В Послании народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Глава государства поставил ряд амбициозных задач по форсированному индустриально-инновационному развитию страны. Значимый блок в нем занимают вопросы нефтегазовой отрасли, и в том числе – береговой инфраструктуры казахстанского сектора Каспийского моря. Именно обустройство нефтегазовых месторождений и структур морского шельфа, создание сервисной инфраструктуры с необходимой производственной мощностью – один из главных факторов успеха нефтяных операций, намеченных на Каспии. Об этом в интервью корреспонденту «КП» рассказал управляющий директор по сервисным проектам АО «НК «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев. – Магзум Маратович, полномасштабное освоение месторождения Кашаган, безусловно, подтолкнет к бурному развитию береговой инфраструктуры. Но ведь многие объекты на Каспии должны быть построены еще до начала добычи «большой нефти»… |
– Вы правы, и работа в этом направлении ведется давно. Важно понимать, что какими бы ни были привлекательными инвестиционные проекты в нефтегазовой отрасли, они не смогут принести должный экономический эффект без развития сервисной инфраструктуры. Именно поэтому еще в 2003-м была принята Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря. В соответствии с ней определены четыре основных пункта размещения береговой инфраструктуры: города Атырау и Актау, поселки Баутино в Тупкараганском районе и Курык в Каракиянском районе Мангистауской области.
Некоторые инфраструктурные объекты уже построены. Так, в районе Баутино возведены все необходимые объекты береговой инфраструктуры для поддержки морских нефтяных операций. На сегодня здесь эксплуатируются три базы: «Аджип ККО», ТОО «ТенизСервис» (дочерняя организация АО «НК «КазМунайГаз») и ТОО «Балыкши». Услугами баз пользуются более 30 компаний. Основная их деятельность связана с обеспечением потребности морских операторов в услугах по обслуживанию судов, перевахтовке персонала, приготовлению буровых растворов, перевалке и хранению различных грузов и оборудования, отходов бурения и промышленных.
Среди других объектов можно назвать введенный в эксплуатацию в 2003 году причальный комплекс по отгрузке каменной породы. Основное его предназначение – перевалка каменной породы, идущей на строительство морских сооружений на месторождении Кашаган. Мощность комплекса составляет 2 миллиона тонн в год, что в настоящее время полностью покрывает потребности Северо-Каспийского проекта. В случае их возрастания есть все возможности по увеличению мощности.
На территории Актауского международного морского торгового порта также действуют нефтеналивные мощности, верфь по строительству морских металлоконструкций компании «Кеппел Казахстан», завершается строительство верфи компании KCOI, которая расположена в 30 километрах от города Актау.
– Не секрет, что сегодня многие иностранные компании, участвующие в крупных нефтегазовых проектах, через свои филиалы в Казахстане продолжают закупать и оборудование, и материалы за рубежом. Как решается вопрос увеличения доли отечественной продукции?
– Этот вопрос имеет для нас приоритетное значение. Наша цель – не просто развивать сервисные услуги, но и инновационные производства. То есть создавать такой уровень услуг, с которым можно будет выходить на рынок крупных нефтегазовых проектов.
– Уже есть конкретные примеры?
– Конечно. В октябре 2009-го на территории базы поддержки морских нефтяных операций «ТенизСервис» в Баутино было начато строительство завода, который будет выпускать высокотехнологичные растворы для бурения как на водной, так и на углеводородной основе и призван обеспечить потребности операторов, ведущих работы на морских месторождениях, в том числе на Кашаганском проекте. Кроме того, завод позволит повторно перерабатывать отработанный буровой раствор, что означает практически безотходное производство. Завершить первый этап строительства планируется в первом квартале 2011-го, а уже к концу того же года при необходимости можно будет выйти на проектную мощность до 84 тысяч тонн буровых растворов в год.
Также в Баутино завершены работы по отсыпке производственной площадки под дальнейшее строительство и размещение производственных мощностей, ориентированных на потребности морских месторождений.
Я хотел бы отметить и судоремонтный завод, расположенный также в Баутино, который был запущен в июне текущего года. Совместный проект реализуется в партнерстве Национальной морской судоходной компании «КазМорТрансФлот» (дочерней организации КМГ), копании Topaz Energy and Marine Ltd и ТОО «Балыкши». Завод может выполнять текущий и межрейсовый ремонт практически всех типов малых судов, курсирующих в казахстанском секторе моря. Здесь можно будет восстанавливать 50–60 единиц морской техники ежегодно. Для осуществления докового ремонта используется современное судоподъемное устройство, аналогов которому в республике пока нет.
– Один из важных аспектов освоения Кашаганского и других месторождений Северного Каспия – обеспечение экологической безопасности при производственных операциях. Какие меры принимаются в этом направлении?
– Многие со мной согласятся, что авария, происшедшая в Мексиканском заливе, изменила представление об экологии и отношение к ней. Этот случай заставил недропользователей обратить пристальное внимание на обеспечение безопасности нефтяных операций на Каспии – чрезвычайно чувствительной в экологическом плане зоне.
В настоящее время обсуждаются предложения по созданию автоматизированной государственной системы мониторинга окружающей среды моря, единого Центра по реагированию на аварийные ситуации, изучение передового опыта нефтяных стран…
Как не раз отмечал Глава нашего государства, наиболее важный и болезненный вопрос, требующий решения, – экологический. НК «КазМунайГаз» делает на этом акцент. Например, построенная компанией «ТенизСервис» станция заправки морских судов Баутино – первый и пока единственный такой объект на Каспии – как раз предназначена для экологически безопасной заправки судов дизельным топливом. Ее мощность составляет 140 тысяч кубических метров в год. Это позволяет закрыть потребности в заправке и бункеровке морских судов и танкеров, обслуживающих месторождения в северной и средней части казахстанского сектора.
Надо подчеркнуть, что важную роль в обеспечении экологической безопасности играют специализированные полигоны: так, размещение отходов, поступающих с морских месторождений, производится на специальных полигонах «Аджип ККО» и ТОО «ТенизСервис», которые находятся в 15 километрах от Баутино.
И конечно же, не могу не упомянуть о проекте в Атырауской области, реализуемом при участии КМГ, – это строительство Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы, Основное назначение СКЭБР – хранение, техническое обслуживание оборудования по ликвидации разливов нефти, проведение экологического и метеорологического мониторинга, реабилитация животного мира. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на август 2012 года.
– Каковы планы «КазМунайГаза» в отношении дальнейшего развития инфраструктурных проектов в поселке Курык? Ведь именно здесь планировалось создать морской порт…
– Начнем с того, что существующий причал Курык был построен в 60-х годах прошлого века как временное сооружение для приема груза и оборудования. Естественно, что создание здесь современной инфраструктуры требует значительных инвестиций.
В настоящее время в этом районе эксплуатируются верфь по строительству морских металлоконструкций мощностью до 20 тысяч тонн в год и база снабжения «Ерсай». Предприятие выполняет заказы оператора Северо-Каспийского проекта по изготовлению металлоконструкций, необходимых для возведения морских объектов, а также операции по логистике.
Развитие здесь прибрежной инфраструктуры также предусматривает создание ряда производственных объектов. КМГ рассматривает возможность строительства в промышленной зоне этого поселка нефтеналивного терминала с резервуарным парком и выносными причальными устройствами, которые могут принимать крупнотоннажные суда. Этот терминал и ряд других объектов, в том числе нефтепровод Ескене – Курык, планируется построить в рамках проекта Казахстанской Каспийской системы транспортировки нефти.
ККСТ предназначена прежде всего для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти с месторождения Кашаган (Фаза 2) и Тенгиз (проект будущего развития) через Каспийское море на международные рынки по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, а также нефтетранспортным системам, расположенным на территории Азербайджанской Республики и других транзитных стран.
Хотел бы отметить, что именно объемы кашаганской нефти, планируемые к добыче во второй фазе освоения месторождения, – основа для обеспечения экономической эффективности проекта. Без наличия подтвержденной минимально необходимой ресурсной базы о его целесообразности говорить рано.
В соответствии с подписанным в ноябре прошлого года Соглашением о сотрудничестве между КМГ и итальянской компанией ENI сейчас проводится работа по определению технической концепции и анализу технических и экономических условий для строительства судоремонтной/судостроительной верфи в поселке Курык. Уже идет разработка ТЭО, чье завершение намечено на конец текущего года. На основе его выводов будет приниматься решение о возможности и сроках реализации проекта.
Есть также планы по потенциальным проектам в Курыке, осуществление которых «увязывается» с успешностью и интенсивностью освоения нефтегазовых структур в южной части казахстанского сектора Каспия. Это, например, база поддержки морских нефтяных операций, полигон размещения и захоронения отходов, промышленная база снабжения.
– Насколько в проектах по развитию береговой инфраструктуры заинтересованы иностранные партнеры?
– «КазМунайГаз» планомерно налаживает партнерские взаимоотношения с ведущими иностранными компаниями, которые имеют опыт создания совместных предприятий в области береговой инфраструктуры и оказания сопутствующего сервиса.
Какие преимущества получает казахстанская сторона? Во-первых, это увеличение местного содержания при разработке и развитии месторождений, во-вторых, повышение уровня профессионализма отечественных специалистов и, наконец, в-третьих – современные технологии и опыт.
В целом наш сектор Каспийского моря занимает территорию площадью свыше 100 тысяч квадратных километров. Здесь открываются все новые перспективные нефтегазоносные структуры. А значит, потребности в мощной инфраструктуре будут только расти.
– Соответственно, станут увеличиваться потребности в новых технологиях. Расскажите о сотрудничестве в этой сфере.
– Сегодня, сотрудничая с зарубежными компаниями, необходимо в большей степени работать над трансфертом технологий и опыта. КМГ проявляет заинтересованность в налаживании партнерства с целью создания совместных предприятий в области развития береговой инфраструктуры.
К примеру, между «ТенизСервис» и американской компанией MI Swaco (дочерняя организация Schlumberger) в прошлом году было создано СП «ТОО «KazMI». Его основная деятельность – производство и реализация буровых растворов, продажа и предоставление в аренду оборудования для их очистки, переработка отходов бурения. Более того, ввод в эксплуатацию завода по производству буровых растворов, который в настоящее время возводится совместными усилиями на базе поддержки ТОО «ТенизСервис» в Баутино, позволит казахстанско-американскому предприятию выйти на рынок морских нефтяных операций и усилить позиции обоих партнеров.
Также в апреле нынешнего года в Сеуле между АО «НК «КазМунайГаз» и компанией Hyundai Engineering&Construction Co., Ltd. (Hyundai E&C) был подписан Меморандум о сотрудничестве в строительстве инфраструктурных объектов. Нашему корейскому партнеру было предложено выступить стратегическим инвестором, в том числе в проекте строительства нефтеналивного терминала в поселке Курык.
Создание СП с международными компаниями – ключ к успешному развитию сервисных и инфраструктурных, высокоэффективных и инновационных проектов. И национальная компания «КазМунайГаз» намерена и впредь развивать их, максимально используя передовой опыт, оборудование и технологии последнего поколения.
Анвар АБЕНОВ
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.734 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |