Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Большая часть кустарной и контрабандной продукции реализуется через киоски



Большая часть кустарной и контрабандной продукции реализуется через киоски

 

Большая часть кустарной и контрабандной продукции реализуется через киоскиЗа нынешнее лето, по разным данным, в Казахстане было ликвидировано более 2 тысяч ларьков. Причем львиная их доля пришлась на Астану.

По данным госсанэпидстанции, большая часть претензий и жалоб именно на продукцию в комках. Там никто не проверяет сертификаты качества. Вразрез с законом о лицензировании в ларьках торгуют спиртным, причем очень часто непонятного происхождения. О сроках годности, санитарных нормах хранения, прочих требованиях и речи нет. А значит, будущее не сулит казахстанским ларькам и уличным павильончикам ничего хорошего: в ближайшее время их число значительно сократится. В зоне риска стать безработным тогда окажутся около 117 тысяч сотрудников, потому что в ларьках обычно работают в две смены и примерно 20–30 тысяч предпринимателей. Кроме того, эксперты считают, что вместе с исчезновением малых торговых форматов потребители лишатся выбора, где покупать.


К тому же они существенно портят облик города, будь то Кызылорда или помпезная Астана. К этим выводам власти пришли уже в который раз за те семь лет, которые прошли со дня принятия закона о запрете на размещение ларьков и киосков. Согласно этому закону отдельно стоящие ларьки (нестационарные здания. – Прим. авт.) могут быть лишь в двух качествах: либо газетными, либо цветочными. Причем и на то и на другое необходимо получить специальное разрешение от региональных властей. Есть еще один пока еще разрешенный вид «некапитальной» торговли – приостановочные торговые комплексы, то есть размещенные на остановках общественного транспорта. Все остальное – вне закона. А на поверку…

Как-то стихийно год от года приходит административная нелюбовь городских властей к нестационарным объектам розничной торговли  (ларькам и павильонам). За нынешнее лето, по разным данным, в Казахстане было ликвидировано более 2 тысяч ларьков. Причем львиная их доля пришлась на Астану. Где, чтобы купить сигареты (по собственному опыту), нужно протопать два-три квартала в поисках хоть какой-нибудь торговой точки.

Еженедельно сотрудники столичного акимата, санитарные врачи и экологи вывозили и вывозят из спальных районов десятки металлических торговых палаток. Несмотря на активную и непримиримую борьбу, желающих торговать всем подряд, от ширпотреба до продуктов питания, на улицах и во дворах меньше не становится. Потому что есть спрос. Другое дело уже качество продукции, которую предлагают комочники.

По данным госсанэпидстанции столицы, большая часть претензий и жалоб именно на продукцию в комках. Там никто не проверяет сертификаты качества. Вразрез с законом о лицензировании в ларьках торгуют спиртным, и очень часто непонятного происхождения. О сроках годности, санитарных нормах хранения и прочих требованиях даже заикаться не стоит.

Будущее не сулит казахстанским ларькам и уличным павильончикам ничего хорошего: в ближайшее время их число значительно сократится, но уже не одними лишь административными усилиями. По мнению экспертов, киоски на улицах могут почти исчезнуть как класс из-за ряда уже принятых законов, а также законодательных инициатив, которые еще только на подходе.

К примеру, в Кызылорде на территории рядом с остановками они  выдавались предпринимателям в аренду на пять лет. Большинство  бизнесменов успело отстроить  на этих землях  добротные здания. Вот только эстетический вид многих из них не соответствует архитектурным нормам, да и срок аренды уже давно истек. Через суд акимату удалось выбить «добро» на снос этих строений.

А в Уральске с улиц начали убирать ларьки по продаже хлеба. Как сообщил главный санитарный врач города Мухамед Арыспаев, снос ларьков производится по инициативе отдела предпринимательства акимата города. Основание: торговля продуктами в точках, где нет водоснабжения, является нарушением санитарных норм, хлеб должен продаваться в специализированных магазинах.

– В среднем по Казахстану, насколько мне известно, размещено около 60 тысяч киосков, включая газетные, цветочные и приостановочные. В зоне риска оказывается около 117 тысяч сотрудников, потому что в ларьках обычно работают в две смены и примерно 20–30 тысяч предпринимателей, – говорит глава Ассоциации малого бизнеса Самат Жамалов. – Особенно тяжело перенесут удар регионы, где более высокий уровень безработицы. В результате закрытия малых предприятий по стране может высвободиться до 200 тысяч человек.

Эксперты считают, что вместе с исчезновением малых торговых форматов потребители лишатся выбора, где покупать. А значит, крупные ретейлеры смогут диктовать собственные условия. Пострадают и небольшие местные производители. Большинство продуктовых ларьков не может специализироваться на какой-то одной группе товаров. В них есть якорные продукты – пиво и табак. А кроме того, молоко и хлебобулочные изделия местных производителей. Далеко не каждый производитель в состоянии выполнить все условия крупных сетевых компаний, чтобы поставить свою продукцию на их полки.

Малые форматы торговли служат основным каналом сбыта для малых и средних производственных предприятий. При сокращении стрит-ретейла многие из них также обречены на вымирание. Правда, с ними вкупе вымрут и гаражно-подвальные спиртзаводы. Но это тема для уже совсем другой статьи.

– Не произойдет ни развития производства, ни перехода кадров, – категоричен Самат Жамалов. – Будет лишь сокращение рабочих мест – как в торговле, так и в производстве.

Между тем, по словам Самата, власти не выражают желания находить с малым бизнесом общий язык.

«В соседнем Алматы нашли прекрасный выход, – приводит пример эксперт. – При остановках там разместили мини-маркеты одинакового формата, – делится опытом глава ассоциации. – Очень удобно для местных жителей: им не нужно сворачивать после работы с дороги домой, чтобы купить себе, например, сосиски. Между тем, предлагая чиновникам сделать что-то подобное в нашем городе, я слышал в ответ, что у нас такое делать нецелесообразно: «от них одна грязь».

А между тем замена остановочных модулей в Алматы  происходила полностью за счет предпринимателей. В обмен они получали возможность торговать в пределах остановки и льготные арендные ставки. У этого проекта были сторонники и противники. Критики считали, что пункты торговли при остановках не делают город чище. Однако и социальная роль проекта была очевидной. К примеру, через эти пункты всегда можно было вызывать полицию.

– Все спущено на региональный уровень, что позволяет местным властям проявлять собственную фантазию, которая чаще всего направлена на уничтожение мелкой розницы – либо приводит к размещению на улицах только подконтрольных профильным чиновникам объектов, – считает Самат Жамалов. – Основные права малого, в том числе нестационарного бизнеса должны быть закреплены в законе, как это сделано, например, в Германии. Региональные власти в рамках этих основных принципов могли бы разрабатывать свои программы развития малого бизнеса, ориентируясь на спускаемые сверху целевые показатели. Отдавать формирование целей на уровень регионов в условиях отсутствия сильных торговых союзов, как показывает практика, нецелесообразно.

Сторонники сокращения уличной розницы обычно напирают на то, что это высвободит кадры для других отраслей. Высвободившихся (то есть потерявших свой ларечный бизнес) уже полно. Но обрести новое дело или трудоустроиться в других отраслях у большинства не получается. В качестве рецепта по выживанию в новых условиях власти способны предложить ларечникам очень немногое. Общая рекомендация – переходить на другой ассортимент. Например, на цветы и мороженое.

– У нас в Алматы и без того достаточно мест, где можно купить цветы, – говорит предпринимательница Юлия Нестеренко. – А мороженое – это сезонный продукт. С другим ассортиментом тоже возникают проблемы. Например, новосибирским ларечникам, работающим в зоне остановок, этим летом чуть было не помешали продавать даже безалкогольные напитки, запретив устанавливать холодильники рядом с торговыми точками.

Предпринимателям также рекомендуют заняться продажей газет. Однако и в этой нише наблюдаются неприятные тенденции. Большая часть торговых мест зафрахтована «насмерть», а конкурентов выживают всеми возможными способами, вплоть до организации поджогов. К примеру, в Шымкенте не так давно сгорело сразу три «левых» несетевых газетных киоска. Конечно, можно думать, что окурок бросили, но в голову все же лезет один сплошной негатив.

При этом экспертов умиляет тот факт, что гонения на ларьки происходят на фоне непозитивных прогнозов относительно второй фазы кризиса. Как ни крути, а уничтожать то, что может приносить доход и пополняет местные бюджеты (особенно в дотационных регионах) – просто преступно.

Алексей Храмков, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 14
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.382 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>