Ќовости  азахстана
»нформационный портал
  Locman.kz –азмер шрифта ¬верх

ѕопул€рное сегодн€


–еклама партнЄров



—ейчас читают


–еклама посетителей

 алендарь новостей

–азмер шрифта

ѕрогноз погоды


 урс валют
¬алюта ѕокупка ѕродажа
$
P


–оман Ћ”Ќ »Ќ: ¬ ћоскве необходимо строить мечети



–оман Ћ”Ќ »Ќ: ¬ ћоскве необходимо строить мечети

 

Ц ¬ первую очередь € хотел бы поздравить всех казахстанцев со св€щенным праздником  урбан айт и пожелать им счасть€, процветани€, духовного мира и согласи€ с самими собой и с окружающими.

Ц –оман Ќиколаевич, что дают религи€ и вера человеку?


Ц –елигиозные убеждени€, духовное мировоззрение и вера есть у каждого человека. ƒаже у того, кто считает себ€ неверующим, есть духовные потребности, представление о Ѕоге, поэтому религи€ €вл€етс€ одним из составл€ющих, одной из основ человеческой культуры. ќна играет огромную роль в жизни нашего общества, даже, несмотр€ на то, что сейчас активно верующих мало и религиозными вопросами интересуетс€ не так много людей, как бы этого хотелось религиозным лидерам. ¬ то же врем€ религи€ всегда будет играть ключевую роль в общественно-культурной жизни, в том числе в качестве культурного и исторического символа того или иного народа. ѕо роду своей де€тельности € встречаюсь с самыми разными верующими и лидерами религиозных организаций, и знаю, что вера зажигает искру в сердце человека, заставл€ет его по-особому думать и осознавать себ€. Ѕез веры жить т€жело. ¬о все века без веры т€жело было жить, так как именно вера отвечает на самые важные конечные вопросы быти€: что такое жизнь и смерть, как спасти свою душу, как верить в Ѕога и что будет после ухода в мир иной.

Ц  то в основном представл€ет ислам в ћоскве, выходцы из каких стран?

Ц ћосковска€ исламска€ община многонациональна. ¬ большей степени она представлена татарской диаспорой, есть представители различных народов —еверного  авказа, в том числе ƒагестана и „ечни. ¬ насто€щее врем€ в ћоскве действуют шесть мечетей. Ёто —оборна€ мечеть на проспекте ћира, ћемориальна€ мечеть на ѕоклонной горе, историческа€ мечеть на Ѕольшой “атарской улице, две мечети в ќтрадном и еще одна при резиденции иранского посла. ѕри поддержке главы „еченской –еспублики –амзана  адырова будет построена еще одна мечеть в Ѕутово.

ѕомимо этого, существует достаточно большое количество мигрантов Ц выходцев из разных среднеазиатских республик, которые также €вл€ютс€ верующими мусульманами и посещают мечети, хот€ нельз€ сказать, что они активные прихожане. “акже ћосква €вл€етс€ центром одного из крупнейших объединений мусульман –оссии Ч это —овет муфтиев –оссии во главе с председателем ƒуховного управлени€ мусульман ≈вропейской части –оссии –авилем √айнутдином. ÷ентр другого объединени€ Ч ÷ентрального ƒуховного управлени€ мусульман –оссии во главе с муфтием “алгатом “аджуддином находитс€ в ”фе.

Ц  ак-то по телеканалу Ђјсыл јрнаї транслировалась передача, в которой рассказывалось о коренной москвичке, живущей сейчас в јлматы и прин€вшей ислам. ¬ообще у нас, в  азахстане, немало русских, прин€вших ислам. ј в ћоскве русские принимают ислам?

Ц ¬ ћоскве есть сообщество русских мусульман, осознанно выбравших путь исламской веры. ¬ середине 2000-х годов была даже предприн€та попытка создать —оюз русских мусульман, однако движение русских мусульман так и осталось малочисленным и неформальным.  ак социолог, € не раз задавал имамам и муфти€м вопрос: Ђ„асто ли обращаютс€ к вам русские, есть ли среди прихожан новообращенные русские, которые сами осознанно решили прин€ть ислам?ї. ћне всегда говор€т, да, есть, что русские тоже ход€т в мечеть, изучают ислам и они как неофиты иногда более преданны исламу, более фанатично исполн€ют правила мусульманской веры.

ќбращение в ислам русских Ц довольно острый вопрос, вызывающий раздражение, в том числе со стороны –усской православной церкви, котора€ считает, что мусульманские проповедники привлекают к себе потенциально православных русских, тем самым занимаютс€ прозелитизмом. ‘актически это запретна€ тема, котора€ вызывает критику со стороны ћосковской патриархии и опасени€ у представителей власти. ƒа и сами руководители мусульманских общин не афишируют то, что к ним приход€т русские, чтобы не возникало никаких проблем.

Ќо, несмотр€ на это, сейчас этноконфессиональный образ религиозных общин несколько размываетс€. Ќельз€ сказать, что в ту или иную общину вход€т представители лишь одной национальности. ћы все-таки живем в динамично развивающемс€ мире, и информационное пространство нельз€ заблокировать. ” нас глобализаци€, с которой нельз€ справитьс€, ей невозможно ничего противопоставить, с ней просто нужно жить. –амки религиозных общин тоже расшир€ютс€, те движени€, которые ранее были маргинальными в обществе, вдруг начинают расти, по€вл€ютс€ новые течени€ и направлени€.

Ц ¬ ћоскве мусульманки ход€т в хиджабах?

Ц я сам чрезвычайно редко видел женщин, которые ход€т в хиджабах. Ќекоторые ход€т в платках и длинных плать€х, но лицо открытое. „тобы лицо было полностью закрыто Ц такого нет, это не прин€то у российских мусульман. –уководители ƒуховных управлений мусульман –оссии, исход€ из существующих обычаев и традиций российского ислама, не требуют ни введени€ хиджаба, ни введени€ норм шариата в стране.

Ц Ќедавно у нас муссировалс€ вопрос, можно ли в казахстанских школах девочкам-мусульманкам носить хиджаб? ѕредставители министерств внутренних дел, образовани€ и науки пространно по€снили этот вопрос. ѕервое: каждое учебное заведение имеет свой устав, который определ€ет право на ношение какой-либо формы одежды. ¬торое: у нас государственна€ система образовани€ и воспитани€ отделена от религиозных объединений и носит светский характер. “ретье: по  онституции у нас никто не может подвергатьс€ какой-либо дискриминации, в том числе по мотивам отношени€ к религии, убеждений. »з этого сумбурного ответа не поймешь, можно носить или нельз€. ј ¬ы как думаете, можно или нет?

-        »з ответа чиновников совершенно очевидно, что они хот€т переложить решение этой проблемы на сами учебные заведени€, подчеркнув при этом, что религиозным предпочтени€м не место в светской школе. ѕонимаете,  азахстан, как и –осси€, светское государство, где в рамках  онституции декларируетс€ светский характер государства, в том числе системы образовани€, гарантируетс€ равенство прав всех религиозных объединений и верующих. ѕоэтому в принципе нет ничего противозаконного в том, если кто-то будет ходить в какой-то другой особенной одежде. Ќикто не обратит на это внимание, если, конечно, она не скрывает лицо человека полностью. » в –оссии, и в  азахстане можно носить хиджаб, это не противоречит законодательству. ¬ нашей стране был прецедент, когда в “атарстане дес€ть женщин подали жалобу по поводу того, что им запретили фотографироватьс€ на паспорт в хиджабах. ћестный суд вынес решение не в их пользу, но ¬ерховный суд –оссии отменил его и вынес в пользу мусульманок.

— одной стороны, думаю, в школах на основании решени€ руководства учебного заведени€ и родителей учеников можно разрешить хиджаб, пусть это никого не пугает. Ќаоборот, ношение хиджаба только снимет все страхи, окружающие люди привыкнут к этой одежде, возможно, она им покажетс€ совсем не страшной, а даже красивой. — другой стороны, такое решение будет демонстрировать уважение к религиозным чувствам учениц, которые будут ходить в хиджабах. »ли если учительница будет ходить в школу в хиджабе, то это будет нагл€дно показывать, что и государство, и система образовани€ уважают духовные убеждени€ людей.

ќп€ть же, –осси€ и  азахстан, по-моему, не €вл€ютс€ государствами, где может быть восприн€та система жесткого соблюдени€ светскости и светских правил, как, например, во ‘ранции, где ношение хиджаба в общественных местах было запрещено по инициативе президента Ќикол€ —аркози. ¬ наших странах выстроена определенна€ система поддержки традиционных религий, соблюдени€ свободы совести и вероисповедани€, поэтому проблем с дискриминацией христиан или мусульман не должно возникать. ¬полне можно поддерживать традиционные религии без ущерба дл€ всех остальных верующих и без ущерба дл€ соблюдени€ принципа свободы религии и убеждений.

Ц ƒовольна ли общественность ћосквы моральным обликом св€щеннослужителей в церкв€х и мечет€х?

-        ћосква, —анкт-ѕетербург и другие крупные города –оссии €вл€ютс€ примерами активной культурной православной жизни, здесь действует целый р€д приходов, в которых налажено социальное служение, поэтому нареканий по поводу образовательного или морального уровн€, как правило, не возникает. ќднако в епархи€х в целом такие проблемы существуют, есть вопросы к св€щеннослужител€м. »ногда некоторые скандальные ситуации выливаютс€ в прессу. —ейчас, к примеру, масса вопросов возникает в св€зи с обсуждением законопроекта о передаче церкви имущества религиозного назначени€, так называемый законопроект о церковной реституции в –оссии, по которому церковь сможет получить в свою собственность не только сами здани€ церквей, но и монастыри, хозпостройки и даже музеи, существующие в монастыр€х и храмах, так как музейные ценности (иконы, иконостасы, другие предметы) также остаютс€ у церкви. Ётим очень обеспокоены сотрудники музеев. ¬ –оссии были случаи, когда церковь получала в свою собственность монастырь, где располагалс€ государственный музей со всеми музейными ценност€ми, и это приводило к фактической ликвидации музе€, увольнению его сотрудников. —ейчас церковь говорит, что намерена сотрудничать с музе€ми и создавать собственные церковные музеи, однако на деле церковные иерархии, особенно в регионах, действуют за спиной музейного сообщества, и это вызывает жаркие споры в обществе по поводу того, как –усска€ православна€ церковь и культурное сообщество, интеллигенци€ должны вести диалог между собой.

«абота об образовательном и моральном уровне духовенства стала одной из главных дл€ —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси  ирилла, который сейчас как бы вновь открывает ѕравославную церковь нашему обществу. ј вообще по поводу воспри€ти€ морального уровн€ духовенства, € могу привести любопытные итоги одного социологического исследовани€. ќказалось, что большинство граждан считает, что православие Ц это, прежде всего, св€той патриотический идеал, сакральна€ сила. Ћюдей, как ни странно, меньше всего интересует, каков моральный и образовательный уровень св€щеннослужителей. Ёто, видимо, объ€сн€етс€ тем, что граждане не принимают участи€ в реальной организованной религиозной жизни, не ход€т каждое воскресенье на исповеди, литургии, не слушают проповеди.

Ц –оман Ќиколаевич, расскажите, пожалуйста, о конфликте вокруг строительства мечети в ћоскве. ѕравда ли, что вовлеченные в борьбу против ее сооружени€ активисты православной общественности убеждены, что это сделает «латоглавую Ђмусульманским городомї и вызовет здесь социальное напр€жение?

Ц ƒействительно, сейчас у нас широко обсуждаетс€ возможность строительства мечети в московском районе “екстильщики и вообще, сколько мечетей нужно в ћоскве. »нициативна€ группа собрала где-то 25 тыс€ч подписей против строительства мечети в “екстильщиках. Ќо эти люди выступают не против самой мечети, а против строительства мечети именно на этом месте и там ситуаци€ довольно сложна€. ƒело в том, что года два назад московские власти отказали православным гражданам в строительстве православного храма практически на том же месте, а мусульманам, получаетс€, разрешили.  роме того, на этом месте есть парк, и москвичи не хот€т, чтобы на его территории было что-то построено.

я считаю, что здесь присутствуют не столько антимусульманские настроени€, сколько сами представители власти просто лен€тс€ работать, проводить открытые слушани€ по поводу строительства мечетей, и вообще бо€тс€ открыто говорить на религиозные темы. „иновниками религиозные вопросы решаютс€ обычно кулуарно, исход€ не из  онституции и «акона о свободе совести, а из личных, часто невежественных представлений о том, что вот с этими традиционными религи€ми мы поддерживаем отношени€, а с этими, которые могут быть Ђсектантамиї, нет, хот€ те тоже законопослушные, зарегистрированные тем же государством. — этой точки зрени€ кого-то называть сектами, враждебными, сумасшедшими мошенниками и так далее, по крайней мере, некорректно, в большинстве случаев это оскорбл€ет религиозные чувства людей. √осударство в лице отдельных чиновников само делит граждан по религиозным признакам и, таким образом, нарушает закон, разжигает конфликт, пытаетс€ внушить, что это граждане так агрессивно настроены против строительства новых мечетей, хот€ это не так.

Ц  ак, на ¬аш взгл€д, можно дипломатически уладить столь щепетильный вопрос?

Ц ѕо поводу строительства мечети московские власти об€зательно должны проводить работу с гражданами, спрашивать у них разрешени€, приводить к ним представителей мусульманской общественности, чтобы горожане воочию увидели, какие мусульмане живут в ћоскве. ¬ласти должны помогать люд€м справитьс€ со стереотипами, к примеру, о том, что в мечети будут ходить мигранты, гастарбайтеры, которых население пугаетс€. Ќадо понимать, что мечеть и исламский культурный центр, которые обычно существуют при мечет€х, это открытые общественно-духовные учреждени€, куда приход€т мусульмане, мол€тс€ и обучаютс€ исламской вере. ѕоэтому в ћоскве просто необходимо строить мечети и исламские культурные центры, чтобы здесь реально присутствовал умеренный цивилизованный ислам, который власти в принципе должны поддерживать перед лицом угрозы по€влени€ разного рода новых исламских направлений. Ќо, как € уже отметил, мешают определенные стереотипы и страх. Ќе вид€ истинного лица ислама, местные жители бо€тс€ телевизионного образа мусульманина-террориста, и это вина, в том числе властей, действующих кулуарно, директивными методами и не принимающих меры дл€ того, чтобы сн€ть этот страх.

  слову, к спору о строительстве этой мечети еще добавилась полемика вокруг сооружени€ православных храмов в ћоскве. ѕравительство столицы еще при Ћужкове обещало возвести в городе двести православных храмов. ≈стественно, мусульмане завели разговор, а почему нам нельз€ строить мечети, если городска€ мэри€ намерена построить двести храмов –усской православной церкви, у нас же ислам тоже традиционна€ религи€. ” нас и буддизм традиционна€ религи€, и иудаизм традиционна€ религи€, так постройте тогда всем культовые здани€.  онечно, власти в этом отношении пошли не по правовому пути. „иновник должен исходить из необходимости соблюдени€ межрелигиозного мира и воспитани€ толерантности, веротерпимости в обществе, а дл€ этого нужно было пригласить представителей всех основных религиозных объединений, существующих в ћоскве, собрать не только православных, но и мусульман, католиков, старообр€дцев, протестантов, баптистов, буддистов, иудеев и решить их вопросы. ћосквичи прекрасно понимают и осознают, что ћосква Ч многоконфессиональный город, поэтому здесь должно быть разнообразие, должны быть и православные храмы, и мусульманские мечети, и буддистские дацаны, и еврейские синагоги, и баптистские, п€тидес€тнические молельные дома Е

Ц ≈сть ли в –оссии религиозные исламские течени€ радикального толка и псевдоисламские организации?

Ц ¬ –оссии периодически возникают проблемы с радикальными исламскими организаци€ми, правоохранительные органы отслеживают по€вление и де€тельность мелких ваххабитских группировок, но сказать, что в –оссии сложились организованное радикальное исламистское движение, организованный ваххабизм довольно сложно. ћолодые общины, часто возникающие при мечет€х, особенно на —еверном  авказе, априори не представл€ют большого вреда дл€ мусульманской общины, так как само по себе стремление исповедовать Ђчистый исламї (ваххабизм) не €вл€етс€ преступлением. ¬аххабизм Ц государственна€ религи€ —аудовской јравии и, по своей сути, пр€мо не влечет за собой каких-то экстремистских действий. “ем не менее, необходимо отслеживать поступающую из-за рубежа литературу, де€тельность проповедников, призывающих молодежь к экстремизму, например, к джихаду, построению исламского халифата противоправными методами. ¬от в этом есть определенна€ проблема, поэтому ƒуховные управлени€ мусульман должны больше работать с молодежью.

’очетс€ подчеркнуть, что у нас существует проблема с квалифицированными экспертными заключени€ми касательно признани€ той или иной литературы экстремистской. «ачастую прокуратура выбирает экспертов самосто€тельно, ими станов€тс€ те, кто вообще не имеет никакого отношени€ к религии, не знает, что такое ислам. ќни вырывают фразу из какого-нибудь текста уважаемого исламского автора и делают заключение, что это разжигание межрелигиозной розни и на основании этого суд может признать книгу экстремистской, и ее внесут в соответствующий федеральный список. ѕри этом опровергнуть неправосудное решение в вышесто€щих инстанци€х очень сложно, практически невозможно.

ƒруга€ проблема заключаетс€ в том, что правоохранительные органы в ходе оперативно-профилактических меропри€тий заблаговременно оказывают давление на молодежные группы, изучающие ислам, и таким образом, намеренно их радикализируют. ∆алобы на подобные действи€ есть, но все же в –оссии не это €вл€етс€ главным в рамках общественных дискуссий о религии, которые ведутс€ в насто€щее врем€.

Ц ј что главное?

Ц √лавный вопрос, который дискутируетс€ сейчас в –оссии, о том, насколько государство должно поддерживать традиционные религии и в частности –усскую православную церковь.  огда —в€тейший ѕатриарх ћосковский и все€ –уси  ирилл возглавил –усскую православную церковь, то он сразу привнес очень много нового в духовное, социальное, гражданское возрождение православной жизни –оссии. ќн в какой-то степени стал провокатором общественного мнени€, он посто€нно задевает острые вопросы, дает духовно-политические комментарии и заставл€ет общество обсуждать эти вопросы. “о есть церковь при ѕатриархе  ирилле стала по существу создавать повестку дн€ общества. ѕредсто€тель –усской православной церкви Ц талантливый, эрудированный проповедник, умеющий по-христиански поддержать людей, найти такие слова, которые дают люд€м надежду, простые, но совершенно естественные ответы на житейские вопросы. ƒумаю,  азахстан смог убедитьс€ в этом в ходе визита ѕатриарха  ирилла в јлматы. (Ќа дн€х в  азахстан на служение направлен новый епископ –усской православной церкви ¬арнава, которому поручена ѕавлодарска€ и ¬осточно- азахстанска€ епархии. „ин возведени€ в архиерейский сан совершил в московском ’раме ’риста —пасител€ ѕатриарх  ирилл. ¬  азахстане центры православных структур наход€тс€ в шести городах Ч јстане, јлматы, ”ральске,  араганде,  останае и в ѕавлодаре Ц “. Ќ.).

Ѕлагодар€ ѕатриарху, стали обсуждатьс€ и вопросы об участии церкви в социальном служении в школе, армии, во взаимодействии с интеллигенцией. “акже он подн€л вопросы, св€занные с миссионерским служением в церкви, которые раньше всегда были на втором плане. “акже у нас вводитс€ институт военного духовенства, в армии по€вились св€щеннослужители, окормл€ющие солдат. ¬ ћинистерстве обороны уже создано специальное управление, которое будет заниматьс€ работой с верующими военнослужащими и сейчас военные капелланы Ц это, прежде всего, православные и мусульмане начинают работать в армии на более официальном уровне. ѕомимо этого, подн€т вопрос о преподавании в школе основ православной культуры и религии вообще.

Ц Ќасколько € знаю, основы православной культуры преподаютс€ в российских школах давно, с середины дев€ностых годов прошлого века.

Ц ¬ерно, но это делалось на региональном уровне. ѕосле встречи ѕатриарха  ирилла и представителей нетрадиционных религиозных организаций с ѕрезидентом ћедведевым в прошлом году, было решено провести эксперимент в целом р€де регионов –оссии по преподаванию такого образовательного модул€, как духовно-нравственна€ культура. ћодуль предусматривает преподавание основ четырех традиционных религий Ц православи€, ислама, иудаизма и буддизма, а также мировых религий и светской этики. ќни предлагаютс€ на выбор самим учащимс€.

Ц ≈сть ли в –оссии учебники по духовной культуре и как бы ¬ы оценили их качество?

Ц ¬ р€де областей –оссии Ц  урской, —моленской и Ѕелгородской опробованы местные региональные учебники по православной культуре. ¬ ¬ологодской, ¬ладимирской и  остромской област€х преподаетс€ курс Ђ»стокиї, в рамках которого сочетаютс€ православие и краеведение. ≈сть и другие учебники, рассказывающие о вере, но качество у них неважное. ¬з€ть, к примеру, учебник о православии ќтца јндре€  ураева, который в качестве эксперимента вводитс€ в школах и подвергаетс€ сильной критике. ќн был написан спешно, за три мес€ца и совсем не детским €зыком. »ли вз€ть учебник јллы Ѕородиной. ѕервый раздел посв€щен только одной теме, одному тезису, что русский человек должен быть только православным. ¬ светской школе нельз€ об этом говорить так резко, радикально.

¬ некоторых учебниках были главы, посв€щенные противодействию сектам, говорилось о том, что в –оссии есть угрозы и опасность псевдорелигиозных организаций. ѕри этом перечисл€лись не православно-христианские церкви, а те организации и движени€, которые €вл€ютс€ законопослушными и вполне нормально существуют в –оссии. Ёто протестанты-п€тидес€тники, харизматы, баптисты. —реди новых религиозных движений Ц свидетели »еговы, мормоны и саентологи, которых тоже обвин€ли в разных грехах именно с православной точки зрени€. Ќо эти организации в –оссии существуют легально, и нет никаких причин называть их сумасшедшими и мошенниками. ѕо крайней мере, с правовой точки зрени€ и с точки зрени€ светской школы, где недопустимо раздел€ть людей по религиозному признаку, ибо это вносит раскол между детьми и их родител€ми и это прекрасно понимают сами преподаватели. Ќасколько € знаю, в  азахстане тоже есть учебник по основам религиоведени€, в котором тоже есть главы, посв€щенные сектам. Ћюди часто называют сектами те организации, о которых совершенно ничего не знают. јнтисектантские за€влени€ стали своего рода страшилкой, и никто не утруждает себ€ тем, чтобы узнать, какова в реальности религиозна€ жизнь. ¬се говор€т об этом, но никто не знает, что это такое.

Ц  стати, а что это такое. ” нас какое-то врем€ тоже говорили о свидетел€х »еговы как о секте. »з любопытства профессионального € несколько раз посетила их собрани€ и, на свой поверхностный взгл€д, ничего сектантского в их действи€х не узрела.

Ц —лово Ђсектаї используетс€ в самых разных значени€х. ¬ религии это какие-то мелкие группы, которые откололись от господствующего учени€. ¬от сейчас в –оссии сектой называют группу последователей архимандрита ѕетра  учера в Ѕоголюбовском монастыре, где разгораетс€ скандал по поводу некорректного и даже грубого, жестокого обращени€ с детьми. »х лишали пищи, сна, одну девушку заставили съесть большое количество соли, она попала в больницу. ” детей не было нормального обучени€, что св€зано с несовместимой с православием идеологией, им показывали антисемитские фильмы, разжигалс€ национализм. ѕоследователи ѕетра выступают против глобализации, против паспортов, присвоени€ »ЌЌ гражданам, так как считают, что все это от дь€вола.

¬ наше врем€ православное сектоведение называет сектами баптистов, адвентистов, евангелистов, п€тидес€тников.   ним же присоедин€ют свидетелей »еговы, саентологов, сатанистов. —ловом, всех сваливают в одну кучу и говор€т, что это враги, с которыми надо боротьс€. “акже православные сектоведы отслеживают и контролируют де€тельность новых религиозных движений, которые организуют ново€вленные пророки, экстрасенсы, целители. Ћюди, пострадавшие в сомнительных религиозных организаци€х, могут прийти в антисектантские центры и пройти духовную реабилитацию.

 онечно, борцы с Ђсектамиї имеют право со своей православной точки зрени€ критиковать движени€, которые им не нрав€тс€. ќднако когда выводами сектоборцев, таких как радикальный лидер антисектантского центра »риней Ћионской, јлександр ƒворкин начинают пользоватьс€ чиновники, то они нарушают закон. ќни не разбираютс€ в сути вероучени€ и практики разных движений, а просто пытаютс€ представить их преступниками, от чего страдают вполне респектабельные и законопослушные протестанты, прежде всего, п€тидес€тники, которые, кстати, хорошо представлены и в  азахстане.

Ц »меете в виду церковь ЂЌова€ ∆изньї? „то ¬ы можете сказать о ней?

Ц Ёто крупнейша€ протестантска€ церковь  азахстана, имеюща€ здесь 70 церквей и 22 миссионерские станции. ќна не только свободно миссионерствует по всей стране, но в рамках своей миссии организовала казахскую и уйгурские общины верующих. ѕомимо этого, активисты ЂЌовой ∆изниї создали свой спутниковый канал CNL, который вещает по всей —редней јзии, а также в «ападной и ¬осточной —ибири и на ”рале.

Ћидер п€тидес€тнического объединени€ ЂЌова€ ∆изньї пастор ћаксим ћаксимов высказывает полную поддержку Ќазарбаеву за его политику Ђрелигиозного спокойстви€ и гармонииї, но все же видит опасность, исход€щую от исламских националистов.  ак он выразилс€ в одном из интервью, Ђдл€  азахстана традиционной религией €вл€етс€ ислам, протестантизм, православие и иудаизм. Ќадо сказать, что протестантов поначалу не хотели включать в число традиционных религий. Ќо мы убедили власть. ѕроводили Ђкруглые столыї, форумы и сумели объ€снить, что протестантизм Ц это традиционна€ религи€ дл€  азахстана. Ќо здесь надо учитывать один момент, присущий стране, у которой религией большинства €вл€етс€ ислам. ¬ таких услови€х христианские церкви разных конфессий стараютс€ единитьс€ї.

Ѕлагосклонность государства не €вл€етс€ дл€ руководства церкви ЂЌова€ ∆изньї поводом к отказу от миссии среди мусульманских этнических групп. Ќаоборот, дл€ такого рода миссии в 2000 году была создана школа, котора€ готовит миссионеров дл€ –оссии, а также стран ÷ентральной и ¬осточной јзии. ћежду тем, с конца 90-х годов в  азахстане делаютс€ попытки прин€ть дискриминационный по отношению к протестантам закон о религии. Ќа местном уровне на пасторов налагаютс€ штрафы, учител€ пугают детей зомбированием и опасностью превращени€ в наркомана в рамках протестанткой общины, а чиновники вид€т угрозу национальной безопасности в том, что тыс€чи казахов обратились в евангельское христианство. ѕериодически широкой общественности станов€тс€ известны случаи конфликтов казахов-христиан с мусульманами, в том числе и в рамках семейных кланов.

Ц ¬  азахстане существует религиозное многоцветие и вр€д ли кто это станет отрицатьЕ

Ц Ѕесспорно, в вашей стране, как и в других постсоветских государствах религиозное многоцветие уже стало непреложным фактом, от которого не убежать никуда, как и от процессов глобализации, идущих в мире. ќднако соблюдение свободы совести и само по себе воспри€тие этого принципа Ц процесс более сложный, который развиваетс€ исход€ из национальных особенностей, жесткости политики государства и его идеологии, степени открытости общественной дискуссии. ѕрактически утверждение свободы религии, как и любой другой свободы, происходит в ходе многочисленных конфликтов.

ƒумаю, миролюбива€ политика ѕрезидента  азахстана Ќурсултана Ќазарбаева позволит республике стать своего рода примером, образцом дл€ подражани€ дл€ других республик —редней јзии, где ситуаци€ с правами верующих и правами человека в целом намного сложнее. »деологи€ толерантности, мира между религи€ми, проведение съездов мировых религий сочетаютс€ со стремлением  азахстана соотносить свое законодательство с международными нормами. Ёто позволит учитывать уже сложившеес€ религиозное многообразие вашей страны и утверждать базовые принципы свободы совести дл€ всех религиозных объединений.

 

“оргын Ќ”–—≈»“ќ¬ј,

nurseitova@zakon.kz,

 nurseitova@mail.ru

јлматы Ц ћосква

 

 

јлександр —”¬ќ–ќ¬, протоирей, статс-секретарь ѕравославной церкви  азахстана:

Ц ¬ новое врем€ формируютс€ светские представлени€ о свободе совести на основе Ђестественногої права. Ѕорьба за свободу совести становитс€ частью борьбы за гражданские права и свободы. ¬ государстве, законы которого основаны на здравом рассудке, каждый может жить по указанию разума, то есть быть свободным. ќднако государство должно сдерживать культы, вли€ющие на ограничение этой свободы, нравственные принципы которых идут вразрез не только с традиционными религи€ми, но и с правовыми нормами секул€рного общества. ”важа€ международные законы, мы не должны идти в угоду ве€ни€м, размывающим национальную самоидентификацию. Ќам пора уже пон€ть, что при всем уважении к ’ельсинской группе и докладам √осдепа —Ўј, мы живем в своей стране, у которой есть свои национальные интересы. ќ какой, например, свободе совести можно говорить, когда в той же ¬еликобритании уже мусульмане защищают –ождество, когда ношение крестика и даже рождественские елки €кобы стали раздражать определенные слои населени€?! Ёто разве не ограничение на выражение воли своей совести? ѕочему, когда некоторые из сект запрещены, к примеру, законодательством некоторых ‘едеральных земель √ермании и р€дом других государств, они легитимно действуют в нашей стране, и когда государство принимает попытки ограничить их де€тельность, внешнеполитическое ведомство получает замечани€ в нарушении человеческих прав? ”важа€ свободу общества, мы должны избегать другой крайности, когда традиционна€ религи€ ограждает своих последователей от нравственного разложени€, то есть занимаетс€ своими пр€мыми об€занност€ми, разнокалиберные правозащитники начинают трубить о нарушении прав человека. Ќе следует путь пон€ти€ Ђсвободаї и Ђгрехї.

