Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Сможет ли Казахстан в условиях ЕЭП открыть доступ на казахстанский углеводородный рынок?



Сможет ли Казахстан в условиях ЕЭП открыть доступ на казахстанский углеводородный рынок?

 

Сможет ли Казахстан в условиях ЕЭП открыть доступ на казахстанский углеводородный рынок?После подписания президентом РК 9 января закона «О газе и газоснабжении», которым вводится государственное регулирование газоснабжения, в Казахстане должен был воцариться порядок в сфере производства и торговли. В том числе на рынке сжиженного газа, где сложившаяся ситуация была названа министром МНГ в ходе прошлогоднего правительственного часа в мажилисе полукриминальной. Для реализации приоритетных задач государства с 1 апреля должен был появиться национальный газовый оператор. К этому времени, по логике, надо было утвердить и генеральную схему газификации страны. Эти планы не новые, только «ни тела, ни дела» еще нет.

На том правительственном часе министр МНГ РК Сауат Мынбаев убеждал в необходимости отрегулировать внутренний рынок, приняв закон «О газе и газоснабжении», поскольку Россия уже просит открыть ей доступ на газовый рынок в рамках ЕЭП. Сегодня уже четверть года прожито в ЕЭП, законы которого тоже подлежат ратификации, но когда будет принята генеральная схема газификации территории Республики Казахстан, неясно. Пока, по данным ведомства, обеспечение населенных пунктов и промышленных районов газом делается по заявкам акиматов. Правда, много ли на то у них средств, трудно сказать.


По сути, выходит, что без общей схемы, фактически не было и газификации страны, а только передергивание канатов, т.е. пробивание отдельных проектов, точнее финансирования под них, отдельными лоббистами. Поэтому, наверное, уровень газификации даже в нефтегазоносной области составляет 89,4%, а в густонаселенной Алматинской области  и вовсе - 13,9%. Об этом министр говорил в своем выступлении, когда обсуждался новый законопроект. Как и прежде, пять областей остаются негазифицированными, и, значит, жителям малых городов в областях рыбу жарить летом придется на улице на старых керосинках, а зимой - готовить бешбармак, спрятав баллон сжиженного газа на балконе. Между тем с 1 июля 2013 года новый закон (п.7. п.п.1. Ст.28) запрещает таким экстремалам «хранение и (или) использование сжиженного нефтяного газа в бытовых баллонах в жилых многоквартирных домах этажностью более двух этажей».

В целом министерским чиновником был сделан акцент на вопросах стоимости газа в РФ и очень пестрой ценовой палитре в регионах Казахстана: от 4 тыс тенге за тысячу кубометров в Кызылординской области до 22 тыс тенге - в Алматинской, а в целом по стране от $12 до $85 за тысячу кубометров. В то время как входные цены товарного газа в Белоруссии - $230 за тыс куб. м, а в РФ - 60 ценовых поясов, где транспортная составляющая разнится в пределах $50-70 за тысячу куб.м. На пространстве СНГ и вовсе витают иные газовые прайсы: от $180-220 за тыс куб.м в Армении до $290-310 за тыс куб. м в Молдове. Что будет, если такая ситуация окажется реальной и в Казахстане?  В новом законе ставится задача сделать наш «дикий» ценовой рынок газа управляемым и в этом национальному оператору отводится роль регулятора. В основном на рынке товарного газа.

По словам министра, при ратификации норм ЕЭП, в Казахстане придется проводить аналогичную политику газоснабжения. Поэтому надо бы поспешить сначала укрепить свой тыл. Тем более что опыт после вхождения в ТС уже имеется. Отраслевому ведомству едва удавалось сдерживать ценовые вожжи на бензиновом рынке, о рынке товарного газа речи не было. Казахстан не производит больших объемов газа для экспорта, пока ставится задача перевести оставшиеся регионы на природный газ. В последние годы отмечается быстрый рост потребления. Из добытых в 2011г. 39,5 млрд. куб.м природного газа на внутренние нужды использовано 10,2 млрд. куб. м. Объем сжигаемого на факелах газа - 1,2 млрд. куб.м. К тому же значительная часть попутного нефтяного газа используется для обратной закачки для поддержания пластового давления. Объем экспорта газа из республики составил 8,1 млрд. куб. м. Кроме того, импортируемый на юге газ замещается экспортом карачаганакского газа в РФ по цене и объему поставок. Такова картина.

Рынок сжиженного газа, по информации чиновника, не регламентировался. Поэтому отпускные цены производителей на казахстанских заводах имеют довольно большой диапазон: от $185-199 за тонну на Казахском и Жанажолском ГПЗ, до $468-494 за тонну - на КПО и ПНХЗ. При этом в Европе цены доходят  до $900 за тонну. Пока объемы производства сжиженного углеводородного газа в Казахстане также невелики - за 2011 г. произведено 2146,9 тыс. тонн. Новым законом предусматривается комплекс мероприятий, направленных на стимулирование развития рынка сжиженного природного газа (LNG). Попутный газ, принадлежащий государству, может передаваться инвестору для дальнейшего использования в рамках государственно-частного партнерства. Таким образом, сжигаемый на факелах газ будет направлен в первоочередном порядке на обеспечение внутреннего рынка республики.

Мировой рынок сжиженного газа в последние годы развивался довольно быстро, пока в США не перешли на сланцевый газ.  В целом можно заметить, что инвесторы в некоторой степени озадачены тем, что в Азии цена на газ растет, а в США, наоборот, и цены упали, и производство СПГ сократилось, а терминалы для его хранения приходится продавать.

Закон гласит, что нацоператор участвует в реализации государственной политики в сфере газа и газоснабжения;  разработке и реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан. Заметим, что схемы разрабатывались и прежде, но теперь на сайте МНГ вместо самой схемы вывешен документ о правилах ее разработки. Гимн бюрократии, одним словом. Как можно говорить о многомиллиардных инвестициях в газопроводы без схемы, которая должна быть приложением или частью к Программе развития нефтегазовой отрасли, непонятно. До 2015 года отраслевой программой было намечено реализовать 9 проектов. В 2011 году из бюджета предусматривалось выделить на это 13,6 млрд. ТЭО проекта газопровода Тобол - Кокшетау - Астана уже было разработано нацкомпанией «Казмунайгаз», оставалось принять решение и начать строить. Теперь же получается, что ТЭО снова разрабатывается, и как долго, неясно.

Помимо этого в его лице государство наделено преимущественным правом на приобретение сырого и товарного газа, объектов единой системы снабжения, долей и пакетов акций юридических лиц - собственников. Лица, желающие продать объект единой системы снабжения товарным газом или доли  в нем, могут направить национальному оператору коммерческое предложение с указанием цены и иных условий такого отчуждения, говорится в статье 14 закона. Госкомпания также может отчуждать часть объектов системы газоснабжения. Однако есть и немало исключений в законе.

Что касается СПГ, то тут бал правят производители, собственники и прочие игроки. Однако статья 20 закона предусматривает государственное регулирование цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа. Предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке устанавливаются на полугодие отдельно для каждого региона с учетом экономических и социальных условий газоснабжения. Похоже, держать в руках вожжи, бензиновые или газовые, чиновникам по нраву.

Приоритетная цель нового закона заключается в создании единой системы газоснабжения, включающей все магистральные газопроводы и другие объекты, а также в обеспечении внутренних потребностей товарным и сжиженным нефтяным газом, производимым в республике. Кроме того речь идет также об эффективной эксплуатации систем газоснабжения, обеспечении энергетической и экологической безопасности, улучшении социально-экономического положения населения. В итоге новый закон предусматривает довольно строгие правила, согласно которым почти всем игрокам придется перестроиться с учетом новых правил, а также пройти процедуру аккредитации до 1 июля 2012 года. Не исключено, что в этом процессе часть участников рынка будет отсеяна.

Впрочем,  многим из действующих на казахстанском рынке крупным игрокам, возможно, не придется заново проходить через сито бюрократического коридора, поскольку закон применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. По договорам, заключенным до введения в действие принятого закона на срок более одного календарного года, продавец или исполнитель обязаны в срок до 31 декабря 2012 года осуществить их перезаключение с учетом положений настоящего Закона.

Однако с момента принятия закона уже минуло три месяца, но правительство и отраслевое ведомство еще не определились ни с национальным оператором, ни с принятием генеральной схемы газификации. В последней, очевидно, должны найти отражение проекты строительства газопроводов, уже обозначенные в январском Послании главы государства. Чем обернутся задержки с реализацией мероприятий на внутреннем газовом рынке пока сложно судить. Согласно ст.35 закона, правительство намеревалось с 1 июля ввести ежеквартальное утверждение предельных цен оптовой реализации товарного газа.

В складывающейся ситуации возникает вопрос: сможет ли Казахстан в условиях ЕЭП открыть доступ на казахстанский углеводородный рынок, не наступив на те же «грабли», т.е. без потерь для собственных производителей и потребителей? Наивно полагая, что прописанное в законе уже делается, с вопросами о том, как решаются поставленные задачи по газификации, корреспондент «ДН» обратилась к министру нефти и газа РК Сауату Мынбаеву. Ниже мы приводим ответы замминистра по газовым вопросам Берика Толумбаева, предоставленные редакции пресс-службой МНГ, некоторые из которых оказались обескураживающими.

- Какой объем работ по схеме газификации профинансирован за 1 квартал 2012 года и на сколько процентов выполнены мероприятия? Какие объекты начали строить в регионах и насколько они профинансированы? Кто стал подрядчиком из отечественных компаний? В чем причина отставания?

- Генеральной схемы пока нет. Она будет разрабатываться. Вместе с тем, в стране существуют собственные региональные планы по газификации. В соответствии с республиканским бюджетом, согласно заявкам акиматов областей, сейчас строятся подводящие газопроводы до населенных пунктов.

-В рамках проекта строительства газопровода Казахстан-Китай 6 сентября 2011 г. состоялась церемония сварки первого стыка газопровода Бейнеу-Шымкент в г. Туркестан. Какой объем работ за это время выполнен по этому объекту, какой объем финансирования выделен и какой объем работ намечен на 2012 год?

-Проект «Строительство газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» реализуется в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2012 г.г.. Период реализации: 1-я очередь - 2012-2013 годы (до 6 млрд.куб. м/год);  2-я очередь - 2014-2015 годы (до 10 млрд.куб.м/год).  В целях  реализации проекта строительства газопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент между

АО «КазТрансГаз» икитайской компанией Trans-AsiaGasPipelineCoLtd создана совместная казахстанско-китайская проектная компания - ТОО «Газопровод Бейнеу-Шымкент». АО «КИНГ» и СРРЕ завершены работы по корректировке проектно-сметной документации по разделу «Линейная часть», с получением соответствующего заключения РГП «Госэкспертиза» (№01-233/11 от 29 июля 2011 г.). 23 декабря 2011 года получено заключение РГП «Госэкспертиза»  (№ 01-591/11) на корректировку базового проекта по II этапу проектирования (компрессорная станция «Бозой», газоизмерительные станции, вахтовые поселки, ремонтно-эксплуатационные участки). Завершены процедуры по формированию казахстанской части уставного капитала проектной компании в размере $500 млн. Ведутся переговоры с китайской стороной по привлечению проектного финансирования и китайской части уставного капитала проектной компании. В настоящее время на станции Саксаульск, Аральск, Джусалы, Белькуль, Туркестан  и Манкент поставлено в общей сложности  600 км трубной продукции.

- Вопрос газификации Астаны включен в число приоритетных, и он далеко не новый, поэтому, наверное, уместно спросить вас: что сделано за 1 квартал, какой проект выбран и как будет осуществляться его финансирование? Вы уже говорили о проекте газопровода из РФ, но там цена экспортного газа высокая, увязывается с мировыми котировками  на нефть. Или вы рассматриваете также варианты замещающих поставок газа, как в случае с нефтью, поставляемой на ПНХЗ?

- Проект газификации центрального региона страны, включая столицу, реализуется во исполнение поручения президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 27.01.12 и включен в Общенациональный план мероприятий по реализации Послания главы государства народу Казахстана (пункт 41), утвержденный указом президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 30 января 2012 г. №261. Проект имеет стратегическое  и социальное значение для обеспечения природным газом столицы Республики Казахстан г. Астаны, городов северного региона - Петропавловск, Кокшетау, и центрального - Караганда. Ориентировочно планируется финансирование проекта с привлечением средств из республиканского бюджета. В рамках реализации проекта предусмотрены обменные операции с компанией Газпром, так как это обусловлено коротким транспортным плечом и взаимовыгодными условиями обменных операций между  АО НК «КазМунайГаз» и ОАО «Газпром».

- Поскольку вопрос о газификации регионов в Казахстане «оскоминный» и уже было разработано немало вариантов, в т.ч. на основе использования карачаганакского газа для внутренних нужд страны, рассматриваются ли прежние проекты снова? Насколько они конкурентоспособны с новыми предложениями?

-Регионы Республики Казахстан, в которых производится добыча природного газа, полностью (Атырауская, Мангистауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская и Кызылординская области) либо частично (Жамбылская), обеспечиваются за счет собственных ресурсов. Другие газифицированные регионы, которые зависят от импортных поставок газа (Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Костанайская области и г. Алматы), в настоящее время снабжаются среднеазиатским (узбекский, туркменский) и российским газом за счет взаимных встречных поставок карачаганакского газа.

АО «НК «КазМунайГаз» и ОАО «Газпром», начиная с 2007 года, осуществляют операции по взаимным поставкам природного газа для обеспечения внутреннего рынка РК. Данные операции позволяют обеспечивать казахстанских потребителей, не связанных внутригосударственными газопроводами с отечественными производителями газа, относительно недорогим природным газом. В настоящее время цена узбекского газа, поставляемая в рамках вышеуказанных операций, составляет  $85 США за 1000 куб.м и 105 долл. США за 1000 куб.м туркменского газа. Справочно - цена узбекского газа, поставляемого для Кыргызской Республики, граничащей с южными областями РК, в настоящее время составляет свыше $280/1000 куб.м. Таким образом, необходимо отметить, что на данный момент все газифицированные области РК обеспечиваются за счет внутренних ресурсов газа.

- В одном из выступлений вы говорили о планах использования кашаганского попутного газа в будущем для внутренних нужд. Насколько реальным вы считаете проект по цене, не останется ли он на бумаге?

- В настоящее время АО НК «КазМунайГаз» проводит переговоры с кашаганской группой, осваивающей месторождение, по вопросу заключения долгосрочного соглашения по ценообразованию на кашаганский газ. Одним из основных обязательных условий в указанном соглашении, КМГ обозначил необходимость поставок на внутренний рынок РК.

При повторном обращении в пресс-службу МНГ РК «ДН» пояснили, что министерство уже подало предложение ФНБ «Самрук-Казына» назначить национальным оператором АО «Казтрансгаз», но решение пока не принято.

Улболсын КОЖАНТАЕВА

Сайт газеты Деловая неделя

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.809 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>