Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Семипалатинский полигон: 10 лет до начала конца



Семипалатинский полигон: 10 лет до начала конца

 

Семипалатинский полигон: 10 лет до начала концаК 2021 году – в год 30-летия независимости Казахстана – ученые Национального ядерного центра РК обещают полностью решить вопрос с изучением и реабилитацией территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона.

На сегодняшний день тщательно изучены четыре тысячи квадратных километров территории полигона. При этом выводы стали просто ошеломляющие: три тысячи квадратных километров земельных угодий полигона были признаны учеными «условно чистыми». То есть вполне пригодными к народно-хозяйственной деятельности. Именно об этих трех тысячах квадратных километров реабилитированных земель полигона и говорил на недавней международной конференции по антиядерному движению Нурсултан Назарбаев. А чтобы полностью завершить исследовательские и реабилитационные работы на территории полигона, применяя наработанные за 20 лет методы и анализ, необходимо еще около десяти лет.


О конкретных результатах научно-исследовательской работы курчатовских ученых говорили на V Международной конференции «Семипалатинский испытательный полигон. Радиационное наследие и перспективы развития», прошедшей недавно в Курчатове. В ее работе приняли участие ученые и специалисты Норвегии, Австралии, Японии, России и Белоруссии. Все они представили результаты своих научных исследований по наиболее актуальным проблемам радиационной экологии, радиационной безопасности и радиобиологии, вопросам реабилитации и ремедиации не только в Казахстане, но и в других странах мирового сообщества.

Особый же интерес вызвали результаты работы Института радиационной безопасности и экологии НЯЦ РК за последние два года, с которыми познакомил коллег директор института Сергей Лукашенко.

– Как юридический правопреемник радиобиологической науки Советского Союза и уникального опытно-научного сектора военной части 52605 бывшего Семипалатинского испытательного полигона, Институт радиационной безопасности и экологии НЯЦ РК 19 лет своей деятельности отмечает достижением несомненных успехов в продолжении традиции радиобиологической, радиоэкологической науки на служении суверенному Казахстану, – заявил в своем докладе Сергей Лукашенко. – В результате тысяч отборов проб и экспериментов получен огромный объем информации относительно текущей радиационной обстановки на территории полигона. Самое главное, что выявлены все значимые участки радиоактивного загрязнения, а также выяснены основные пути и механизмы текущего и потенциального распространения радиоактивных ве-ществ.

Любопытно, что одно из самых загрязненных мест на территории полигона – Опытное поле – ученые ИРБЭ НЯЦ РК начали глубоко изучать лишь два года назад. И выяснилось, что этот участок, ранее значившийся на картах сплошным темным красным пятном, как зона содержания повышенного радиационного фона, ныне может быть раскрашена в разные оттенки красного цвета. Потому как наиболее загрязненные места на Опытном поле располагаются достаточно локально, иной раз в диаметре всего лишь 40–50 м. Этого удалось достичь только благодаря успешному внедрению в промышленных масштабах метода пешеходной гамма-спектрической формы с шагом съемки в 10 м. То, что загрязненные участки расположены достаточно компактно, дает возможность думать о полной физической ликвидации объектов радиационного загрязнения на Опытном поле. Об этом не могли даже мечтать еще несколько лет назад. Потому что ликвидация загрязнения всего Опытного поля «потянула» бы на запредельные суммы. А вот уничтожение локальных участков Казахстану вполне по средствам и по силам. По крайней мере, коллектив всех институтов Национального ядерного центра, а это более 2,5 тысячи человек, готов воплотить в жизнь все программы по реабилитации и ликвидации всех загрязненных объектов на территории всего полигона.

Помимо исследования радиационного фона на Опытном поле, ученые ИРБЭ пошли еще дальше. Весной прошлого года прямо на Опытном поле возникло экспериментальное фермерское хозяйство, где начинающие фермеры, облачившись в защитные костюмы, обрабатывали землю и выпасали скот. Все это организовывалось с единственной целью: изучить механизмы перехода радионуклидов в продукты сельского хозяйства в результате деятельности человека.

За два года ферма сильно разрослась. На ней пасутся овцы, крупный рогатый скот, козы. Подумывают над разведением верблюдов. И даже есть свой курятник. И это далеко не случайно. Нигде в мировой литературе пока нет данных о переходе радионуклидов в птицеводстве. Впрочем, практически все, что исследуется на этой научной ферме, можно охарактеризовать единственным словом – впервые. Так, здесь изучают овощную продукцию, традиционно произрастающую в Казахстане, а также сеют пшеницу и овес. Все данные тщательно фиксируются, ведется мониторинг всего и вся. Причем некоторые данные, которые выявляют ученые «фермеры», ставят их в тупик. Так, по словам Сергея Лукашенко, переход трития в яйца не носит монотонный характер. Чаще всего наблюдаются всплески перехода трития в яйцо, а потом он почти совсем исчезает. Пока исследователи объяснить этот феномен не смогли.

