Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Один донор может спасти 8 жизней или улучшить жизнь 50 человек, предоставив определенные ткани своего организма



Один донор может спасти 8 жизней или улучшить жизнь 50 человек, предоставив определенные ткани своего организма

 

В стране и в обществе остро стоит вопрос о донорствеС тех пор как казахстанские хирурги освоили технику трансплантации органов, в стране и в обществе остро стоит вопрос о донорстве.

И если родственное донорство имеет место быть в силу высокой ценности семейных уз, то трупное донорство органов сведено к абсолютному нулю по тем же ментальным предубеждениям. Эта отрасль медицины, как никакая другая, зависит от общественного мнения. Хотя законодательство Казахстана, руководствуясь понятием «презумпция согласия», позволяет каждого умершего рассматривать как потенциального донора органов. В Казахстане с 27 по 30 августа пройдет республиканская акция «Подари надежду», главной темой которой будет проблема донорства органов. К разъяснительной работе среди населения привлечены и духовные лидеры религиозных конфессий, представленных в Казахстане. Ведь любая религия говорит о необходимости помогать страждущим. И для Всевышнего важна душа человека, а не наличие органа в умершем теле.


Долгое время о советских, а потом уже постсоветских хирургах ходила не самая лестная шутка: «Хирург – он, как сапер, ошибается только один раз. Правда, если сапер ошибается только один раз в своей жизни, то хирург ошибается только один раз в вашей жизни. Даже если после ошибки хирурга вам удалось сохранить жизнь, поверьте, она такая вам на хрен не нужна. Как и сапер, хирург руководствуется не накопленной информацией, а интуицией. И в этом наше счастье, поскольку в медицине интуиция по-прежнему куда надежнее». И хотя для казахстанских хирургов по-прежнему интуиция очень важна, поскольку в сложных ситуациях она срабатывает как озарение свыше, как седьмое чувство, настойчиво твердящее, что надо сделать именно так, а не иначе. Однако наши мастера скальпеля уделяют огромное внимание вопросам обучения и повышения уровня своего профессионализма.

Новым Эверестом для отечественной хирургии стала трансплантация органов. За последние полгода хирурги Национального научного центра хирургии имени А. Сызганова провели три успешные операции по пересадке печени реципиенту от живого донора. В первый раз им помогали коллеги из Беларуси, где такие операции поставлены на поток, во второй и третий раз – наставники из Японии. Последние сделали свое весомое заключение: казахстанские хирурги способны проводить операции подобной сложности самостоятельно, без надзора со стороны зарубежных хирургов. Тем не менее казахстанские хирурги намерены продолжить свое обучение в деле освоения мультиорганной трансплантации. Как сообщил доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор АО «Национальный научный центр хирургии имени А. Сызганова» Жеткерген Арзыкулов, в сентябре планируется учебная поездка казахстанских хирургов в Японию с целью обогащения знаний, освоения новых техник проведения операций максимальной сложности. Плановое обучение казахстанские хирурги будут проходить в Нагасаки.

Отечественные хирурги своими острыми скальпелями вскрывают не только плоть, чтобы обнажить проблему человеческого организма и по возможности удалить ее, но и проблемные моменты ментальности казахстанского народа. Благодаря сохранившимся семейным традициям, высокой ценности родственных связей и уз крови, мы готовы отдать свою почку – их все равно две – брату или сестре, отцу, матери, сыну, дочери и другим родственникам, если очень подумать, готовы отдать часть своей печени – это ведь уникальный орган, способный восстановиться. И это очень ценно как для народа, так и для хирургов, которые в результате освоили более сложную технику трансплантации органов – от живого донора. Напомним, что эта операция сложна не только тем, что врачам и ассистирующему медперсоналу в состоянии жесточайшего напряжения нужно отстоять в операционной как минимум 12 часов, а то и все 24 часа, забыв о голоде и жажде, о естественной нужде, потому что каждая минут на счету. Здесь еще имеет место быть цена вопроса, эквивалентная двум жизням родных людей. Обоих нужно спасти. Обоих нужно поставить на ноги и вернуть к полноценной жизни. И наши хирурги умеют это делать.

Но оказалось, что для казахстанцев жизнь постороннего человека не так важна, как хотелось бы думать и верить. Мы не готовы к тому, чтобы отдать незнакомцу органы нашего умершего родного и близкого. Нас смущают наши скудные представления о мире, Всевышнем и его отношении к донорству и к отсутствию органа внутри умершего тела.

– Когда поднимается тема о трансплантации органов, как правило, граждане воспринимают себя в качестве донора, но меньше думают о том, что в любом возрасте человек может оказаться и в качестве реципиента. Пока человек и его семья сами не столкнулись с этой ситуацией, они не могут оценить весь масштаб проблемы и то, насколько каждый из нас зависит от другого, даже если мы не знакомы. В связи с этим к работе по развитию и распространению идей донорства среди граждан мы привлекли духовных лидеров религиозных конфессий, представленных в Казахстане, в первую очередь мусульманства и православия, как наиболее распространенных среди населения, – сообщил заместитель директора по научно-клинической работе АО «Национальный научный центр хирургии имени А. Сызганова» Манас Рамазанов.

Следующим этапом развития трансплантологии в Казахстане является операция по пересадке сердца. К этой операции отечественные хирурги полностью готовы.

– Мы подготовили специалистов, которые прошли обучение в ведущих мировых медицинских центрах, где трансплантация сердца поставлена на поток, успешно провели экспериментальные операции на животных, собрали всю необходимую материально-техническую базу, составлен список реципиентов, которые нуждаются в операции на сердце. Также мы достигли всех договоренностей с органами ЧС и дорожной полицией по вопросам транспортировки органов. Дело в том, что донорское сердце может прожить максимум 4 часа вне тела. И за это время его нужно транспортировать, внедрить в тело реципиента и запустить, чтобы оно не перестало биться, – рассказал Арыстан Сейдалин, заведующий отделением кардиохирургии АО «ННЦХ имени А. Сызганова», доктор медицинских наук, профессор.

Реципиенты – это люди, которые прошли все существующие в настоящий момент методы лечения – и медикаментозное, и механическое, и хирургическое вмешательство, но все безуспешно. Таких людей в Казахстане порядка 300 человек. Эти люди включены в список ожидания. Но срок жизни, отпущенный им, если не будет найдено донорское сердце, может не превысить и полугода.

– Сейчас мы занимаемся мониторингом ситуации по всем клиникам, расположенным в Алматы и Алматинской области, для того, чтобы при появлении донора быстро отреагировать на ситуацию. Донором может стать человек, который получил травмы, несовместимые с жизнью, то есть у него произошла смерть мозга, тогда как другие органы еще жизнеспособны. Но вся проблема заключается в том, что общество не готово к трупному донорству. Только поэтому операция по пересадке сердца в Казахстане еще не состоялась, – добавил Арыстан Сейдалин.

По словам Манаса Рамазанова, для донорства органов в Казахстане создана весьма прогрессивная законодательная база. На сегодняшний день правовая, законодательная база Казахстана позволяет производить трансплантацию органов как трупную, так и родственную. Но медики постоянно сталкиваются с глухой стеной общественного непонимания всей важности проблемы, ценности человеческой жизни, независимо от наличия или отсутствия родственных связей.

– Законодательная база позволяет нам производить забор органов у трупа, поскольку существует понятие «презумпция согласия». Но вы знаете, что были эпизоды возмущения граждан по этому поводу. И по соображениям этики мы не можем не спросить разрешения родственников. И без отсутствия разрешения родных умершего мы не осуществляем забор донорских органов, – отметил Манас Рамазанов.

Интересно, в развитых странах, таких как США, Германия, Франция, Великобритания, действует презумпция несогласия. То есть для того, чтобы органы умершего пошли на спасение другого человека, необходимо его прижизненное разрешение на этот акт или официальное согласие родственников. Но, несмотря на такой камень преткновения, в этих странах очень развито донорство органов. Например, в США ежегодно производятся более чем 20 тысяч трансплантаций печени, почек, поджелудочной железы, сердца, легких, тканей и кишечника. Уровень выживаемости среди прооперированных подобным образом больных сегодня составляет 95 процентов для получателей почек, 87 процентов – реципиентов донорской печени и 86 процентов – сердца.

Таким образом, положительное отношение казахстанцев к такому способу спасения жизни ближнего очень важно.

– Среди пациентов, нуждающихся в трансплантации органов, очень много детей. Поверьте, очень тяжело смотреть на умирающего ребенка, которого может спасти чей-то орган, – признается Манас Рамазанов.

Алина БЕКИРОВА, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.220 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>