Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Максимальная пенсия в Казахстане в 2012 году составляет 56 047 тенге



Максимальная пенсия в Казахстане в 2012 году составляет 56 047 тенге

 

На сегодняшнем пленарном заседании Сената с депутатским запросом к Премьер-Министру РК Масимову К.К. выступила депутат С. Джалмагамбетова:На сегодняшнем пленарном заседании Сената с депутатским запросом к Премьер-Министру РК Масимову К.К. выступила депутат С. Джалмагамбетова, передает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Сената Парламента РК.

«Уважаемый Карим Кажимканович!


Обращаюсь к Вам по проблемам пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан. Общеизвестно, что наша страна за 20 лет независимости достигла серьезных экономических успехов и по некоторым рейтингам и показателям попадает в число развитых стран.

Соответствует ли этому уровню пенсионное обеспечение казахстанцев?

Как показывает опыт цивилизованных стран, в число которых мы стремимся, пенсия считается достойной для жизни, если она

- во-первых, составляет в общем объеме 60-70% от заработной платы.

- во-вторых, в формировании пенсии участвуют: сам работник, государство и работодатель.

Как у нас обстоит дело? По первому критерию мы далеки от цивилизованных стран. Максимальная пенсия в РК в 2012 году составляет 56 047 тенге, у военнослужащих, правоохранительных органах 176 992 тенге (включая базовую). И все потому, что существует верхнее ограничение при начислении пенсий: для простых граждан 75% - 39 МРП, военнослужащих - 104 МРП, т.е. пенсия не зависит от зарплаты, особенно при доходах средних и вышесреднего.

Теперь по второму критерию:

а) участие самого работника идет с 1998 года, со времени введения накопительной пенсионной системы в РК, в виде ежемесячных обязательных отчислений 10% от заработной платы в накопительные пенсионные фонды.

б) участие государства началось в 2005 введением так называемой базовой пенсии.

в) участие работодателя ведет отчет с 2007г, когда государство, как работодатель, начало перечислять 10% в НПФ из бюджета за судей. Кроме того в законе есть добровольные профессиональные пенсионные взносы работодателей за работников на вредных и тяжелых производствах по перечню.

По второму критерию в РК вроде все три составляющие частично, но имеют место, но каким образом они влияют на общую пенсию? К сожалению, заметное влияние на формирование будущих пенсий оказывает только сам работник.

Базовая пенсия государства составляет 8 720 тенге или 50% прожиточного минимума, в перспективе должна достичь 100% прожиточного минимума. Пока мы знаем по Посланию Президента, что она достигнет 60% прожиточного минимума к 2016г, но ни в каких документах нет информации когда будет достигнуто 70%, 80%, 90% и, наконец 100% прожиточного минимума. Граждане имеют право знать это.

Государство как работодатель показало пример другим, начав перечислять пенсионные взносы судьям. Как дальше будет развиваться участие работодателей в пенсионном обеспечении казахстанцев, также нигде не определено.

Что касается добровольных профессиональных пенсионных взносов, то их число и размеры настолько малы, что не оказывают существенного влияния на формирование пенсий. Давно назрел вопрос их перевода с добровольных на обязательные пенсионные взносы, ведь речь идет о производствах, связанных с риском для жизни и здоровья работающих, но предложения до сих пор остаются без решения.

Немало других проблемных вопросов в накопительной пенсионной системе. Сегодня не имеют отчислений в НПФ безработные, самозанятые, неполные отчисления ряда работников малого бизнеса, работающих по патенту, и там где зарплата выдается в конвертах. Завтра при достижении пенсионного возраста они останутся ни с чем, кроме базовой пенсии.

Серьезно беспокоят пенсионные накопления женщин. Они находятся длительное время в отпуске по уходу за ребенком, раньше выходят на пенсию, но живут дольше мужчин, к тому же они зачастую заняты на работах с небольшой зарплатой, поэтому они за трудовые годы не успевают накопить достаточных средств на дожитие.

Правда с 2008 года работающие женщины, родившие ребенка получают до 1 года 40% заработной платы из фонда социального страхования. Из этой суммы отчисляются пенсионные взносы. Но и здесь налицо проблемы:

Во-первых, эти выплаты считаются детским пособием, хотя это зарплата, ведь только с зарплаты отчисляются пенсионные взносы, и было бы правильным, если бы зарплата оставалась зарплатой, а детские пособия по уходу за ребенком получали все женщины (работающие и неработающие) из бюджета.

Во-вторых, и здесь имеется ограничение верхнего предела расчетной зарплаты – 10 МЗП. Так, что мы не знаем, как в дальнейшем будет с этим ограничением, и будет ли расти процент от зарплаты, намеченный доселе. Когда он вырастит до 50 и т.д. процентов. Этого нет ни в одном документе.

Высказывается немало предложений по решению проблем с пенсионным обеспечением женщин. Это и:

- увеличение пенсионного возраста женщин

- считать приравнение материнства (особенно многодетного) к труду и оплата хотя бы минимальной зарплаты и отчисление с нее пенсионных взносов

- предоставление возможностей мужу и взрослым детям многодетной женщины перечислять добровольные пенсионные взносы на ее счет, не облагая их налогом. При этом государство, стимулируя этот процесс, платит такую же сумму из бюджета.

Считаю, что надо проработать эти и другие варианты решения проблемы, кроме увеличения пенсионного возраста. Потому что уровень жизни в нашей стране не соответствует уровню жизни стран, где пенсионный возраст женщин 63 года.

Немало проблем и с солидарными пенсиями. И хотя их размеры постоянно растут и индексируются в связи с инфляцией, остаются серьезные нерешенные вопросы:

1) Минимальную пенсию получают те наши граждане, которые ушли на пенсию в годы экономического развала, закрытия производств, хронической невыплаты зарплаты. Их коллеги, имея тот же стаж и ту же зарплату, но выйдя на пенсию с тех же должностей,  чуть раньше или позже получают среднюю или высокую пенсии. Отсутствие справедливости налицо. Люди не виноваты в закрытии предприятий, развале экономики. Писем связанных с этой проблемой поступает очень много, и в ответ одни отписки. Настала пора восстановить справедливость, как это начала делать Россия.

2) Оралманы, прибывшие из других стран, получавшие там хорошие пенсии, в один миг после принятия гражданства, скатываются в разряд бедных: им в РК дают только минимальную пенсию. Таких обращений также много. Все наши хорошие программы типа «Нұрлы кош» не работают в отношении пенсии. Правительству надо решить эту проблему: путем двухсторонних договоров между странами, или из бюджета с учетом их стажа и зарплаты.

Не могу не сказать еще об одной проблеме. В тех же цивилизованных странах есть соцпакеты для государственных служащих, куда входят и достойное пенсионное обеспечение. В СССР это были персональные пенсии союзного, республиканского, областного значений, для заслуженных людей. В странах постсоветского пространства есть законы, регулирующие пенсии отдельных категорий граждан. Правительству надо проработать и этот вопрос.

Со времени начала новой пенсионной реформы, перехода на накопительную пенсионную систему прошло 15 лет, срок достаточный для анализа достижений, ошибок и определения перспектив.

Пользуясь поручением Президента Правительству РК и Нацбанку по накопительным пенсионным фондам, считаю, что настала пора заняться серьезным анализом всей системы пенсионного обеспечения в РК, выявить проблемные вопросы, определить Концепцию развития пенсионной системы и принять Программу на перспективу. Эта сфера жизни не менее актуальна, чем образование и здравоохранение и не менее нуждается в длительном программном обеспечении», - рассказала депутат.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 5.599 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>