Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


На пути развития Таможенного союза стоит еще много проблем



На пути развития Таможенного союза стоит еще много проблем

 

На пути развития Таможенного союза стоит еще много проблемПохоже, опасения отечественных бизнесменов относительно проблем, связанных с Таможенным союзом, начинают сбываться.

Обещанный общий рынок с населением 173 млн человек для Казахстана по-прежнему доступен лишь постольку-поскольку. Наши достижения в торговле с Россией и Беларусью пока не приобрели динамику, которая ожидалась. И наоборот, наши соседи по союзу эту динамику продемонстрировали как нельзя лучше. Казахстан оказался для них выгодным партнером. Теперь нам нужно сделать так, чтобы и они стали таковыми для нас. А для этого необходимо преодолеть череду всевозможных казуистических  и прочих препятствий. И прежде всего решить вопросы российского протекционизма в торговле. В рамках Таможенного союза применение подобных мер с их стороны абсолютно неприемлемо. Может быть, поэтому-то нам и не удается выйти на их рынок как полноценному участнику.


С 1 июля 2010 года отменено таможенное оформление на внутренних границах ТС, что теоретически должно способствовать росту взаимной торговли между участниками Таможенного союза. Однако по факту этого не происходит. По мнению директора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Кайнара Кожумова, дальнейшему развитию объединения мешает ряд проблем.

– В настоящее время в Казахстане до сих пор не наблюдается диалога между государством и бизнесом по широкому и предметному обсуждению процессов формирования ТС. На наш взгляд, представители бизнеса в лице тех или иных отраслевых ассоциаций должны активнее принимать участие в рабочих группах и комиссиях по разработке проектов соглашений и договоров по функционированию ТС.

Возможно, это результат некоторой пассивности со стороны самого бизнеса, однако вероятнее, что государственные органы недостаточно активно вовлекают бизнес в выработку наиболее приемлемых для Казахстана условий соглашений.

В частности, ни в прессе, ни на веб-сайтах государственных ведомств Республики Казахстан нельзя найти полную и актуальную информацию по расширению интеграционных процессов в рамках ТС. Так, на сайте Министерства экономического развития и торговли РК вообще отсутствует информация по основным элементам (таможенно-тарифное, нетарифное регулирование, налоговое администрирование, применение санитарных и фитосанитарных мер и др.). Как следствие, предпринимательские структуры республики не могут своевременно отреагировать на изменения внешнеэкономической политики в рамках ТС, что свидетельствует о крайне слабом взаимодействии государства и бизнеса.

– Наверняка свое влияние оказывает формирование договорно-правовой базы ТС в очень сжатые сроки…

– Это еще более усугубляет ситуацию. В том же Европейском союзе таможенный союз, как известно, создавался на протяжении 9 лет (с 1959 по 1968 год). Соответственно, формирование нормативно-правовой базы нашего ТС осуществляется как бы «сверху».

Кроме этого, взаимное развитие торговых отношений сдерживает несогласованность в транспортных тарифах на грузовые перевозки в рамках союза. В частности, международные транзитные железнодорожные тарифы в России гораздо выше, чем в Казахстане. В связи с этим казахстанские товаропроизводители за транзит своей продукции по территории РФ платят в 2,5 раза больше, чем российские товаропроизводители.

До сих пор не решен вопрос по установлению понижающего коэффициента для тарифа на железнодорожные перевозки продукции горно-металлургического комплекса Казахстана. Наличие данной проблемы на упомянутом выше заседании «круглого стола» отмечали представители республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий. Как следствие, казахстанский товаропроизводитель на деле пока не может ощутить реальных выгод от интеграции.

– Ваше мнение относительно гармонизации национальных законодательств стран ТС?

– Мое мнение, и об этом говорили многие участники «круглого стола»: необходима активизация участия бизнеса в работе над формированием договорной базы Таможенного союза. К примеру, по заявлениям Казахстанской ассоциации производителей и продавцов алкогольной продукции «КазАлко», в Казахстане для импорта алкогольной продукции созданы довольно комфортные условия, и российские товаропроизводители «заходят» на наш внутренний рынок по казахстанским ставкам акцизов, которые гораздо ниже российских и составляют 250 тенге за абсолютный алкоголь. А выход на российский рынок для казахстанского бизнеса очень накладен, так как в РФ ставка акциза в переводе на казахстанский тенге составляет около 800 тенге за абсолютный алкоголь.

Кроме того, несоизмеримы ставки лицензионных сборов в России и Казахстане. Так, лицензионный сбор для импортеров в Казахстане составляет 10 месячных расчетных показателей (МРП), или 12 730 тенге. А в РФ разовая лицензия составляет  1 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), что в переводе на казахстанскую валюту составляет более 900 тысяч тенге. А генеральная лицензия составляет 15 000 МРОТ, или 13,5 млн тенге. И если в Казахстане лицензия на импорт – разовая и выдается на один год без ограничения объема импортируемой алкогольной продукции, то в России разовая лицензия выдается только на два месяца и с ограничением объемов импортируемой продукции. При этом доля импорта алкогольной продукции ограничивается до 10 процент от общего годового объема реализуемой продукции на территории страны.

Более того, с 1 июля 2010 года Роспотребнадзором принято решение, в соответствии с которым импортируемая продукция подлежит госрегистрации и должна быть введена в реестр импортеров. А с 1 января 2011 года алкогольная продукция должна ввозиться на территорию России только посредством специальных автомашин, то есть транспортных средств, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

– Получается, налицо защита собственного производителя?

– Совершенно верно. Указанные факторы могут свидетельствовать, что наши партнеры пытаются защищать внутренний рынок от внешней конкуренции, что существенно сдерживает развитие взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами. И для выявления и устранения таких барьеров необходимо налаживание эффективного сотрудничества между государством и бизнесом.

Еще одной проблемой в рамках Таможенного союза является использование сертификатов происхождения товаров. Следует подчеркнуть, что между Казахстаном и Россией достигнуты договоренности и подписано соответствующее соглашение по взаимному признанию таможенными органами обеих стран сертификатов происхождения товара. Вместе с тем, когда товар «движется» из Казахстана в Россию, перевозчику необходимо заменять казахстанский сертификат на российский. И наоборот, когда товар прибывает из России, российскому перевозчику выписывается казахстанский сертификат. При этом оплата за сертификаты осуществляется дважды: сначала в одном государстве, затем – в другом.

В условиях формирования Таможенного союза данная проблема требует решения. Необходимо создать унифицированную форму сертификата, которая будет признаваться на всей территории ТС и позволит грузоперевозчикам свободно пересекать границы. При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время в рамках союза утвержден единый перечень продукции, для которой действует единый сертификат происхождения. Но в данный перечень вошли пока 205 товаров из номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств ТС. Поэтому нашим странам следует продолжить работу в этом направлении с тем, чтобы охватить полную номенклатуру товаров. Решение этой задачи будет способствовать формированию единых принципов взаимной торговли и расширению торгово-экономических связей в рамках Таможенного союза.

– Какие еще, по вашему мнению, существуют препоны в развитии ТС?

– Серьезной проблемой также является то, что наш товаропроизводитель, осуществляя экспортные операции, вынужден оформлять сертификат происхождения на каждую партию товара, что приводит к временным и финансовым затратам. Поэтому актуальное значение имеют решение этого вопроса и формирование более гибкого механизма развития взаимной торговли между странами ТС. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в комиссии ТС рассматривается проект стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на 2011–2015 годы в части технического регулирования. Разработка и принятие данного документа станут важным шагом в развитии интеграционного сотрудничества между нашими странами и увеличении объема взаимного товарооборота.

Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.301 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>