Кроме того, изучается и молочная продукция. К примеру, на территории села Саржал Абайского района, вплотную прилегающего к району наземных испытаний ядерного оружия, сегодня работает завод по производству кумыса. Качество этого напитка вызывало серьезные опасения, поскольку выпас лошадей, дающих кумыс, производится именно на этой территории полигона. В течение года ученые вели тщательный отбор проб всего кумыса, производимого в Саржале. В результате из всего огромного числа изотопов был выявлен только тритий, который появлялся лишь время от времени. Причем его количество было практически ничтожно. И тогда возник вопрос: а может быть, тритий появляется в молоке в результате питания лошадей привозными продуктами питания? Ответ на этот вопрос и пытаются выяснить в данный момент исследователи. Причем не только по питанию животных, но и самого населения Саржала. Этот населенный пункт был определен как модельный объект для изучения загрязнения человеческого организма радионуклидами. Впрочем, здесь были проведены комплексные работы по исследованию всего ареала жизни и деятельности жителей этого села. Так как основное занятие сельчан – скотоводство, был определен ареал выпаса скота за пределами села. И на всей этой территории проводились работы по обследованию растительного покрова, гамма-фона, наличию естественных радионуклидов, воды, воздуха, почвы, продуктов питания, произрастающих на этой территории. Чаще всего в организме человека, проживающего на территории бывшего полигона, обнаруживали высокое содержание не радионуклидов, а тяжелых металлов.

– Все эти работы в комплексе привели нас к выводу о том, что сегодня можно передать в хозяйственную деятельность, по крайней мере, три тысячи квадратных километров земель полигона, – отметил Сергей Лукашенко. – Наша изначальная задача была привести границы полигона в соответствии с текущим состоянием радиационного фона. Мы это сделали на участке в четыре тысячи квадратных километров. Однако мы не только рекомендуем вернуть земли в хозяйственный оборот, но и настоятельно рекомендуем изъять некоторые участки за пределами полигона, где действительно радиационной си-туация очень тревожная.

Один из участков, относящихся к этой территории, – пойма реки Шаган. Детальный мониторинг ее состояния начали вести уже с 2006 года. Оказалось, что концентрация трития в воде различается на поверхности речки и на ее дне в 10 раз. Что достаточно странно, учитывая, что глубина речушки не превышает 20–40 см. Чтобы объяснить это явление, необходимо дополнительно провести целый ряд исследовательских комплексов.

Кроме изучения растительности и воздушного бассейна в пойме реки Шаган, в последние 2–3 года стали отбирать пробы на наличие радионуклидов и в снежном покрове. И часто оказывалось, что снежный покров загрязнен тритием не только на поверхности льда самой речки, но и на ее берегах. Это дало толчок для выработки механизма, благодаря которому можно безошибочно определить место взрыва ядерного оружия. Концентрация паров трития на снежном покрове – прекрасный индикатор загрязнения тритием подземных вод. Этот метод позволяет безошибочно доказать, что в данном месте был произведен взрыв, что очень важно в условиях сегодняшней международной ситуации, когда некоторые страны продолжают тайное испытание ядерного оружия, официально отрицая этот факт. Теперь международное сообщество имеет реальную возможность подкрепить свои подозрения реальной доказательной базой.  Кстати, эти методы уже успешно апробированы при исследовании штолен на площадке Дегелен и подземных скважин на площадке Балапан Семипалатинского полигона. Результаты были самые точные.

И это не единичный случай, когда ученые Национального ядерного центра РК вырабатывают методики, делающие революцию в науке. Буквально на днях ожидается оглашение результатов конкурса, объявленного японским правительством по проектам реабилитации территории, пострадавшей в результате взрыва атомной электростанции «Фукусима». Казахстанские ученые предоставили на этот конкурс целых пять самостоятельных проектов, в том числе и по реабилитации сельскохозяйственных угодий. Если результаты будут положительные, этот проект станет одним из самых крупномасштабных в истории Института радиационной безопасности и экологии НЯЦ РК.

– Но это вовсе не значит, что мы перестанем работать над глубоким изучением территории полигона, – подчеркнул Сергей Лукошенко. – По нашим расчетам, к 2021 году, при условии стабильного финансирования, мы сможем с уверенностью заявить всему мировому сообществу, что проблема полигона решена. Что это значит? Что все участки изучены на предмет радиационного фона по всем изотопам. «Условно чистые» территории переданы в оборот экономике страны. А наиболее опасные загрязненные объекты либо полностью ликвидированы, либо на них будут установлены мощные физические барьеры для ограничения любого проникновения на их территорию человека или животного.  Что касается финансовой стороны вопроса, этот проект оценивается в районе 300–800 миллионов тенге за исследование одной тысячи квадратных километров, в зависимости от степени загрязненности территории. Конечно, это немалая сумма. Но надо учитывать, что обследование полигона – это не кабинетная работа. Это огромный труд всего коллектива и включение в процесс всех имеющихся лабораторных и материальных ресурсов всех НИИ, входящих в состав Национального ядерного центра РК.

Екатерина ГУЛЯЕВА, Семей

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 30
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.182 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>