Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


По первое октановое число



По первое октановое число

 

Неразвитость топливного рынка делает цены на ГСМ малозависимыми от динамики мировых цен на нефть  Недавнее заявление министра нефти и газа Сауата Мынбаева о возможном понижении цен на бензин вызвало неоднозначную реакцию. Одни восприняли его слова с надеждой. Другие посчитали, что у нас это невозможно.

Напомним, с конца 2009 года предельные розничные цены на нефтепродукты устанавливает правительство. А согласно правилам, введенным в марте этого года, стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке должна формироваться с учетом мировых котировок стоимости нефти и нефтепродуктов. При этом нельзя не учитывать ситуацию у партнеров по Таможенному союзу, поскольку наш рынок высокооктанового бензина в значительной мере зависит от российского импорта.


Если рассматривать мировые котировки цен на «черное золото», то можно увидеть, что в мае его стоимость на биржах упала в среднем на 15–16%. А в начале лета опустилась еще почти на 3,5%. Таким образом, впервые за почти полтора года цена барреля нефти оказалась ниже 99 долларов. По словам Сауата Мынбаева, снижение цены бензина в Казахстане произойдет именно по этой причине.

– Есть некоторое снижение цен на нефть на российском рынке, – сказал он. – Я думаю, вполне возможно, будет и у нас снижение.

Тем временем, пока министр рассуждает о возможности снижения стоимости бензина, этот процесс уже на протяжении нескольких недель можно наблюдать по всей Европе. Причем без официальных заявлений его коллег. По сообщениям европейских СМИ, цена бензина А-95 в среднем по континенту снизилась почти на 15%, а дизельного топлива – на 11%. Падение цен на нефтепродукты, хотя не такое быстрое, как в западноевропейских странах, наблюдается и в Украине. Здесь разница с прежней стоимостью составляет 1,5% и 4,4% соответственно.

Тем не менее, у нас этого пока нет. Особенность бензинового вопроса в Казахстане в том, что при повышении мировых цен на нефть владельцы компаний, торгующих автомобильным топливом, всеми доступными средствами добиваются разрешения соответственно поднять розничную цену, жалуясь, что начинают нести убытки. Но, если цена «черного золота» идет на убыль, делают вид, что ничего не происходит. Таким образом, стоимость бензина в Казахстане только растет. В связи с этим отечественные финансовые аналитики считают, что и в этот раз цена нефтепродуктов у нас не только не снизится, но даже повысится в течение ближайших трех месяцев.

Прокомментировать ситуацию мы попросили аналитика группы компаний FOREX CLUB Анатолия Хегая.

– На самом деле народ слабо верит, что в нашей стране когда-нибудь стоимость бензина снизится, считая, что в стране есть силы, которые диктуют цены на топливо вне зависимости от внешних факторов. Насколько реально высказывание господина Мынбаева, и действительно ли возможно снижение стоимости бензина в Казахстане?

– Действительно, механизмы ценообразования на казахстанском топливном рынке далеки от цивилизованных рыночных и требуют постоянного жесткого контроля со стороны правительства, – говорит он. – Однако неразвитость рынка делает цены на ГСМ малозависимыми от динамики мировых цен на нефть. Возможно, что некоторое временное и незначительное снижение цен на АЗС в пределах 2–3% все же будет иметь место. Однако рассчитывать на существенное снижение в соответствии с удешевлением «черного золота» (котировки которого за последние три месяца упали в среднем более чем на 20%) не приходится. Обнадеживает лишь то, что в сложившихся условиях вероятность значительного удорожания цен на горючее в ближайшем будущем пока крайне мала.– Представители Миннефти и газа утверждают, что знают, как насытить отечественный рынок бензином. Они предлагают ежегодно перерабатывать по толлинговым схемам до 1,5 млн тонн казахстанской нефти в соседних странах. По их оценкам, благодаря этому Казахстан сможет получать около 960 тысяч тонн бензина АИ-92 в год. Значит ли это, что теперь весь бензин мы будем покупать в Китае?– Учитывая ограниченные на данный момент инфраструктурные возможности, вряд ли стоит полагать, что Казахстан будет полностью обеспечивать свои потребности в ГСМ за счет КНР. К тому же заявленный объем переработки нефти в размере 1,5 млн тонн – это лишь около 15% от объема, необходимого для обеспечения потребностей казахстанского топливного рынка. В большей степени речь идет лишь о диверсификации рисков, связанных с возможными перебоями поставок топлива из России, и ликвидации хронического дефицита ГСМ на внутреннем рынке. К тому же уходить от зависимости в поставках от одной страны, чтобы полностью начать зависеть от другой, не очень целесообразно.

Айдар ЕРМЕКОВ, Алматы

Сайт газеты «Экспресс К»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 3.348 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>