе и в рамках международного сотрудничества в этой сфере.

За 9 месяцев текущего года правоохранительными органами Казахстана выявлено 3098 преступлений, связанных с распространением и сбытом наркотиков, а также 5823 административных правонарушения, связанных с приобретением, перевозкой или хранением без цели сбыта наркотических средств.

Из незаконного оборота изъято почти 23 тонны различных наркотиков. Это несколько больше (на 3 процента), чем в предыдущем году. В то же время изъятие наиболее тяжелого из наркотиков – героина, превысило 100 кг. Это почти на 10 процентов выше показателей 9 месяцев 2011 года. Совместными усилиями правоохранительных и специальных органов ликвидированы 9 организованных преступных групп в сфере наркобизнеса, некоторые из них имели налаженные международные связи.

Что касается выявления и лечения лиц, страдающих наркотической зависимостью, по данным МВД, как уполномоченного госоргана с сфере борьбы с наркоманией и наркобизнесом, на 1 июля 2012 года на учете состояли свыше 44 тысяч наших граждан, в том числе почти 3,5 тысячи женщин и 2,4 тысячи несовершеннолетних. В среднем это несколько ниже (на 9 процентов), чем в 2011 году.

Их возрастной состав характеризуется следующими данными: до 14 лет – 416 (2011 г. – 508), 15-17 лет – 1950 (2011 г. – 2205), 18-30 лет – 17040 (2011 г. – 20726), 31 лет и выше – 25057 (2011 г. – 25445).

Сегодня антинаркотическое законодательство Казахстана является самым жестким на пространстве СНГ.

С 2008 года за контрабанду, сбыт наркотиков в особо крупном размере, вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотиков уголовным законодательством предусмотрены санкции до 20 лет либо пожизненное лишение свободы. По данным правоохранительных органов, после проведенного в 2008 году ужесточения уголовной ответственности за указанные деяния уже свыше 100 преступников осуждены к лишению свободы на срок от 12 до 15 лет, 9 – до 20 лет и 1 – пожизненно.

В то же время в рамках гуманизации с 2011 года отдельные деяния, связанные с незаконным употреблением наркотиков и квалифицируемые прежде как преступления, отнесены к разряду административных правонарушений.

Это позволило минимизировать привлечение к уголовной ответственности лиц, являющихся, по сути, наркозависимыми и использующих наркотики исключительно для собственного употребления, а также существенно сократить «тюремное» население страны и совершение рецидивов преступлений.

В течение последних 6 лет наблюдается снижение в целом почти на 20 процентов количества состоящих на учете наркопотребителей (с 55286 до 44463 человек).

Безусловно, это является прямым результатом принимаемых государством мер профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

– Очевидно, что главная группа риска – это подрастающее поколение. И государство не может оставаться в стороне, так как речь идет о будущем поколении граждан. Что делается для того, чтобы оградить молодых и здоровых граждан от употребления наркотиков?

– Прежде всего, это профилактика наркомании, начиная с организаций образования. Органами образования, местными исполнительными органами в этом направлении проводится большая работа. На первый взгляд ее результаты могут показаться малозаметными, поскольку такая работа, как и любая, преследующая воспитательные цели, имеет накопительный эффект.

С начала текущего года в школах страны проведено свыше 8,7 тысячи различных мероприятий по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, свободной от наркотиков.

В республике функционирует 211 телефонов доверия, 162 детские общественные приемные для оказания психологической помощи учащимся.

В некоторых регионах действуют консультационные пункты для родителей наркозависимых подростков, где с ними работают врачи-наркологи, инспекторы полиции, психологи и социальные педагоги.

Вы можете видеть, что вопросы профилактики наркомании являются постоянной темой, освещаемой в СМИ.

К сотрудничеству с государственными органами в этой работе активно привлекаются общественные объединения, изучается и используется полезный зарубежный опыт. К примеру, при поддержке посольства США министерствами внутренних дел и здравоохранения реализуется пилотный проект программы «DARE – дети против наркотиков и преступлений». Это серия обучающих программ по выработке навыков противостояния давлению со стороны одноклассников, пропаганды жизни, свободной от наркотиков и насилия, а также решения психологических проблем, приводящих к суицидам.

Конечно, необходимо продолжать искать новые формы работы с молодежью, оказывать всемерную государственную поддержку общественным инициативам в этой сфере.

– В нашей стране в последние годы реализован ряд программ по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Как оценивается их эффективность?

– Текущий год отмечен рядом значимых инициатив в вопросах совершенствования законодательства.

В апреле правительством утверждена очередная Отраслевая программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2012–2016 годы. Основная ее цель – дальнейшее совершенствование государственного и общественного противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков.

В развитие прежней аналогичной правительственной программы, рассчитанной на 2009–2011 годы, новая является продолжением формирования целостной системы противодействия наркомании и наркобизнесу в стране.

Связанно это с тем, что наркомания продолжает активно распространяться во многих странах и наше государство, так или иначе, становится участником данного процесса.

Программой предусмотрена реализация 102 мероприятий, а суммарный бюджет двух программ превышает 45 млрд тенге. Значительные средства направляются на укрепление наших южных границ, развитие системы профилактики, лечения наркомании и реабилитации наркозависимых лиц.

Как видите, даже с учетом 8-летнего периода речь идет о серьезных государственных финансовых вложениях в конкретные мероприятия. Это предопределяет соответствующие ожидания, позволяет планировать и выстраивать текущую деятельность всех уполномоченных органов в этой сфере.

Учитывая современный характер наркопреступности, все большее внимание уделяется развитию международного сотрудничества в борьбе с организованной и транснациональной преступностью.

В развитии регионального сотрудничества в сфере контроля над наркотиками активно используется потенциал таких международных организаций и структур, как ОДКБ, ШОС, ЦАРИКЦ. Ощутимую поддержку борьбе с наркоманией и наркобизнесом продолжают нам оказывать международные организации и страны-доноры.

– Казахстан является транзитной страной на пути распространения афганского героина. Сегодня, по оценкам экспертов, следующее на маршрутах транзита государство – Россия – потребляет уже до 20 процентов героина из Афганистана. Что предпринимается для того, чтобы снизить такую угрозу в Казахстане?

– Безусловно, прохождение маршрутов контрабандного наркотрафика через территорию Казахстана создает реальную угрозу «оседания» в нашей стране некоторой части наркотиков и, как следствие, рост числа их потребителей.

Пока, по мнению наших уполномоченных органов и по внешним экспертным оценкам, Казахстан рассматривается организаторами преступного наркотрафика как территориальное звено так называемого «северного маршрута», проходящего из Афганистана в Россию и далее в Европу.

Крупные партии наркотиков перевозятся в основном транзитным воздушным транспортом, на большегрузных автомашинах, в железнодорожных вагонах и контейнерах, которые следуют под режимом «TIR», опломбированы и по международным правилам не подлежат досмотру в пути следования.

В рамках взаимодействия уполномоченных органов государств–участников ОДКБ проводятся совместные антинаркотические операции, одна из них – «Канал-Восток», мероприятия которой направлены на пресечение деятельности организованных наркогруппировок, причастных к контрабанде афганских опиатов и наркотиков каннабисной группы в страны Таможенного союза, в том числе синтетических из Китая в государства–члены ОДКБ. По данным правоохранительных органов, в рамках совместных операций только в текущем году в Казахстане выявлено 337 преступлений, из которых 213 напрямую связаны с незаконным оборотом наркотиков.

В сентябре т.г. в Пекине на очередной встрече руководителей компетентных органов государств–членов ШОС выработан ряд конкретных практических мер, направленных на пресечение деятельности организованных наркогруппировок, причастных к контрабанде прекурсоров на границах государств–членов ШОС.

В частности, определено, что страны ШОС ведут борьбу с наркобизнесом на своих территориях, а силы НАТО займутся уничтожением наркоплантаций в Афганистане через обмен оперативной информацией, проведение совместных операций, организацию финансово-экономической блокады наркопроизводства.

Такие договоренности исходят из понимания того, что кардинально решать проблемы наркоугрозы как локально, так и глобально возможно, но для этого необходимы объединенные и скоординированные усилия.

Сегодня в связи с упразднением в рамках Таможенного союза таможенных постов на казахстанско-российской границе возрастает наша ответственность за состояние контроля и защищенности теперь уже внешней границы Таможенного союза, в том числе в контексте угрозы контрабанды наркотиков.

Сейчас уполномоченными органами Казахстана, России и Беларуси завершается работа по утверждению Единого перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Таможенного союза.

Обстановку на границе осложняет растущий поток нелегальных мигрантов. За последние годы, в связи с известными событиями в соседнем Кыргызстане, заметно активизировались преступные группировки на сопредельных территориях в попытках распространить свою деятельность на Казахстан, в том числе и путем организации каналов контрабанды наркотиков.

Безусловно, все перечисленные факторы учитываются в работе по обеспечению режима государственной и таможенной границы, в борьбе с организованной преступностью, а также в развитии сотрудничества со странами–партнерами по различным диалоговым площадкам и наших совместных усилий в борьбе с транснациональной преступностью.

Для пресечения наркотрафика ведется техническое укрепление южных участков границы, оснащение подразделений погранслужбы КНБ и органов таможенного контроля современными системами обнаружения наркотиков, взрывчатых веществ и других запрещенных либо подлежащих контролю предметов. Внутри страны задачи выявления и пресечения незаконного оборота наркотиков решаются органами внутренних дел, в структуре которых, как вы знаете, действуют специальные подразделения Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков, образующие единую ведомственную вертикаль от министерства до районного отдела полиции.

Международными экспертами ежегодный объем такого транзита оценивается приблизительно в 50 тонн, и, что особенно тревожит, в его структуре возрастает доля уже готовых к употреблению наркотиков. Это повышает риски трансформации сегодняшней транзитной территории в рынок сбыта и потребления наркотиков и вызывает необходимость выработки и реализации дополнительных адекватных мер реагирования и предупреждения негативного развития ситуации.

Мотивация лиц, вовлекаемых в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, вполне прозаична и очень понятна – попытаться приобщиться хоть и к преступному, но высокодоходному промыслу. Причем отдельных граждан не пугает весьма суровая ответственность, предусмотренная за такие преступления.

С другой стороны, молодых людей, вовлекаемых в употребление наркотиков, не удерживает реальная опасность необратимой наркозависимости, возникающей в некоторых случаях уже после однократного употребления отдельных видов наркотиков.

Примеров, когда и для распространителей, и для потребителей наркотиков все заканчивалось трагически, немало, но, как ни странно, многих это не останавливает. В некоторых случаях это объясняется незрелостью, неопытностью и безответственностью, в других – стойким, сформировавшимся криминальным мировоззрением, демонстративным противопоставлением себя обществу. В обоих случаях с такими людьми необходимо работать, поскольку и те и другие – члены нашего общества, живущие рядом с нами, влияющие на среду, в которой растут наши дети.

Любое ослабление профилактики наркомании и активности борьбы с незаконным оборотом наркотиков неминуемо многократно усилит угрозу наркотизации определенной части общества и связанных с этим катастрофических социальных последствий.

Важно это понимать, чтобы осознать необходимость мобилизации всех здоровых и активных сил общества на совместную с государством работу по предупреждению такой угрозы.

Марат МАМАЕВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.475 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>