Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Залежи казахстанской серы из опасного отхода могут стать экспортным продуктом



Залежи казахстанской серы из опасного отхода могут стать экспортным продуктом

 

Залежи казахстанской серы из опасного отхода могут стать экспортным продуктомНа общественных слушаниях по строительству третьего завода компании «Тенгизшевройл» (ТШО) заявили о значительном снижении залежей тенгизской серы до 3,8 миллиона тонн.

Гигантские серные карты, результат многолетней добычи нефти, «тают» на глазах, что не может не радовать местных жителей и экологов. Между тем предстоящая разработка Кашаганского месторождения принесет еще миллионы тонн серы. Что это – отходы или продукт производства? Кому нужна сера? И как разработчики морского месторождения собираются от нее избавляться?


Споры по поводу хранения серы, образующейся в результате переработки нефти, не утихают давно. ТШО уверяет, что она абсолютно безвредна для человека. Помнится, как на одном из мероприятий не лишенный чувства юмора представитель ТШО прилюдно съел кусочек серы в доказательство ее безопасности. Экологи же, наоборот, считают, что этот химикат вызывает воспаление слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, раздражение кожного покрова и заболевания желудочно-кишечного тракта, так что держать серу под открытым небом нельзя.

«Зеленые» нешуточно забили в набат, когда в 2005–2006 годах на серных картах завода ТШО в Жылыойском районе скопились гигантские запасы комовой серы – свыше 9 млн тонн, побив тем самым все мировые рекорды. Академик НАН РК Муфтах Диаров неоднократно заявлял, что под воздействием гидрометеорологических, временных факторов она подвергается эрозии, растрескивается, разрушается, начинает осыпаться уже на 2–3-й год существования, а в дальнейшем процессы разрушения только ускорятся. При этом выделяется большое количество сероводорода, меркаптана, сернистого ангидрида, полисульфидов, негативно влияющих на экологическую ситуацию вблизи серных карт.

Разумеется, ТШО заказывало свои научные исследования, но при этом выводы, оплачиваемые заинтересованной компанией, ставились под серьезное сомнение.

Между тем сера – неплохой товар. В основном сера потребляется в производстве серной кислоты, при подземном выщелачивании руд, для удобрений и даже в подготовке взрывчатых веществ. Но всякий раз ТШО объясняла причину медленного избавления от этого продукта отсутствием широкого рынка сбыта, пока летом 2008 года не разразился крупный скандал. «Бомбу» подготовил акимат Атырауской области, где на очередное совещание по утилизации тенгизской серы пригласили потенциальных покупателей. Тогда представитель китайской компании «Гуйжу цынтя хунлу» (крупный поставщик серы) г-н Ляу У заявил, что годовая потребность Китая в сере составляет 14–15 миллионов тонн, и только за прошлый год их компания импортировала в страну 8,8 миллиона тонн серы, то есть практически весь запас комовой серы на Тенгизе, скопившийся на то время! Фактически уличенному во лжи руководству ТШО сказать было нечего. Тогда и прозвучало последнее предупреждение из Министерства охраны окружающей среды РК – убрать всю серу до конца 2013 года. По каким же истинным причинам компания явно намеренно сдерживала объемы продаж – так и осталось неизвестным.

За хранение серы «Тенгизшевройл» не раз ощутимо били по кошельку. Компания ежегодно платила огромные, до 37 миллиардов (!) тенге, штрафы в госказну, пока ситуация не изменилась самым неожиданным и кардинальным образом, в результате чего сера стала «продуктом без особого влияния на окружающую среду» – это цитата из официального документа парламента. Парадокс, но именно такое решение приняли депутаты в 2009 году, несмотря на прежнее постановление правительства, что «серные залежи являются отходом».

Как бы то ни было, а с тех пор, как говорится, процесс пошел. Ранее сообщалось, что ТШО может освободить серные карты уже в 2014 году, а не к 2017 году, как планировалось. Но такая же ситуация ожидает и Кашаган, когда там начнется добыча, а возможно, задействуют и новые месторождения, которые будут обнаружены на шельфе Каспия.

Уже в конце текущего года Казахстан рассчитывает получить первую нефть Кашаганского месторождения, чьи извлекаемые запасы оцениваются в 11 млрд баррелей, а общие геологические запасы сырья этой нефтеносной структуры – в 35 млрд баррелей. Считается, что это самое крупное месторождение нефти в мире после месторождения Прудо Бэй на Аляске.

Итак, ожидаемый срок начала коммерческой добычи нефти – декабрь 2012 года – июнь 2013 года. Первая фаза этого проекта (этап опытно-промышленной разработки) предполагает объем добычи около 370 тыс. баррелей нефти в сутки с возможным увеличением до 450 тыс. баррелей. Вторая фаза – до 375 тыс. баррелей нефти в сутки в течение не менее трех следующих лет.

Месторождение Кашаган содержит около 52 триллионов кубических футов попутного газа, большая часть которого будет закачиваться на морских сооружениях обратно в пласт для повышения коэффициента извлечения нефти. На 1-м этапе часть попутного газа перегонят на завод «Болашак» в Карабатане (30 км от Атырау) для его обессеривания. Впоследствии часть полученного газа послужит хорошим топливом для выработки электроэнергии для наземных и морских операций, часть его будет реализована на рынке как товарный газ. На этом этапе в результате очистки высокосернистого газа планируется получение в среднем 1,1 миллиона тонн серы в год.

Для консорциума сера также является не отходом, а товаром, и ее реализация будет зависеть от конъюнктуры на мировом рынке. Хотя консорциум планирует экспортировать весь объем полученной серы, может появиться необходимость ее временного хранения, для чего на территории завода «Болашак» предусмотрены 6 серных карт. По словам менеджера по наземному комплексу компании Agip KCO (отвечает за реализацию 1-го этапа) Луки Мори, в пик нефтедобычи и последующей переработки углеводородного сырья на картах может храниться до 4 млн тонн серы.

– Мы будем хранить ее, руководствуясь новейшими технологиями, – заверил он. – Под серой, которая будет поступать с установок в жидком виде, будет располагаться слой геомембраны, который не допустит загрязнения нижних слоев почвы. Сверху серу также покроют геомембраной и материалом из специально обработанной древесины.

По-иному, чем «Тенгизшевройл», на Карабатане намерены подойти и к дроблению серы перед отправкой на экспорт. Ее не станут размельчать, чтобы избежать образования пыли, а перед сбытом  путем нагревания вновь переведут в жидкое состояние, после чего  преобразуют в твердые гранулы.

А ведь еще два года назад в Мангистауской области по заданию правительства РК собирались построить целое национальное хранилище серы. И даже успели провести в Атырау первые общественные слушания по предварительной оценке воздействия ее на окружающую среду. Проект ПредОВОС выполнили специалисты АО «Казахский институт нефти и газа», ТОО «Центр дистанционного зондирования», а также ГИС «Терра» по заказу СПК «Каспий», правопреемником которого является теперь АО «НК «СПК Атырау».

Обрисовав безрадостные перспективы, связанные с малым рынком сбыта серы и ее ожидаемым скоплением к 2020 году до 150 миллионов тонн с учетом предстоящей добычи каспийской нефти, разработчики особо отметили сложившиеся противоречия в нормативной базе. С одной стороны, сера квалифицируется как пожаро- и взрывоопасное вещество, относящееся к IV классу опасности. Но в подзаконном акте к Экологическому кодексу сера числится как отход нефтепереработки.

Несмотря на отсутствие определения правового статуса этого вещества и тот факт, что в Казахстане нет ни одного нормативного документа, регламентирующего правила хранения серы, под возможное строительство центра тогда выбрали пустынную местность в Мангистауской области, расположенную на границе с Атырауской. Это в 41 километре от Тенгиза.

По каким-то причинам организаторы слушаний не сообщили предполагаемую стоимость всего объема работ, ссылаясь при этом на участие в финансировании проекта компании ТШО. Но маленький пример привели: один только километр трубопровода (от места переработки до центра хранения) с электрообогревом для поддержания серы в жидком состоянии обойдется в 1 миллион долларов! Взвалить на себя чужую «серную головную боль» должно было государство, став собственником национального хранилища.

Слушания прошли, и о строительстве хранилища как-то позабыли. Мало кто знает, что этот проект так и не был реализован. По словам заместителя председателя правления АО «НК «СПК Атырау» Абата Тасимова, комитет экологического регулирования МООС РК и РГП «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» дали отрицательное заключение по технико-экономическому обоснованию хранилища серы. Заключение экспертов основывалось на том, что к тому времени продажа серы шла полным ходом и ТШО заверило правительство РК о сокращении к 2017 году объемов серы до рабочего уровня (около 1 млн тонн). Так что необходимость в строительстве хранилища просто отпала. Быть может, это к счастью для экологии региона и здоровья людей.

У кого нет никаких проблем с набившим оскомину отходом – продуктом производства, так это у Атырауского НПЗ. В свое время предприятие рассчитывало на получение одного миллиона тонн тенгизской нефти, для чего мощности завода привели в соответствие с предполагаемым объемом переработки – построили установку по производству серы с блоком кристаллизации. Однако сделка не состоялась.

Сейчас, по словам пресс-секретаря АНПЗ Елены Есеновой, расфасованная по мешкам гранулированная сера быстро идет на продажу. В прошлом году завод произвел всего… 2000 тонн этого вещества.

Артур ШИЛОВ, Атырау

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 11
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.809 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>