Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Девять возможных вопросов астанинского Саммита ОБСЕ



Девять возможных вопросов астанинского Саммита ОБСЕ

 

osce АСТАНА. 19 ноября. КАЗИНФОРМ /Ирина Якименко/ - День проведения Саммита глав государств-членов ОБСЕ приближается. Казахстану потребовалось полгода работы на посту председателя ОБСЕ, чтобы страны-участницы Организации могли убедиться: да, Саммиту в бурно развивающемся государстве Центральной Европы должно и нужно быть.

 Официальное согласие остальных 55 стран-участниц ОБСЕ было получено на неформальной встрече глав МИД в июле этого года. Министры, встретившись на диалоговой площадке высокогорного санатория возле Алматы, достигли консенсуса по проведению саммита ОБСЕ в Астане до конца 2010 года. Данный факт можно засчитать как блестящую победу казахстанской дипломатии. Конечно, чтобы она состоялась, потребовались всесторонние усилия официальных и компетентных лиц. Ныне же астанинский Саммит ОБСЕ проявляется «весомо, сильно, зримо» как важный фактор мировой политики, яркая историческая веха на пути свершений Казахстана.


Специалисты не отрицают факта принятия важных решений на стамбульском Саммите ОБСЕ, который, как известно, прошёл ещё в прошлом веке, в 1999 году. Заставляет задуматься другое: к сожалению, далеко не все решения стамбульского саммита были претворены в жизнь. Хотя на стамбульской встрече в верхах был подписан адаптированный ДОВСЕ, инициированы вопросы открытия транспортного коридора и многие другие глобальные вопросы, но принятые соглашения странами-партнёрами по ОБСЕ в итоге не выполнялись.

К рассмотрению на высшем уровне в Астане во время VII Саммита казахстанской стороной, учитывая интересы остальных стран-участниц ОБСЕ, было предложено девять основных вопросов. Все они одинаково важны и животрепещущи, и потому приведены здесь в порядке, не указывающем на первостепенность той или иной предлагаемой к рассмотрению проблемы.

Итак, вопрос первый - формирование Евро-Атлантического и Евразийского сообщества безопасности. В недавнем интервью «Российской газете» Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Все мы должны принять идею о том, что Европа и Азия - один огромный континент, и европейская безопасность не может состояться без азиатской компоненты. Уверен, что вместе мы сумеем найти действенные подходы к решению имеющихся проблем евразийской безопасности».

Казахстан обрек себя на весьма сложный и ответственный путь, на котором показывает свою геополитическую зрелость, прилагая максимум усилий к достижению необходимых результатов в вопросах обеспечения евроазиатской безопасности и внося свой вклад в укрепление сотрудничества и взаимопонимания в Евро-Атлантике и Евразии.

 Вопрос второй - новое подтверждение государствами-участниками приверженности всем нормам, принципам и обязательствам ОБСЕ в военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом измерениях. Действительно, в международном сообществе сложилось устойчивое мнение относительно этого пункта, и его в недавнем интервью выразил Посол Суоми в РК Микко Киннунен. В частности, он сказал: «Мы с надеждой ожидаем принятия политической декларации, в которой члены ОБСЕ еще раз подтвердят свою приверженность общим принципам Организации, включая положения Хельсинкского заключительного акта от 1975 года и принятую в 1990 году Парижскую хартию. Надеюсь, что на Саммите мы сможем договориться о дальнейших действиях в этом направлении, о «дорожной карте», то есть о конкретных ключевых аспектах, касающихся будущего развития ОБСЕ».

 Третий вопрос - обеспечение повышенного внимания задаче по противодействию транснациональным вызовам во всех трёх измерениях ОБСЕ. Ныне понятие «европейская безопасность» выходит далеко за континентальные рамки, охватывая обширное пространство западного и восточного полушарий планеты. В связи с необходимостью уделить особое внимание эффективному реагированию на транснациональные угрозы, казахстанское председательство сделало особый акцент на ситуации в Афганистане, которая рассматривалась сквозь призму глобальной безопасности, борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркоторговлей. Ну, а бурные события в Кыргызстане лишь усугубили тему транснациональных угроз. Впрочем, ДП ОБСЕ тут же и продемонстрировало, как можно управлять ситуацией с помощью инструментов Организации. Уверенно, решительно и профессионально удалось погасить конфликт в соседней с Казахстаном республике, наладить работу правительства переходного периода, провести выборы. Также в Кыргызстан была направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 11 миллионов долларов США, оказана помощь в посевной и уборочной кампаниях.

Четвёртый вопрос, готовящийся к обсуждению на Саммите, это укрепление режимов контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности путём обновления Венского документа 1999 года, а также восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ.

Способствуя решению этих и других проблем, формируя новую систему безопасности, основывающуюся на принципах доверия и транспарентности, руководство Казахстана содействует укреплению мира и спокойствия в регионе. Эта политика исходит из принципа, изложенного Президентом РК, что в современном мире безопасность любого государства должна обеспечиваться, в первую очередь, не наличием и силой армии, а политикой диалога, открытости и участия в глобальных и региональных организациях, направленных на защиту мира.

Пятый пункт предполагаемой повестки работы Саммита связан с совместной выработкой путей мирного урегулирования затяжных конфликтов на пространстве ОБСЕ.

И уместным видится привести здесь слова Папы Римского Иоанна Павла II, который сказал: «Казахстан - нация с многовековой историей, которая хорошо знает, насколько важен и насущно необходим мир. Не будет преувеличением сказать, что у вашей страны есть особое предназначение - быть мостом между Европой и Азией».

 Шестой вопрос касается усиления институциональной основы ОБСЕ, её трансформации в полноценную международную организацию. Обсуждая судьбу других региональных организаций, в которые в том числе входит Казахстан, международные эксперты полагают, что предстоящий Саммит ОБСЕ может не только вдохнуть новую жизнь в работу организации, но и дать старт преобразованиям ряда региональных структур.

 Более того, на третьем саммите СВМДА в Стамбуле 7-8 июня 2010 года было предложено рассмотреть вопрос об учреждении форума ОБСЕ - СВМДА, который мог бы стать постоянной диалоговой площадкой двух структур. Такая координация очень важна для максимального достижения желаемого гармоничного воздействия на урегулирование кризиса. Внутри ОБСЕ есть модели и рамки сотрудничества с другими субъектами - этот вид сотрудничества следует развивать. Тем более что всё чаще становятся очевидными слабые места таких объединений, как ОДКБ, ШОС, СНГ и НАТО. Без устранения этих слабых мест теряется возможность эффективного противодействия современным вызовам.

Региональные организации оказываются неэффективными в предотвращении и урегулировании конфликтов, сотрясающих Центральную Азию. Несмотря на количественное множество, качественное наполнение их работы заслужило критику экспертов, принявших участие в двухдневной международной конференции «Наведение мостов между регионами Центральной Азии и Центральной и Восточной Европы», прошедшей в Алматы. Причина в том, что грань между оказанием помощи государству и нарушением его суверенитета очень тонка. Аналитиками видится, что НАТО или ОДКБ не имеют конкретных инструментов, которые позволяли бы вмешиваться в конфликт и решать его, а активное участие расценивается как вторжение во внутренние дела. ОБСЕ в этом смысле является уникальной естественной площадкой для диалога и сотрудничества между организациями самого разного уровня. Тем более что вызовы, стоящие перед регионом, обязывают искать новые возможности для взаимодействия и углублять многостороннее сотрудничество. Этот факт очевиден не только для центральноазиатских или постсоветских стран.

Свидетельством того, что необходимость скоординированной работы по целому ряду вопросов выходит на первый план и в европейских странах, стало председательство Казахстана в ОБСЕ. На сегодняшний день Астана являет собой «мост между регионами». И неудивительно, что именно в ходе казахстанского председательства в ОБСЕ европейскому сообществу был предоставлен шанс по-другому, как бы изнутри увидеть главную угрозу Центрально-Азиатского региона - афганскую проблему.

 Именно этой проблеме посвящён больной седьмой вопрос. Он нацелен на расширение вовлечения ОБСЕ в рамках её мандата в международные усилия по стабилизации и реконструкции Афганистана. Каждый здравомыслящий человек способен оценить, сколь глубокий смысл заложен в словах Главы Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Центральная Азия приобретает новое, глобальное измерение. Соответственно, и в мире должны переоценить роль и значение нашего региона. Центральная Азия должна ассоциироваться не с конфликтами, кризисами или социальными проблемами, что сегодня происходят в Афганистане, а с успешным и динамичным развитием, с процветанием».

 А для этого необходимо направлять усилия мирового сообщества не на решение локальных военных задач, а на экономическое развитие региона. Так, Казахстаном уже оказывалась помощь Афганистану. В прошлом году РК выделено около четырёх миллионов долларов США на реставрацию афганских школ, больниц и дорог. В качестве гуманитарной помощи отправлено зерно и другие продукты питания. Пятьдесят миллионов долларов вложено в обучение афганских студентов мирным профессиям. Благодаря этому молодые афганцы смогут стать агрономами, врачами, учителями, инженерами, а не боевиками-террористами или рекрутами наркомафии.

 Афганистану необходимы гуманитарные и образовательные инициативы, мероприятия, стимулирующие развитие экономики. Нужны новые дороги, фабрики, школы и больницы, новые сельскохозяйственные технологии - так считают казахстанские политики, и к их мнению нельзя не прислушаться, тем более что оно подкреплено реальными делами и инициативами.

Вопрос восьмой будет касаться Маастрихской стратегии ОБСЕ. Предлагается обсудить её адаптацию к современным условиям, что поможет противодействовать экономическим вызовам в посткризисный период. Следует отметить, что в рамках ОБСЕ тема глобального финансового и экономического кризиса впервые была обсуждена в ходе казахстанского председательства на III Астанинском экономическом форуме в июле 2010 года. Выступая на нём, Президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Боннский документ и Маастрихтская стратегия ОБСЕ требуют гибкой адаптации к изменившимся условиям, в связи с чем необходимо приступить к разработке нового документа «Маастрихт плюс». Этот документ должен учитывать посткризисные реалии и тенденции развития мира на средне- и долгосрочную перспективу и подразумевать более глубокую экономическую интеграцию государств-членов ОБСЕ.

И (предполагаемо) заключительный девятый вопрос. По этому пункту Казахстаном предлагается дискуссия и выработка решений в области укрепления общего потенциала государств - участников ОБСЕ по противодействию существующим вызовам в человеческом измерении, обеспечению толерантности и недискриминации, свободы СМИ, свободы передвижения и другое.

С момента вступления в полномочия Действующего председателя Организации Казахстан уделяет особое внимание продвижению вопросов гуманитарной корзины. В этом плане необходимо отметить, что председательство республики проходит под знаком выдвижения инициатив по повышению статуса и эффективности ОБСЕ.

Находясь в центре принятия решений относительно деятельности Организации, Казахстан продолжает оказывать поддержку работе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Верховному комиссару по делам национальных меньшинств и Представителю по свободе СМИ, Парламентской Ассамблее. При этом в своей деятельности, принимая во внимание все сложности и тонкости взаимоотношений между ключевыми государствами, РК уверенно проводит нейтральную и беспристрастную линию.

 Включение данных вопросов в повестку дня Саммита придаст большое значение предстоящему форуму не только на пространстве ОБСЕ, но и в глобальном масштабе. Успешное и результативное проведение Саммита глав государств и правительств в Астане может стать символом возрождения духа Хельсинки в новых исторических условиях, а его последствия - общей победой всех казахстанцев. Ведь проведение Саммита - это обеспечение стратегической безопасности нашей страны, инструмент расширения гарантий ее суверенитета и соблюдения интересов граждан Казахстана.

Также предстоящий Саммит даёт уникальный шанс привлечь внимание мирового сообщества к проблемам Центральноазиатского региона, создать механизмы по их решению с привлечением ресурсов международных организаций.

 В этом контексте Лидер нации Нурсултан Назарбаев отметил, что проведение саммита ОБСЕ в Астане к концу года председательства Казахстана - большая честь и особая ответственность для страны. Однако, решение о проведении Саммита - это крупная победа не только Казахстана, но и всех государств Содружества Независимых Государств, добавил он. Назарбаев считает проведение саммита ОБСЕ большой победой самой организации: «Я убежден, что Астанинский саммит придаст новый импульс развитию ОБСЕ. Астана в эти дни станет центром глобальной политики. Сегодня очевидно одно - будущее человечества зависит от консенсусных решений международного сообщества. В этом отношении ОБСЕ обладает огромным потенциалом, который еще предстоит раскрыть полностью», - сказал Президент РК.

Национальное информационное агентство «КазИнформ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.803 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>