Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В среднем в учительском коллективе работает не больше 10 процентов мужчин



В среднем в учительском коллективе работает не больше 10 процентов мужчин

 

В среднем в учительском коллективе работает не больше 10 процентов мужчинАлматинская гимназия № 147 стала средоточием мужчин-педагогов. В Алматы это, пожалуй, единственная школа, где чуть ли не половину педагогического коллектива составляют мужчины – учителя физики, математики, изобразительного искусства и черчения, физкультуры и начальной военной подготовки.

Мы уже привыкли, что у педагогики исключительно женское лицо. Мужские роли в школе ограничиваются лишь трудовиком, физруком и преподавателем НВП. Однако, как утверждают сами учителя-мужчины, преподавание школьных дисциплин изначально было мужской профессией. Особенность мужского преподавания в том, что они отходят от правил и консерватизма и больше склонны к импровизациям и новаторству, чем женщины. Учитель-мужчина чаще, чем учитель-женщина, заинтересовывает ученика своим предметом. В связи с этим специалисты от образования уверены, что чем больше в казахстанских школах будет мужчин-педагогов, тем богаче и разнообразнее будет процесс познания в первую очередь для самих школьников.


В школах Алматы, как и вообще в Казахстане, учитель-мужчина остается в большом дефиците. Обычно это трудовик или физкультурник. Хотя в последнее время к ним присоединились учитель по информационным технологиям и учитель по основам экономики. В среднем в учительском коллективе работает не больше 10 процентов мужчин. Алматинская гимназия № 147 – приятное исключение. Здесь чуть ли не половина педагогического коллектива – мужчины. Причем больше половины из них – молодые ребята после университетов. В школе даже атмосфера какая-то другая. Кстати, коллектив возглавляет директор-женщина Раушан Оразалиева, которая на вопрос, каким образом она смогла удержать в коллективе молодых мужчин-учителей, отвечает, что это ее маленький секрет. Одной из достопримечательностей школы является кабинет физики, где на самом видном месте висят десять заповедей для взрослых. Запомнилась последняя: «Люби ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой». И как бы пафосно ни было сказано, но любовью к своему предмету и детям был пронизан весь урок физики молодого учителя Рашата Табиспека, который работает в гимназии несколько лет. В прошлом году он принимал участие в городском конкурсе на звание лучшего учителя. Прошел в финал конкурса, давал открытые уроки, показал свою внеклассную работу с учениками.

– Как учитель я стремлюсь научить детей понимать окружающий их мир, процессы, которые происходят вокруг них в повседневной жизни. Именно на уроках физики формируется мировоззрение человека, – сказал после урока Рашат Табиспек. А профессию он выбрал осознанно.

Несмотря на молодые годы, педагог отмечает, что «учительская профессия не только в том, что ты должен дать урок и научить чему-то, а в том, что ты должен по-особому относиться к детям, а если отвел урок – и домой, без всякой мысли о детях, ты – не учитель! Учитель без любви к детям не учитель».

Такая позиция не может не вызывать восхищения. Вообще, казахстанским детям «скорее нравится» ходить в школу, чем не нравится. Об этом говорят результаты недавнего социологического опроса Института политических решений. И, кстати, родители школьников «скорее довольны» качеством преподавания, чем не довольны. А в целом довольно неплохо все в наших школах, показывает соцопрос.

Уроки математики педагога с более чем 40-летним стажем Сеита Слема – это масса интересных и полезных сведений, дисциплина плюс самое доброе отношение к ученикам.

– Методы работы учителя-мужчины и учителя-женщины, можно с уверенностью сказать, значительно отличаются друг от друга, причем школе в равной степени нужны и те и другие, – говорит Раушан Оразалиева. – Женщины по своему характеру пытаются все делать «по правилам», их уроки обычно четко выверены и никаких неожиданностей не происходит. Мужчины обычно не особо думают о всяческих планах и прочих методических вещах, предпочитают свободную импровизацию, что может вылиться в интересную дискуссию или неожиданный поворот в ходе урока. И самое интересное – учитель-мужчина чаще, чем учитель-женщина, заинтересовывает ученика своим предметом!

Раушан Оразалиева ни в коей мере не хочет обижать коллег-женщин. Их в казахстанских школах абсолютное большинство, но было бы здорово, если бы в школах стало больше мужчин. Сама Раушан Оразалиева – потомственный педагог, ее отец был учителем. Она прошла путь от учителя физики до директора гимназии, некоторое время руководила отделом образования в двух районах Алматы. Ее можно назвать многодетной матерью, воспитала четырех своих детей и трех племянников. А когда она накрывает праздничный стол дома, за него сразу садятся двадцать членов ее дружной семьи: муж, ее мама, дети, внуки.

– Школа без мужчины сродни безотцовщине в семье, – говорит Раушан Оразалиева. – В школе, как и дома, должна быть надежность и сила. Особенно сильно это сказывается на мальчиках. Тем более что все мы родом из детства и все мы – депутаты, артисты, музыканты, военные, водители автобуса, все-все учились в школе. Мужчину-педагога надо возвращать в государственную школу.

Кстати, большинство казахстанских детей, проживающих в крупных городах, а это 82,8 процента, обучаются в государственных школах, каждый шестой ребенок, или точнее – его родитель, отдает предпочтение частной школе – 17,2 процента.

Интересно: изначально педагог – профессия мужская, начиная с доисторических времен, собственно с Древней Греции. Недаром многие методики и технологии систематизированы именно мужчинами. Как тут не вспомнить Макаренко, Сухомлинского, Алтынсарина; а герой повести «Первый учитель» Чингиза Айтматова, который приехал в горный аул учить детишек грамоте, тоже был учитель-мужчина.

В коллективе, когда видят, что учитель старается качественно выполнять свою работу, всегда поддерживают морально и материально. Кстати, директор гимназии не скрывает, что она в первую очередь старается поддержать педагогов материально. Жизнь за окнами школы не простая. Молодой учитель, который только-только пришел из вуза в школу, получает невысокую зарплату. Здесь не очень жалуют, если учитель работает с чемоданным настроением, провел урок – и уходит, его работы не видно, особенно в такой школе, как эта гимназия. Здесь 55 класс-комплектов. Это крупное общеобразовательное заведение. Учительский труд великий, но воспитать хорошего человека – сверхвеликий труд. Особенно в наше время…

Мира МУСТАФИНА, фото Павла МИХЕЕВА, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 15
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.240 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>