«Итоги развития Казахстана в течение последних полутора лет демонстрируют довольно тревожные тенденции. Небывалые прежде по своему количеству и масштабности проявления терроризма и экстремизма, многодневные забастовки на предприятиях нефтегазового комплекса, уничтожение личного состава пограничного поста «Арканкерген», массовое убийство на территории Иле-Алатауского национального природного парка. При этом в ближайшее время не исключены проявления новых вызовов и угроз. |
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в августе этого года провело исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно вероятных рисков для стабильного развития Казахстана, которые могут проявиться в течение ближайших двух лет.
По результатам исследования наиболее существенными рисками для стабильного развития Казахстана были признаны:
- Дестабилизация в системе власти вследствие неконтролируемого столкновения различных групп влияния между собой (20,24 баллов)
- Провокации (политические, криминальные) с многочисленными человеческими жертвами (19,13)
- Масштабные проявления терроризма и экстремизма (18,95)
- Утрата дееспособности Президентом РК (18,86)
- Рост социальных (трудовых, молодежных, мигрантских и т.д.) протестов (волнений) (18,62)
- Использование широкомасштабного компромата в целях дискредитации Президента РК и его ближайших соратников и формирования в обществе массового недоверия к руководству республики, институту государственной власти (18,1)
Тот факт, что половина из названных рисков связана с фактором внутриэлитных отношений объясняется положением групп влияния в Казахстане, фактически определяющих содержание, ход и результаты всех общественно-политических процессов в стране. Показательно, что риск возможного выхода противостояния групп влияния из-под контроля руководства страны и, как следствие, дестабилизации в системе государственной власти занимает 1-е место по вероятности возникновения (4,62 балла) и 2-е место – по уровню своей угрозы (5,36 баллов).
Менее всего эксперты обеспокоены возможностью утраты Президентом РК Н.А. Назарбаевым своей дееспособности. Данный риск по степени своей вероятности занимает 16-е место (3,71 балл) среди остальных. Однако по уровню своей угрозы этот риск занял 1-е место (5,5 баллов). Это обстоятельство свидетельствует о высокой степени важности пребывания действующего Главы государства на своем посту и осуществляемого им политического курса с точки зрения обеспечения стабильности и безопасности Казахстана.
В число наименее существенных рисков вошли:
- Вооруженные пограничные конфликты с соседними центрально-азиатскими республиками (12,1 балла)
- Импорт «цветной революции» (13,45)
- Катастрофы природного и техногенного характера (разрушительные землетрясения, наводнения, аварии и т.д.) (13,72)
- Экологическая катастрофа на Каспии вследствие активизации разведки, добычи и транспортировки углеводородных ресурсов (13,78)
Среди рисков, имеющих внешнее происхождение, сравнительно высокие показатели (на одном уровне по степени вероятности (4,38 баллов) с политическими и/или криминальными провокациями) заняла новая волна мирового финансово-экономического кризиса. По уровню угрозы рассматриваемый риск находится на одной позиции с политико-экономической экспансией Китая (4,43 балла).
Наиболее вероятными и угрожающими стабильному развитию казахстанского общества и государства способны стать те вероятные риски, которые имеют чисто казахстанские корни. При этом самыми существенными рисками являются те, которые создают угрозы для государственной власти и лично Президента РК как высшего ее носителя. Основными факторами, обуславливающими эти риски, выступают:
- раздробленность властвующей элиты республики на группы влияния и их постоянное соперничество за контроль над политическими, экономическими и информационными ресурсами страны;
- стремление различных групп влияния получить определенные преимущества перед своими соперниками для будущей борьбы за власть и возможность влиять на подбор и выдвижение кандидатуры на позицию следующего главы государства.
Очевидно, что такое внутриэлитное противостояние способствует дезорганизации системы государственной власти, формированию в обществе настроений недоверия к данной системе и ее отдельным представителям и, в конечном итоге, не позволяет ей адекватно реагировать на всевозможные вызовы и угрозы. В любом случае проявление различных социально-политических рисков для стабильности и безопасности страны является, прежде всего, показателем критического положения дел в системе государственной власти и управления.
Поэтому в целях недопущения соответствующих угроз необходимо выработать и реализовать комплекс мер, среди которых ключевыми могут стать усиление прямого президентского контроля в отношении подчиненной ему системы государственной власти и управления, с одной стороны, и создание действенных механизмов общественного контроля, с другой стороны. Кроме того, необходимо способствовать расширению постоянного взаимодействия государства и его органов на всех уровнях с обществом, его институтами и отдельными гражданами на основе конструктивизма, взаимопомощи и солидарности», - говорится в сообщении агенства.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 2.200 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |