Хозяин отдела канцтоваров может получить срок за использование нелицензионной компьютерной программы. В отдел Георгия Михельсона сотрудники финансовой полиции пришли в августе этого года. Проверили программное обеспечение, оставили протокол о том, что на одном из компьютеров установлена нелицензионная версия графического редактора «Adobe Photoshop». А это преступление. Значит, должно быть и наказание. Но чтобы его определить, нужно узнать, какой ущерб предприниматель из Осакаровки нанес корпорации «Adobe». Это не могут сделать уже три месяца. |
- Пришел мужчина, ему нужно было четыре фотографии на документы. Попросил наложить на фото шаблон – костюм и галстук, – рассказывает Елена Михельсон. Ее муж Георгий держит небольшой отдел в Оскаровке. Продает канцелярские товары и делает стандартные фото на документы. – Я шаблон наложила, фото распечатала, клиент заплатил двести тенге. И тут же в комнату вошли сотрудники финансовой полиции. Это, оказывается, был у них контрольный закуп.
Елена не стала отрицать, что делала обработку фотографий с помощью нелицензионной версии программы. Версия пиратская, скаченная из интернета. Предприниматели покаялись, сказали, что обязательно купят лицензионную версию и заплатят штраф. А через несколько дней узнали, что на них заведено уголовное дело.
Расчёт
Наказание за нарушение авторских прав может быть уголовным или административным. Чтобы возбудить уголовное дело, нужно, чтобы сумма ущерба была больше 151 200 тенге (100 МРП). Если меньше, дело рассматривается в административном порядке. В первом случае с нарушителями должна разбираться финансовая полиция, во втором – департамент юстиции. Определение ущерба в этой истории похоже на большое уравнение. Здесь фигурирует сразу несколько сумм. От того, какая из цифр будет выбрана, зависит, получит хозяин отдела канцтоваров судимость или нет. Сумма первая – 200 тенге. Именно столько заплатил за фотографии на документы участник контрольного закупа. Раньше ущерб считался бы как раз по стоимости услуги, говорит адвокат семьи Михельсон Владимир Платонов. Но в 2009 году в Закон «Об авторских и смежных правах» внесли изменения, и теперь «кто как хочет, так эту статью и понимает». Сумма вторая – 149 тысяч тенге. Во столько обошлась Георгию Михельсону покупка лицензионной версии «Adobe Photoshop» в магазине Караганды (ее предприниматель приобрел через несколько дней после проверки). Сумма третья, и, по словам адвоката, самая верная – 699 долларов. Столько стоит лицензионная версия программы на официальном сайте корпорации «Adobe». Но ни одна из этих сумм, которые потенциально можно считать ущербом, не дает основания для возбуждения уголовного дела. А оно возбуждено. И в деле фигурирует четвертая сумма.
Кто знает
«В результате незаконного использования и хранения нелицензионного программного обеспечения компании «Adobe Photoshop» компании «Adobe Systems Incorporated» Михельсон причинил ущерб на сумму 160 665 тенге» – говорится в постановлении о возбуждении дела. Откуда взялась эта сумма? В финансовой полиции отвечают, что ущерб рассчитала юридическая компания «GreatYassa», она находится в Алматы и представляет в Казахстане интересы «Adobe».
- Но они имеют доверенность только на представление интересов «Adobe» в суде. Следовательно, о рыночной стоимости продукта знать не могут, – уточняет Владимир Платонов. – У них нет лицензии на оценочную деятельность.
В самой компании говорят, что механизм расчета известен финансовой полиции. И пока «дело находится на рассмотрении», компания давать развернутые комментарии не может. Но нам пояснили, что обычно в таких случаях ущерб определяют так: высчитывают среднюю стоимость программы. «В регионе?» – уточнил «НВ». «В стране» – ответили в компании. Карагандинские защитники авторских прав признаются, что чаще имеют дело с пиратством музыкальных произведений. И как определяется ущерб в случаях с программным обеспечением – сказать не могут. Знают только, что сумма штрафа идет в доход государства, сумма ущерба перечисляется компании-представителю, а те должны передать деньги фирме-правообладателю. В этом случае от «GreatYassa» к «Adobe».
- Когда они (сотрудники финансовой полиции) пришли с проверкой, – говорит Елена Михельсон, – сказали, что к ним поступило письмо от «GreatYassa», мол, проведите проверку, незаконно используется программа на территории поселка Осакаровка. Откуда алматинская компания знает о нашем маленьком отделе?
В департаменте юстиции объясняют, что «GreatYassa» имеет право инициировать проверки. Это почти их прямая обязанность.
- Да, мы виноваты, использовали контрафактную продукцию, – продолжает Елена. – Но ущерб мы нанесли не на такую же огромную сумму! У нас два-три клиента в неделю на фотографии. Неужели за это положен срок?
Сейчас продолжается следствие по делу. Не исключено, что к ответственности будет привлечена и Елена (пункт 3, статья 184 Закона «Об авторских и смежных правах»: если совершено группой лиц по предварительному сговору, наказание – лишение свободы от двух до пяти лет).
- В жизни разные ситуации случаются, – говорит адвокат Владимир Платонов. – Закон нужно немного менять, а никто этим не занимается.
Сайт газеты «Новый вестник» Время загрузки страницы 0.218 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |