Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Евростандарт или утопия?



Евростандарт или утопия?

Автор: Ирина МЕДНИКОВА, Тамара ВААЛЬ

 


Смогут ли студенты получать достойное Лондона образование в широко разрекламированном «Назарбаев Университете»? Как будет осуществляться в нем контроль качества знаний и расходования средств? Почему его не удалось создать на базе имеющихся в Казахстане университетов? На эти и другие вопросы мы попросили ответить президента АО «Назарбаев Университет» Аслана Саринжипова.

 

Напомним, «Назарбаев Университет» открыт в Астане по инициативе президента Казахстана в 2009 году. В сентябре этого года прошел первый набор студентов — порядка 500 человек тройке лидеров: Акмолинская область — 127, Алматинская — 116 и Южно-Казахстанская — 43).

Идея создания нового вуза в том, «чтобы те студенты, которые раньше выезжали за рубеж учиться по образовательной программе «Болашак», могли получить образование такого же качества в Казахстане».

Нужно отметить, что ректора в традиционном понимании в «Назарбаев Университете» пока нет, в настоящее время над формированием вуза работает управляющая компания АО «Назарбаев Университет», где г-н Саринжипов является президентом, вовлеченным в процесс с самого начала.

 

Свобода плюс западный подход

 

- Аслан Бакенович, создание университета мирового уровня в Казахстане — прекрасная идея, которую, мы уверены, казахстанское общество воспримет на ура. Однако вопросов, связанных с деятельностью вуза, возникает много. В чем, поясните, его принципиальные отличия от существующих вузов?

- Сейчас, когда мы выходим на мировой рынок и глобальную конкуренцию, нам нужен университет международного класса, который будет готовить специалистов на международном уровне. Президент предложил модель — вуз в партнерстве с ведущими мировыми университетами, которые разработали бы нам учебные программы, дали свой профессорско-преподавательский состав, наладили систему контроля качества образования, и чтобы они начали готовить наших специалистов — будущих преподавателей и будущих профессоров у себя (через программу PHD, докторантуру, научные стажировки). Вот они — задачи партнеров и самого «Назарбаев Университета».

- Почему «Назарбаев Университет» не создан на базе имеющихся вузов, того же КИМЭП, к примеру?

- Хороший вопрос. Этот вариант рассматривался. Но здесь нужно понимать, что существующие вузы являются частью нашей образовательной системы. И пришлось бы реформировать этот вуз (существующийавт.), который тащит за собой все наследие. Реформировать его было бы долго, не факт, что успешно, и не факт, что международные вузы пришли бы сотрудничать с ним, потому что для них важна репутация. Поэтому поступило предложение создать с нуля новый вуз.

Обсуждалась и другая модель, которая используется в арабских странах. Там они предоставляют помещения, а международные вузы приезжают и открывают свои филиалы. То есть такой кампус, который состоит из множества мелких вузов, где каждый выдает свой диплом. Но это не развивает местную систему образования. И наши партнеры говорят о том, что модель «Назарбаев Университета» — очень правильная. Они достаточно комфортно в ней работают, потому что открывать свое представительство затратно, рискованно и долго.

- Как при таком тесном сотрудничестве с международными вузами осуществляется управление университетом?

- Когда будет принят закон, а мы надеемся, что он выйдет весной следующего года, все полномочия по управлению университетом будут у попечительского совета, и это будет закреплено законодательно. Совет попечителей будет назначать ректора. В этом законе будут два основных момента: первый — система управления, второй — академическая свобода. То есть вуз будет полностью независим от системы образования.

- Почему именно так?

- В советской системе основным работодателем являлось государство. Соответственно, государство определяло стандарты образования: чему учить и как учить. В рыночной экономике вуз должен самостоятельно ориентироваться на потребности рынка, должен сам внедрять программы, контролировать качество и отвечать за тот диплом, который он выдает. Вот такую свободу этому вузу мы хотим дать, это западный подход.

Но чтобы дать свободу, нужна схема, где есть коллегиальное управление: представители государства, общественности, ученого сообщества — они будут собираться и определять направления деятельности для ректора. Эта система будет для нас абсолютно новая, революционная для Казахстана.

- А кто назначает или выбирает членов попечительского совета?

- По закону определенное количество членов будет назначать президент, и это уже его право, кого он назначит.

 

У нас свои законы

 

- Обеспечение прозрачности и контроля расходования госсредств, которые будут выделены вузу,- один из самых животрепещущих вопросов общественности. Как оно будет реализовано?

- Учредителем вуза является правительство, на данный момент мы — акционерное общество со 100% акций правительства, и председателем совета директоров является премьер-министр. В совете директоров у нас Министерство финансов, заместитель премьера, заместитель руководителя Администрации президента, министр образования, помощник президента — контроль жесточайший. Вся ответственность за освоение средств будет за попечительским советом. Он принимает решения и несет ответственность.

- Потребуются ли вузу особенные законодательные условия?

- Поскольку у нас есть академическая свобода, у нас не будет лицензирования и не будет государственной аттестации. В законе об образовании будет поправка, что все вузы проходят аттестацию, кроме «Назарбаев Университета». Если есть закон о статусе, то этот закон и есть разрешение заниматься образовательной деятельностью, соответственно, необходимость лицензирования и работа с Министерством образования, отчетность ему отпадают.

Что касается нового типа управления, здесь мы изучили опыт КИМЭПа, когда они работают по международным программам, но есть постоянные нестыковки с существующим законодательством. В принципе, это не проблема КИМЭПа, а проблема государственных стандартов. Проблема КИМЭПа — в структуре управления. Есть акционер, который является и оперативным управляющим. И этот акционер сделает, как захочет, коллегиального органа управления, как у нас, у него нет. Структуры управления международной нет в КИМЭПе, поэтому, мы считаем, возникают проблемы. Мы решили, что если мы вводим академическую свободу, то вводим и коллегиальное управление.

- А каким образом будет осуществляться контроль за уровнем получаемых студентами знаний и навыков?

- Первое, на что мы рассчитываем,- что вузы своей репутацией обеспечат качество, второе — мы будем работать над международной аккредита­цией, за счет которой будет также осуществляться контроль качества программ.

- А наши специалисты? Как будут вовлечены в процесс они?

- Мы же по международной практике создаем вуз, а наши специалисты будут оценивать рынок и работодателей — почему наши студенты ходят без работы.

- На каких направлениях сосредоточится научно-исследовательская работа?

- Мы создаем три научных центра — энергетических исследований, науки о жизни и междисциплинарный центр. У каждого центра есть свой партнер, и в них мы хотим апробировать три модели.

По энергетическому центру — наш партнер университет «Бертли». Их модель — национальная лаборатория от Министерства энергетики США, которая находится в кампусе университета, за счет чего происходит интеграция студентов в научную деятельность. Исследователи могут преподавать в университете, а преподаватели могут проводить в лаборатории свои исследования, студенты же участвуют в научной жизни. Вот такую модель мы хотим создать здесь, и ее будет финансировать государство.

Вторая модель — центр науки о жизни — в сфере медицины, биологии, здоровья. Он будет входить интегрированно в медицинский центр университета. На Западе доктор не только лечит, но и преподает, готовит кадры и ведет исследования, чтобы быть в курсе последних разработок. Нам передан медицинский холдинг, где будут расположены клиники университета, плюс мы открываем медицинскую школу. И центр науки о жизни будет интегрирован сюда — профессора из медицинской школы будут вести исследования и преподавать.

Третья модель — междисциплинарная лаборатория открытого типа — магнит для всех продвинутых ученых Казахстана. В этом центре, если у них есть хороший проект, мы даем оборудование и финансирование. Они могут прийти делать свою научную работу и преподавать студентам. Для этого создается «Назарбаев фонд», откуда будут выделяться гранты, а систему отбора нам делает опять же зарубежный партнер. Ученых не мы будем отбирать, а их система, где проект будет тестироваться удаленной комиссией ученых.

 

500 студентов — 500 грантов

 

- Сколько стоит у вас обучение?

- Президент выделил нам 500 грантов. 500 студентов — 500 грантов. Все обучение у нас по принципу «Болашака», то есть бесплатное. Примерно 1 из 8 желающих к нам поступил. То есть это вуз для талантливых детей, которые хорошо учатся, проявили себя. В принципе, идея вуза изначальная — это такое логическое продолжение «Болашака». Только там мы отправляем студентов и деньги по миру в разные вузы, а здесь, наоборот, вузы приехали в Астану и обучают наших детей. Ну, параллельно они помогают реформировать нашу систему.

- Планируете ли Вы обучать студентов на платной основе?

- Пока мы планируем, что все будет на грантах. То есть государство ежегодно закладывает в бюджет сумму, сколько — это уже решение государства. В прошлом году президент определил 500 грантов. На следующий год, если будет много желающих, возможно, правительство увеличит эту сумму.

- Требования такие же, как и по «Болашаку»? Студент должен отработать несколько лет в Казахстане?

- Нет, таких требований нет. Единственное требование — хорошо учиться и доучиться до конца. Если он не доучится, он должен будет возместить деньги. Если какая-то уважительная причина, состояние здоровья, например, то это не проблема. Если по успеваемости не тянет, то должен будет возместить государству эти деньги.

- Как Вы могли бы охарактеризовать имидж университета через два года в трех словах?

- Ведущий вуз, работающий по международным стандартам. Объективный отбор, и учиться здесь престижно. И третье — это имидж вуза. Он часть реформы высшего образования, некая модель для него. И, может быть, еще как визитная карточка Астаны, может, даже Казахстана, в нашем регионе, по крайней мере. Если мы реализуем все, что запланировали.

 

Источник: Газета "Голос Республики" №38 (174) от 29 октября 2010 года

 

Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.644 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>