 

¬ладими𠻬јЌќ¬, главный инспектор акима јлматы по работе с религиозными организаци€ми:

Ц «а последние двадцать лет количество религиозных объединений в  азахстане резко возросло. ѕо-прежнему основна€ масса верующих Ц мусульмане и православные. ¬ разных регионах этот показатель составл€ет от 99 до 93-94 процентов. ¬месте с тем, если рассматривать абсолютные данные по количеству объединений, то здесь ина€ картина. Ќа первом месте ислам, на втором Ц –усска€ православна€ церковь, затем идут объединени€ евангельских христиан-баптистов, евангелических лютеран, –имско-католической церкви и адвентистов —едьмого дн€. ¬ дев€ностые годы прошлого столети€, то есть с началом миссионерского периода, в  азахстане возникло немало различных христианских и, главным образом, протестантских миссионерских объединений. ќткрывались новые церкви, образовывались новые деноминации, различные религиозные ассоциации, надконфессиональные сообщества. Ёто неудивительно при том удивительном легковерии, с которым в качестве панацеи от всех бед принималось все, упакованное в иностранные обложки. ѕоследние годы у нас наблюдалс€ значительный рост очень широко распространенных на «ападе харизматических религиозных объединений, в том числе пресвитерианские, методистские, евангельские. “олько в јлматы и по югу  азахстана их насчитываетс€ около ста, в их составе немало образованной молодежи. ѕричина этого €влени€ кроетс€ не только в стремлении приобщитьс€ к духовным и материальным иде€м «апада, но и в определенной степени в кризисном €влении в традиционных направлени€х, которые оказались неподготовленными к усвоению огромного количества неофитов. ћногие из этих течений отличаютс€ от других религий тем, что обещают помощь по вере сразу, а не по окончании жизни.

 

«амира  ј–јЅј≈¬ј, зав. отделом по международным св€з€м и аналитики  ыргызско-–оссийского —лав€нского университета (Ѕишкек):

Ц —егодн€, традиционно разделенный на юг и север  ыргызстан по территориальному, экономическому и этническому признакам, разделен еще и по признаку вли€ни€ Ђпришлыхї религий. ёг страны становитс€ все более исламско-радикальным, север Ц более христианско-протестантским. Ќо очевидным отличием в де€тельности христианских организаций €вл€етс€ отказ от политики разделени€ прихожан по национальному признаку. —егодн€ 15 тыс€ч этнических кыргызов помен€ли религию и прин€ли христианство, причем протестантского толка. ѕроблема прозелитизма дл€  ыргызстана, большинство жителей которого идентифицирует себ€ как мусульмане, €вл€етс€ болезненной проблемой, как и в любой происламской стране. ѕочти в каждом населенном пункте республики действуют молитвенные дома самых разных нетрадиционных дл€ наших стран конфессий. ѕрозелитизмом, под которым мы понимаем активное миссионерство с использованием специальных технологий среди представителей других конфессий, занимаютс€ мунниты, саентологи, представители харизматических культов, адвентисты, свидетели »еговы и многие другие. ѕо€вились проблемы межконфессиональных отношений среди представителей титульной нации. ∆ители кыргызских сел требуют выселить вероотступников, запрещают хоронить на мусульманских кладбищах умерших кыргызов-протестантов, возникают земельные и водные споры. ¬ урегулировании конфликтных ситуаций, возникающих практически во всех регионах  ыргызстана, принимают участие государственные организации, общественные и религиозные де€тели, представители Ќѕќ. ¬о избежание конфликтных ситуаций, некоторые специалисты предлагали прин€ть меры по ужесточению существующего законодательства, особенно по вопросам, касающихс€ процедуры учетной регистрации. ƒругие считают важным вести воспитательную работу среди лидеров новых религий с требовани€ми уважени€ культурных и духовных ценностей местного населени€. ќстро встал вопрос о духовной безопасности кыргызского народа.

»нформационна€ служба ZAKON.KZ

ѕоделитесь с друзь€ми



 омментарии пока отсутствуют







Ќа главную
Ќазад
—ледующа€

ѕросмотров 50
–абота на дому


¬рем€ загрузки страницы 0.509 сек.
’остинг - –азработка - —опровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>