
|
Об этом сказал министр юстиции РК Берик Имашев, отвечая на вопрос, поступивший , которая прошла на портале Zakon.kz 25 апреля. |
К министру юстиции РК обратилась председатель правления Ассоциации патентных поверенных РК Нина Русакова.
Она отметила, что законотворческая деятельность финансируется государством и спросила, не планирует ли министерство предпринимать какие-либо действия, чтобы государственные деньги не выбрасывались на ветер?
В свою очередь Берик Имашев отметил, что на сайте министерства создана электронная база данных по всем разработанным и разрабатываемым законопроектам. Электронная база включает в себя подробную информацию по каждому законопроекту, начиная с момента его разработки до принятия Парламентом и направления на подпись Главе государства. На сегодняшний день в базу данных внесено 125 законопроектов.
«Считаю это своевременным шагом с точки зрения обеспечения прозрачности нормотворческого процесса. Теперь любой гражданин имеет возможность высказать свои предложения по разрабатываемым законопроектам. Кроме того, в 2006 году принят Закон «О частном предпринимательстве», в соответствии с которым при разработке проекта нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, требуется обязательное его направление в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства. Экспертные заключения аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства носят рекомендательный характер и являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия государственным органом», - отметил он.
По его словам, в случае несогласия с экспертным заключением государственный орган направляет в аккредитованное объединение субъектов частного предпринимательства ответ с обоснованием причин несогласия с экспертным заключением. В случаях, когда по проекту нормативного правового акта аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства представлено экспертное заключение с замечаниями и данное объединение настаивает на проведении заседания экспертного совета, проведение такого заседания является обязательным.
«Кроме того, в соответствии с Правилами организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (утверждены Постановлением Правительства от 21 августа 2003 года № 840) в состав рабочей группы также рекомендуется привлекать представителей неправительственных организаций, общественных объединений. Таким образом, участие неправительственного сектора в нормотворческой работе законодательством Республики Казахстан урегулировано», - сказал он.
По словам Б.Имашева, участие в формировании национального
законодательства путем ведения законопроектной работы, анализа,
совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической
экспертизы законопроектов является одной из основных задач Министерства юстиции
РК. Министерство на постоянной основе проводит соответствующую работу, в том
числе по координации законодательного обеспечения поручений Главы государства и
исполнения Плана законопроектных работ Правительства
Республики Казахстан.
«К сожалению, низкое качество разрабатываемых государственными органами законопроектов имеет место, о чем я докладывал на коллегии Министерства и на правительственном часе в Сенате Парламента Республики Казахстан. Для повышения качества законотворческой деятельности Министерством принимается комплекс мер:
- с 2011 года введен правовой мониторинг законодательных актов, результаты которого будут являться базой для законопроектной работы, что, на наш взгляд, придаст законотворческой работе более качественный уровень;
- начиная с 1 квартала т.г. для повышения качества решений, принимаемых Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве (МВК), введено предварительное рассмотрение членами МВК представленных концепций законопроектов;
- полгода тому назад введена лингвистическая экспертиза законопроектов, которая уже дает положительные результаты. За это время количество возвращенных Аппаратом Мажилиса законопроектов в связи с неаутентичностью уменьшилось почти в 2 раза;
- принимаются меры по координации и контролю за соблюдением госорганами требований к разработке законопроектов, улучшению взаимодействия юридических служб государственных органов с Институтом законодательства», - отметил министр.
С подобным вопросом к министру также обратилась руководитель Общественного объединения «Бюро координации намерений «Равноденствие» Дина Тулепкалиева, которая спросила, могут ли члены НПО принимать участие в мероприятиях Комитета по интеллектуальной собственности. «Существуют ли какие-либо ограничения или ценз? Если нет, то подскажите: на какой адрес требуется подать ходатайство (заявку на участие), в том числе, где найти сам график», - написала она.
По мнению Берика Имашева, любой государственный орган заинтересован в налаживании тесного контакта с неправительственными организациями. Постоянный диалог между заинтересованными сторонами позволяет всесторонне изучить ту или иную проблему, соответственно, принять правильное решение.
«С целью налаживания обратной связи с общественностью создаются сайты государственных органов. В этой связи, хотелось бы отметить, что Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан также имеет свой Интернет-ресурс, на котором постоянно размещается информация не только о проведенных мероприятиях, но и планируемых мероприятиях, в т.ч. по разработке проектов нормативных правовых актов. При этом каких-либо ограничений по участию в том или ином мероприятии, проводимом Комитетом, не имеется. Кроме того, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что на сайте имеется рубрика «Вопрос-Ответ», где каждый желающий имеет возможность получить ответ на заданный вопрос. В свою очередь, имеющаяся статистика по посещению Интернет-ресурса Комитета свидетельствует о его актуальности. Так, например, количество посещений сайта за 2011 год составило около 1,5 млн. посещений, а за первый квартал т.г. – более 306 тыс. посещений», - подытожил министр.
Качеством экспертизы законопроектов также поинтересовалась Ардак из Астаны. «Понятно, что законопроекты разрабатывают профильные министерства и они пишут их как могут. Но есть же Минюст, который должен следить за качеством. Кроме того, проводиться научная экспертиза каждого законопроекта. Ее проводят на конкурсной основе различные организации. Из бюджета (я посчитала) выделяется, в среднем, более 1 000 000 тенге на каждую экспертизу. Но хоть они и подписаны уважаемыми докторами и кандидатами юридических наук, читать эти заключения стыдно. Написаны будто под копирку, сплошной «одобрямс», хотя рассматриваемые законопроекты содержат массу ошибок и противоречий, в общем, то, что называется «для галочки». Знаете ли Вы об этой проблеме и как будете ее решать», - спросила она.
Берик Имашев отметил, что качество научных экспертиз является одной из актуальных проблем законотворчества, требующей особого внимания. Вопрос проведения научной экспертизы законопроектов был предметом отдельного рассмотрения и на заседании Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан.
«Так, из общей суммы, выделенной в 2011 году из республиканского бюджета, для проведения научной правовой, антикоррупционной и научной криминологической экспертиз концепций и законопроектов были предусмотрены средства в размере более 293,5 миллионов тенге. По факту же была произведена оплата в размере более 136,5 миллионов тенге. Экономия составила 130 млн. тенге. Снижение суммы оплаты за предоставленные услуги в основном произошло по причине необоснованности замечаний экспертов по содержанию законопроектов и непринятия их госорганами-разработчиками, в том числе Минюстом. В целях повышения качества экспертных заключений и экономии бюджетных средств, выделенных для проведения научной правовой экспертизы, Министерством юстиции прорабатываются следующие направления.
Во-первых, одним из вариантов повышения качества экспертной деятельности является привлечение в качестве экспертов именно физических лиц на системной и постоянной основе.
Во-вторых, в целях обеспечения доступности, прозрачности и увеличения количества потенциальных поставщиков услуг по проведению научной правовой экспертизы прорабатываются вопросы по расширению конкурентной среды для участия в тендере.
В-третьих, также решается вопрос о введении поэтапной оплаты за производство экспертизы.
В-четвертых, законодательство регулирует порядок проведения научной экспертизы, но не определяет системного подхода к контролю качества экспертизы. Для решения данного вопроса Минюстом прорабатывается возможность принятия следующих мер:
- организация мониторинга эффективности заключений экспертов в части учета их замечаний и рекомендаций органом-разработчиком;
- ведение «базы экспертов», которые были заявлены в конкурсной документации по оказанию услуг на проведение научной правовой экспертизы», - подытожил министр.
Информационная служба ZAKON.KZ
| Время загрузки страницы 0.688 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |