Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Краеведы удручены отношением к памятникам архитектуры Алматы



Краеведы удручены отношением к памятникам архитектуры Алматы

 

Краеведы удручены отношением к памятникам архитектуры АлматыНедавнее исключение из списка памятников архитектуры 35 объектов, расположенных в южной столице, наделало много шума.

Большинство объектов из этого списка либо вовсе исчезли с лица земли, либо потеряли свою неповторимость и чаще всего это произошло по вине элементарного бескультурья, которое позволило превратить в хлам уникальные объекты городской архитектуры. Из-за подобного отношения по имиджу города Алматы как туристического центра наносится ощутимый удар.


Большую роль в этом сыграл и перенос «большевистских» памятников в Family Park. Официально эти памятники признаются морально устаревшими, но многие в этом, и не без основания, видят очередной виток борьбы с неугодной историей.

– Мы все это уже проходили. Сносы памятников революционерам и видным деятелям советского периода мне напоминают первые годы советской власти, когда только за одну принадлежность к «старому миру», от которого в срочном порядке нужно было отречься, сносили уникальные архитектурные сооружения, – считает ученый-краевед Майра Рахимбекова. – Мало кто знает, что после революции за Вознесенским собором снесли памятник Александру III, и до сих пор неизвестно, что с ним стало. А в Узунагаче снесли памятник в честь победы объединенного русско-казахского войска над кокандцами, который не взорвали только потому, что рядом находилось христианское кладбище и большевики испугались народного гнева. Только сейчас казачья община с большим трудом поэтапно восстановила этот монумент.

При этом город богат площадями и скверами, где памятники новым героям или незаслуженно забытым старым спокойно могли бы соседствовать с уже стоящими.

– Властям в прошлом понадобилось много десятилетий, чтобы осознать, что сносить старые памятники – это просто варварство. Очень не хотелось бы, чтобы это повторилось, – подчеркивает Рахимбекова.

По ее словам, недавно краеведы решили соотнести количество памятников, установленных при советской власти, с установленными сейчас. И выяснилось: оказывается, за годы независимости новых памятников было установлено гораздо больше, чем за все годы советской власти. Стало быть, в городе достаточно места, чтобы мирно уживались памятники всех эпох. Кроме того, таким образом некоторые деятели сами «обедняют» собственную культуру, которая своим разнообразием лишь привлекает туристов.

– К примеру, недавно я проводила экскурсии для гостей из Украины, – продолжает Майра Рахимбекова. – И они были очень удивлены, когда узнали, что в Казахстане улиц имени Тараса Шевченко едва ли не больше, чем на Украине. Надо гордиться таким культурным разнообразием, а не разбазаривать его.

Тем не менее, перенося памятники в так называемый Парк советской скульптуры, власти хотят создать своего рода прецедент по созданию своего рода заповедника ушедшей эпохи. Нечто подобное существует и в Москве на задворках Дома художников, куда после антикоммунистической истерии начала 90-х свозили снесенные по всей Москве памятники вождям советской эпохи. Самый главный «постоялец» этого своеобразного приюта – памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича. К слову сказать, пока суд да дело, были демонтированы памятники большевику Павлу Виноградову и мемориал борцам «за советскую власть в Семиречье», что на пересечении улиц Райымбека и Пушкина.

– Обидно, что проходит время и неугодные памятники и с ним связанные события, люди и явления оказываются лишними. Люди, которые со всем этим связаны, – разве они могут быть лишними? Это же часть нашей жизни, как бы к ней ни относились! – сетует Майра Рахимбекова.

Напомним, недавно статуса памятников архитектуры лишились следующие объекты: Дом купца Мурова (начало XX века), Софийская церковь (кинотеатр «Ударник», 1858 года), Дом Ходжаева, в котором в 1920 году предусматривалось укрытие для Дмитрия Фурманова и его соратников во время мятежа (филиал № 1 обувной фабрики «Жетысу», начало XX века), канцелярия генерал-губернатора (1911 год), здание Семиреченского областного отдела по делам национальностей (редакция газеты «Жас Алаш», 1918 года), Дом садовода Бреусова, где размещался политотдел 3-й Туркестанской стрелковой дивизии (здание фирмы «Алтын Алма», начало XX века). Эти здания стерли с лица земли при попустительстве властей – в лихие времена их сносили, перестраивали так, что сегодня о том, что там располагалось, ничего не напоминает. Но вот, к примеру, лишение статуса памятника здания железнодорожного вокзала Алматы-1 наводит на вполне резонные опасения.

– Это здание лишилось статуса памятника архитектуры в результате так называемой реставрации, когда памятник архитектуры 70-х годов превратили в обычную стеклобетонную безвкусицу, – сетует Майра Рахимбекова. – То же самое произошло и с Дворцом Республики. Раньше это было уникальное архитектурное сооружение в пагодном стиле. Редчайший пример, когда сначала устанавливалась крыша, а потом уже стены. Сейчас же это опять голимый стеклобетон, куда туристов не поведешь.

Аналогичная ситуация с Уйгурским театром и ТЮЗом имени Мусрепова, виды которых, по мнению архитекторов, изуродованы псевдомодными тенденциями все «застеклять» и применять дешевые стройматериалы. И если новоиспеченные архитекторы и реставраторы продолжат в том же духе, то в южной столице просто не останется ничего такого, что можно было бы показать иностранным туристам, кроме архитектурной безвкусицы.

Между тем пока южной столице еще далеко до мировых туристических центров, по которым ездят десятки автобусов с обзорными и специализированными экскурсиями. Но если с экскурсиями, посвященными неповторимой природе нашего края или национальной кухне, дело обстоит более или менее нормально, то индустрия обзорных экскурсий по городу еще не так развита.

– Перво-наперво, куда мы везем иностранных туристов при обзорной экскурсии по Алматы, – это площадь Республики, так как именно там можно рассказать и об основных вехах истории города, и о его архитектуре, – рассказывает Майра Рахимбекова. – К сожалению, его изначальный вид сегодня не сохранился, а строительство подземного торгового центра напрочь нарушило композицию площади.

Тем не менее площадь по-прежнему востребована в качестве пункта туристической остановки и наряду со спорткомплексом «Медеу», Чимбулаком и Мемориалом славы, является самым посещаемым местом среди туристов, как отечественных, так и из других государств. Эти места по отдельности могут сражаться за лидерство среди достопримечательностей города. Но второе место уже много лет держит Зеленый базар. И сегодня ему впору уже обзаводиться туристической инфраструктурой как главной городской достопримечательности.

Особым пунктом идут так называемые купеческие дома, построенные в «русском стиле», которые рассредоточены по Алматы. Это и Дом Шахворостова (консульство Франции), и дом Головизина на пересечении Фурманова и Курмангазы, и дом Зенковых (напротив больницы скорой медицинской помощи), и здание Казреставрации на Гоголя – Калдаякова.

– Слава Богу, что сегодня эти объекты находятся под охраной. Если они окажутся в ненадежных руках, то мы окончательно растеряем наследие старого Верного, которое и так сегодня на вес золота, – подчеркивает Майра Рахимбекова.

Тем не менее пока похвастаться туристической инфраструктурой мирового уровня Алматы не может. Кроме того, иностранные туристы жалуются на отсутствие у нас так называемых хостелов – дешевых гостевых домов для среднего класса. Приезжающим в Алматы в основном предлагается селиться в гостиницах, которые по своим ценам не уступают лучшим отелям Запада. А в гостиницах подешевле, как правило, серьезно «хромает» сервис. И хотя многие сегодня едут в Казахстан отведать местного колорита (юрты, лошади, аульная жизнь), одной только экзотикой сыт не будешь. И чтобы поднять на ноги туризм, приводить в порядок придется все его отрасли. Что же до истории, то древние не раз говорили: у того, кто не помнит прошлого, нет будущего. А отнимать у своих сограждан и гостей города право наслаждаться культурным разнообразием – крайне недальновидно.

Константин КОЗЛОВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.890 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>