Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Пенсионная система Казахстана в ожидании перемен



Пенсионная система Казахстана в ожидании перемен

 

Пенсионная система Казахстана: в ожидании перемен Население планеты стареет. Прогнозы ученых говорят о том, что к 2050 году число людей в возрасте 60 лет и старше увеличится по сравнению с началом века в три раза. В докладе отдела народонаселения ООН, опубликованном в 2010 году, сказано: каждый девятый житель планеты старше 60 лет, а через 40 лет, согласно прогнозам, этот возрастной порог перешагнет каждый пятый.

«Готовь сани летом» – это начало известной пословицы вполне применимо в качестве предупреждения будущим пенсионерам – ныне активным гражданам Казахстана. Не накопившим достаточно денег на своем счете в пенсионном фонде по выходу на пенсию придется рассчитывать только на свое здоровье и продолжать работать либо на помощь родных и близких. Между тем казахстанскую пенсионную систему ждут серьезные реформы.


 

Статус-кво

 

Накопительная эра в пенсионной системе страны началась 14 лет назад. С 1 января 1998 года все трудоспособные граждане обязаны переводить 10% своих доходов в накопительные пенсионные фонды на индивидуальные счета. Не возбраняются и добровольные пенсионные взносы по желанию вкладчика, при этом до его выхода на пенсию все перечисленные деньги должны инвестироваться в экономику.

На настоящий момент в стране действуют три уровня пенсионного обеспечения. Первый – это базовые пенсионные выплаты, которые выплачиваются всем гражданам по достижении пенсионного возраста, независимо от стажа и заработной платы. В 2012 году базовая пенсия составила 8 720 тенге. Второй уровень – пенсии из распределительной системы для тех, кто имеет предусмотренный законодательством трудовой стаж до 1 января 1998 года, а также выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных пенсионных взносов. Получателями пенсий второго уровня являются участники солидарной и смешанной системы пенсионного обеспечения. Есть также и третий уровень – это добровольные и добровольные профессиональные пенсионные отчисления.

Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, назначение и выплата солидарных пенсий будут осуществляться до 2043 года, а полный переход к накопительной пенсионной системе планируется не ранее 2075 года. Но проблемы с ее функционированием возникают уже сегодня.

 

Упрямые цифры

 

О необходимости совершенствования казахстанской пенсионной системы заявил в своем ежегодном Послании Президент страны Нурсултан Назарбаев. Теперь Правительство совместно с Национальным банком заняты разработкой предложений и поиском мер дальнейшего совершенствования пенсионной сферы.

Накопительная пенсионная система, неплохо себя зарекомендовавшая в «тучные» годы экономического роста, с наступившим финансовым кризисом показала порядочные бреши. Сегодня инвестиционный доход пенсионных фондов значительно отстает от показателей инфляции. Несовершенство накопительной пенсионной системы проявилось в неэффективной системе инвестирования средств вкладчиков НПФ, а также в выявленной аффилиированности ряда пенсионных фондов и их управляющих компаний с банками. Неутешительные данные имеются в соотношении инвестиционного дохода пенсионных фондов и уровня инфляции. По данным Комитета по финнадзору Национального банка РК, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам накопительных пенсионных фондов по умеренному инвестиционному портфелю составил за пятилетний период (февраль 2007 года – февраль 2012 года) 27,34% (накопленный уровень инфляции за аналогичный период – 57,99%). Скорректированный средневзвешенный коэффициент номинального дохода – 26,75%. Это означает, что инфляция более чем в два раза превышает инвестдоход. Найти выход из сложившейся ситуации – задача непростая и требующая немедленного решения.

Количество счетов по обязательным пенсионным взносам на 1 марта 2012 года составило 8 157 171, из них по умеренному инвестиционному портфелю 7 927 280 с общей суммой пенсионных накоплений 2 701,9 млрд. тенге и по консервативному инвестиционному портфелю 229 891 с общей суммой пенсионных накоплений 33,0 млрд. тенге. При этом количество счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам составило всего 38 150 с общей суммой пенсионных накоплений 1,2 млрд. тенге. С начала года количество счетов вкладчиков, перечисляющих добровольные пенсионные взносы, уменьшилось. Число счетов по добровольным профессиональным пенсионным взносам остается незначительным – всего 4 108 с общей суммой накоплений 117,4 млн. тенге.

Приведенные данные говорят о том, что добровольно вкладывать средства в пенсионные фонды хотят немногие, а добровольные профессиональные взносы вообще ничтожно малы. Работодатели не торопятся вносить их за своих сотрудников, занятых на вредных производствах или при особо тяжелых условиях труда. 4 108 индивидуальных пенсионных счета, на которых копятся добровольные профессиональные взносы, – цифра, несопоставимая с казахстанским перечнем производств, связанных с риском для здоровья и жизни работников. Получается, что введение добровольных профессиональных взносов в казахстанской пенсионной системе практически не повлияло на сумму накоплений граждан.

 

Зарубежный опыт

 

Мировая практика работы пенсионных систем показывает, что в чистом виде накопительная или распределительная (солидарная) модели пенсионной системы встречаются довольно редко. В основном, и это оправданно, существуют комбинированные модели с превалированием того или иного института социальной защиты, к которым, как известно, относятся государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование, корпоративное страхование и другие.

Например, в Германии (как и в большинстве стран Западной Европы) пенсионная система насчитывает три уровня. Первый – обязательное пенсионное страхование, второй – добровольное обеспечение по старости от предприятий, третий уровень – частные накопления. Таким образом, система пенсионного страхования финансируется дотациями от государства, а не только страховыми взносами граждан и работодателей.

В США наряду с мощной государственной системой пенсионного обеспечения действует ряд частных, масштабы которых также значительны, поэтому американцы-пенсионеры имеют возможность двух, а то и более источников дохода. В этой стране существуют три основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы, личные пенсионные счета и аннуитеты, т. е. ежегодная рента через страховые компании. При этом накопительная часть пенсионной системы носит добровольный характер.

Еще один пример, который нельзя обойти стороной, – пенсионная система Японии, кстати, самой «стареющей» нации в мире. Сегодня пенсионная система там двухуровневая: первый – базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, второй – дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные пенсии.

Наконец, Чили, пенсионная модель которой была использована в Казахстане в качестве образца. Согласно новой пенсионной реформе, с 1 июля 2008 года там наряду с накопительной пенсией была введена система государственных солидарных пенсий. В этой южноамериканской стране были вынуждены отказаться от идеи внедрения накопительной системы как безальтернативной, так как выявились проблемы в ее функционировании. Что же касается добровольных профессиональных отчислений, то в Чили обязательные взносы работодатели уплачивают в размере 10% в соответствии со списком профессий с тяжелыми условиями труда.

Получается, что в большинстве развитых стран мира солидарная и накопительная системы идут, что называется, рука об руку, работая на достойную старость граждан.

 

Риторический ответ

 

Старение населения вызывает у правительств практически всех стран мира массу вопросов, главный из которых – на какие средства содержать пожилых людей? Сразу несколько мировых институтов выразили обеспокоенность: а правильно ли распределены средства, заработанные людьми, верно ли рассчитан возраст выхода на пенсию? Соответствует ли процент пенсионных отчислений обеспечению пожилых людей до конца их жизни? Не является исключением и наша страна.

Переход Казахстана на накопительную пенсионную систему в свое время преследовал несколько целей, среди которых – предотвращение массовой бедности пожилых людей и предоставление адекватной компенсации за их трудовую деятельность. Одновременно государство использует механизмы прежней распределительной системы для поддержания необходимого жизненного уровня населения.

С экономической точки зрения это полярные системы, каждая из них имеет свои риски. Работа распределительной пенсионной системы напрямую зависит от критического значения коэффициента демографической нагрузки, при превышении которого сохранение самой системы становится неэффективным. Накопительная пенсионная система также имеет свои риски, связанные с сохранением накоплений в кризисные периоды. Распределительная система государственного пенсионного обеспечения в основном выполняет социальную функцию, а накопительная служит для долгосрочных инвестиций в экономику страны. Гармоничное сочетание солидарного и накопительного компонентов в пенсионном обеспечении во многих странах уже успешно работает на благо общества.

Один из острых вопросов, рано или поздно возникающий при реформировании пенсионной системы, – увеличение пенсионного возраста. Сегодня женщины выходят на заслуженный отдых в 58 лет, а мужчины – в 63 года. Сторонники поднятия возрастной планки аргументируют это тем, что средняя продолжительность жизни в Казахстане увеличилась. Но при этом не стоит забывать, что уровень жизни у нас все еще далек от европейского. Кроме того, нельзя игнорировать демографические особенности страны. Так что вопрос поднятия пенсионного возраста целесообразно пока оставить без внимания, сосредоточившись на главном – работе самих НПФ, низкая доходность которых ставит под вопрос размер пенсии сегодняшних активных граждан.

Необходимо развивать накопительную систему, в том числе перейти к формированию портфелей с более широким кругом инструментов, и дать возможность каждому вкладчику сделать выбор инвестиционного портфеля. Возможно, пенсионным фондам нужно дать больше свободы в инвестировании, создать с помощью нормативных актов большую мотивацию на доходность, чтобы НПФ были заинтересованы именно в ней, а не сосредотачивались на увеличении количества вкладчиков. Наконец, пенсионные фонды должны проводить более открытую инвестиционную политику, понятную населению.

В свою очередь людям нужно активнее интересоваться судьбой пенсионных накоплений, а государству – предоставить законодательно больше возможностей принимать ныне работающим гражданам участие в процессе пенсионных отчислений.

Не менее важный вопрос состоит в дальнейшем сохранении многоуровневого пенсионного обеспечения. Мировые финансовые кризисы, неустойчивые колебания на фондовых рынках всегда будут способствовать нестабильности накопительной системы в чистом виде. Именно поэтому следует обратиться к опыту не только развитых стран Запада и Востока, но и накопленному за советские годы, тем более что пенсионеры у нас составляют пока лишь 10% от общей численности населения, и «стареющей» страной Казахстан назвать сложно.

Актуальна и проблема профессиональных пенсионных отчислений. Здесь возможны варианты – от введения обязательных профессиональных пенсионных отчислений до предоставления налоговых льгот предприятиям, делающим пенсионные отчисления своим сотрудникам на добровольной основе.

Завершая разговор, не лишне вспомнить древнюю мудрость о том, что достойная старость бывает только там, где есть достойная жизнь. В своем Послании Глава государства отметил важные моменты дальнейшего эффективного развития экономики страны, укрепления инновационной системы, увеличения потоков прямых иностранных инвестиций. От эффективной работы экономики в целом зависят и результаты любых усилий по реформированию пенсионной системы, и благополучие пенсионеров, настоящих и будущих. Действительно, когда государство с развитой экономикой дает свои гарантии гражданам, предприятия участвуют в формировании достойных пенсий своим работникам, а сами будущие пенсионеры делают отчисления в накопительные пенсионные фонды, социальная стабильность и уверенная старость становятся реальностью.

 

Гульнар ИКСАНОВА,

депутат Мажилиса, член фракции НДП «Нур Отан»

фото Жигера БАЙТЕЛЕСОВА

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 12
Работа на дому


Время загрузки страницы 7.593 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>