Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ: В борьбе с терроризмом мы неоправданно расслабились



Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ: В борьбе с терроризмом мы неоправданно расслабились

 

Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ: В борьбе с терактом мы неоправданно расслабились  В последние годы в Казахстане за правовую реформу выдается корректировка полномочий правоохранительных органов и этому процессу конца не видно. Размыт контекст реформирования, отсутствует единый итоговый документ результатов сделанного, их анализа по этапам, недостает цельного взгляда на ситуацию. Установилась практика повторения ошибочных решений, при этом отрицательный опыт первоначальных нововведений абсолютно не учитывается, считает бывший (дважды) министр внутренних дел и секретарь Совета безопасности РК, а ныне председатель республиканского Совета ветеранов генерал-полковник Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ.  Также он высказал свое мнение по поводу последних событий в Таразе.

Zakon.kz: - Каирбек Шошанович, давайте, в преддверии 20-летия независимости нашего государства проанализируем результаты правовой реформы, подведем  некоторые итоги, ведь именно Вы стояли у ее истоков и, можно сказать, до последнего занимали ключевую должность в Администрации Президента, поэтому кому, как не Вам, знать суть переустройств?


К. С.: - Ну, занимаемое мной сегодня положение не дает мне права давать оценки, хотя поговорить есть о чем - в той мере, в какой я лично причастен к правовой реформе.

Нельзя забывать, что содержание первого этапа правовой реформы с самого начала не ограничивалось только  судебной и правоохранительной темами, его стержень заключался в создании конституционных основ государственности и формировании принципиально новой политической системы. В сфере государственного строительства произошли исторические преобразования, результатом которых явилось рождение надежных демократических институтов власти. Оптимальные  перспективы открылись для развития гражданского  общества.

Второй важнейшей задачей правовой реформы являлось создание правового фундамента рыночной экономики и в целом она решена также успешно. Остаются вопросы, касающиеся формирования прогрессивных составляющих гражданского общества, но этот процесс более длительный.

Самой успешной оказалась та часть правовой реформы, которая касается государственного и гражданского  права, и главная заслуга в этом принадлежит Президенту Назарбаеву Нурсултану Абишевичу. Кстати, самыми сильными юристами в Казахстане в начальный период независимости оказались именно государствоведы и цивилисты. Я не принижаю значение и уровень специалистов уголовного права, процессуалистов, ими проделана титаническая работа. Но, как показала практика, именно та часть реформы, которая касается законодательного обеспечения борьбы с преступностью - уголовное и уголовно-процессуальное право - оказалась самой проблемной.

Zakon.kz: - В чем Вы видите главную проблему? Почему постоянно происходят переброски структурных звеньев из одного ведомства в другое, и как это отражается на состоянии преступности в стране?

К. С.: - Состояние преступности в стране относительно стабильное и оснований для мрачных прогнозов, думаю, нет. Вместе с тем, я согласен, что перманентные институциональные «перетряхивания» правоохранительной системы не всегда достигают своей цели.  К сожалению,  в последние годы у нас за правовую реформу выдается корректировка полномочий правоохранительных органов и этому процессу конца не видно. На мой взгляд, размыт контекст правовой реформы, отсутствует единый итоговый документ результатов сделанного, их анализа по этапам, недостает цельного взгляда на ситуацию. В Казахстане установилась практика повторения ошибочных решений, при этом отрицательный опыт первоначальных нововведений абсолютно не учитывается.

К примеру, в 2001 году имела место не оправдавшая себя ликвидация департаментов транспортной полиции в Алматы, Актобе и Астане. Тем не менее, в этом году, то есть через десять лет региональные транспортные департаменты опять ликвидируются, что привело к необходимости руководить сотнями мелких линейных структур из коридоров Астаны с попытками компенсировать недостающее среднее звено в системе управления всяческими «нештатными» образованиями. Никто не удосужился изучить негативный опыт «новаций» 2001 года.

Иногда определяющим фактором в принятии решений становится позиция отдельно взятого ведомства или группы людей, заинтересованных в избавлении от какой-либо функции, или, наоборот, в их приобретении. А ведь суть реформ заключается не в перемещении тех или иных служб из одного министерства в другое, а в реальном изменении содержания их работы. Я уже неоднократно высказывался о том, что функции этих подсистем должны соответствовать главному предназначению правоохранительного органа. А у нас что?

То же Министерство внутренних дел имеет в своей структуре военно-следственный департамент, который расследует уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими. А кто у нас таковые? Это военнослужащие Вооруженных Сил, Службы охраны Президента, КНБ, Республиканской гвардии и так далее. Не логичнее ли передать эту обязанность военной прокуратуре, тем более, что органам прокуратуры расследовать уголовные дела Конституция сейчас не препятствует. МВД должно заниматься борьбой с общеуголовной преступностью в гражданской сфере.

Zakon.kz: - Как устранить межведомственное противостояние или, как стало модно говорить, соперничество между силовыми структурами? Для примера приведу уголовное дело по Хоргосской таможне.

К. С.: - Решение простое и перспективное, об этом  я, кажется, уже говорил вам как-то - надо восстановить полнокровный следственный аппарат в прокуратуре, который и должен иметь право исключительной подследственности по делам людей в погонах, судей и номенклатуры определенно высокого уровня. А за КНБ следует оставить право ведения дел на эту категорию должностных лиц при наличии признаков преступлений, связанных с интересами национальной безопасности. Комитет национальной безопасности, Министерство внутренних дел и Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финпол), наделенные следственными полномочиями, должны заниматься своими традиционными делами.

Zakon.kz: - Так в чем, по-вашему, заключается основная причина пробуксовки правовой реформы?

К. С.: - Пробуксовки нет, реформа идет и сделано много. Другое дело, что субъектами реформирования  в нашей стране недооцениваются некоторые важные вещи. Так, до сих пор нет ясной концепции сопряжения  реформы судебной и  правоохранительной систем. Введение новых базовых судебно-процессуальных законоположений, таких как санкционирование ареста судами, изменение процессуальных полномочий судебных инстанций с внедрением новых предполагают расширение возможностей стадии судебного следствия. А это обязательно должно повлечь за собой максимальное сокращение сроков и объемов работы в стадии предварительного расследования.  Это узловой вопрос реформы.  Судебная реформа у нас идет в отрыве от реформы правоохранительных органов. Недооценивается историческая актуальность определения пути развития уголовно-процессуального права. На фоне традиционной для нас системы континентального права в судебные процедуры вкрапляются элементы англо-американской системы. Если акценты из предварительного следствия переносятся в стадию судебного разбирательства, то нужно вносить изменения в УПК и упрощать досудебное расследование и дознание. Как говорится, нельзя быть беременной наполовину.

Оперативник и следователь должны собирать информацию об обстоятельствах преступного события, его участниках, подозреваемых, доказательствах  вины и так далее в течение нескольких дней и представлять материалы прокурору для направления в суд, где и должно происходить подлинное расследование. Такой механизм исключит волокиту и в условиях демократичного судебного разбирательства с участием сторон, представления доказательств вины и невиновности обеспечит полноту и объективность следствия. Безусловно, материалы дознавателя или следователя должны быть бесспорными, убедительными. У нас же еще с советских времен действует  громоздкая процедура предварительного следствия, растянутая на месяцы, а то и годы, а в суде все это повторяется.

Перенос следствия из правоохранительной системы в суды приведет к необходимости унификации функций оперуполномоченного, дознавателя и следователя, то есть к тому, что сейчас апробируется в ходе эксперимента в ДВД Алматинской области. Кстати, эта акция МВД выглядит бесполезной, так как без изменений УПК такого рода опыты являются нарушением законности и  чреваты массовыми оправдательными приговорами из-за нарушений уголовно-процессуальных норм.

Также, наконец, нужно заняться внутриструктурными реформами. Это очень важно. Надо ломать устаревшие методы работы государственного аппарата по защите прав и интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств. У нас до сих пор доминирует экстенсивный подход, численность сотрудников не уменьшается. Альтернативой такому методу может быть только внедрение современных технологий в досудебной  стадии, но этим мы опять же не занимаемся.

Нам следует перевести громоздкий эпистолярный жанр документирования процессуальных действий в стадии предварительного следствия на язык современных компьютерных технологий,  и чем быстрее мы это сделаем, тем лучше. Конечно, это потребует изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, но на это стоит пойти ради сокращения сроков дознания и следствия и штатной численности сотрудников. Представляете, одна флэшка может заменить многотомное уголовное дело и сэкономить массу полезного рабочего времени. Так почему бы не пойти на это, это очень удобно, ну а самое главное - никакой письменный документ не выглядит более доказательственным, нежели прямая речь участников процесса на экране. Также более убедительным может выглядеть визуальное восприятие места происшествия, вещественных доказательств и так далее. С учетом того, что информация на электронных носителях имеет свойство бесследно исчезать,  дубликат уголовного дела в электронном виде мог бы  храниться в специальном банке данных, например, в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

Zakon.kz: - Каирбек Шошанович, когда мы беседовали с Вами месяца три назад, Вы очень позитивно отозвались о передаче уголовно-исполнительной системы из Минюста в  МВД, говорили, что это является важнейшим положительным решением и вообще Вы всегда были против того, что КУИС находится в ведении Минюста, и всегда ратовали за то, чтобы вернуть его обратно в МВД. Ну, вернули и что изменилось? Наши правозащитники в один голос заявляют об ошибочности этого решения, мол, это ухудшает положение дел с защитой прав заключенных. Что бы Вы им ответили?

К. С.: - А что такое происходило в бытность КУИС в Минюсте, чего нельзя продолжать в условиях нахождения этой структуры в МВД? Гуманизация? А не слишком ли увлеклись этим односторонним подходом в Минюсте? У нас ведь часто понятие «гуманизация» подменяется  «вседозволенностью» и поэтому сложно оценить результаты реформ пенитенциарной системы за более, чем десятилетний период нахождения ее в гражданском ведомстве.

В то же время беспорядки в местах лишения свободы стали визитной карточкой КУИС. Полагаю, что это есть радикальное проявление завышенных требований спецконтингента к администрации учреждений. В сознании осужденных укоренилась уверенность в том, что   государство обязано немедленно удовлетворять их пожелания. Я не исключаю и роль провоцирующих аспектов, исходящих, в конечном счете, от правозащитников, пекущихся больше о преступниках, нежели о попранных правах и интересах потерпевших.

Причиной «непомерного возбуждения спецконтингента» часто служат и неправомерные действия сотрудников спецучреждений, неадекватная жестокость и равнодушие. Да, положение осужденных в местах не столь отдаленных во многом  еще не соответствует даже минимальным нормам, но у МВД есть все возможности для кардинального изменения ситуации к лучшему. Здесь нужен рациональный баланс между ужесточением правопорядка в колониях и СИЗО и конкретными мерами по гуманизации условий отбывания наказания.

А нашим доморощенным правозащитникам, никогда ни за что не отвечавшим, не следует причитать по дням ушедшим и кликушествовать, апеллируя ко всяким международным организациям.

МВД обязано оправдать доверие Президента, вернувшего ему КУИС.

Zakon.kz: - Как Вы думаете, о чем говорят взрывы и самоподрывы этого года, почему в Казахстане увеличивается количество террористических актов? Последние события в Таразе,  где в результате теракта  погибли семь человек, в том числе два сотрудника КНБ  и три полицейских, тому пример. Почему это случилось? Можно ли было предотвратить этот теракт?  Какие меры по обеспечению правопорядка, безопасности мирного населения  следует принять в первую очередь в Таразе и других городах Казахстана после серии терактов, чтобы подобное впредь не повторялось?  Должны ли теперь правоохранительные органы всегда нести службу в усиленном режиме во всех наших городах?

К. С.: - От имени всех ветеранов республики выражаю искренние соболезнования семьям погибших.

Нельзя говорить о присутствии  глобальной террористической угрозы, но в то же время нельзя отрицать тот факт, что Казахстан в этом смысле давно вовлечен в зону риска. Интенсификация процесса исламизации общественного сознания налицо.  Еще есть возможность остановить этот процесс и не допустить широкого распространения терроризма. Всякого рода ультиматумы не должны удовлетворяться, это чревато серьезными последствиями в будущем. Если вести речь о религиозном экстремизме как базисе терроризма, то казахи никогда не разделяли философию крайних течений ислама. Большинство из нас не только их не знает, но и не ведает содержания произносимых молитв на арабском  языке,  все воспринимается на веру. Априори! Поэтому массового разделения и отчуждения в религиозной мусульманской среде не наблюдается.

Для развенчания радикализма и экстремизма необходимо активизировать контрпропаганду на базе умеренного и традиционного  для нас ислама. Законодательство в этой сфере должно быть стабильным и объективным. Казахстан - государство светское и это одна из фундаментальных основ нашей Конституции.

Сейчас нужно сохранять спокойствие и мобилизовать все ресурсы на борьбу с этим новым для нас явлением. На фоне впечатляющих экономических успехов последних лет и межнационального согласия мы все неоправданно расслабились. Единственной и надежной гарантией стабилизации оперативной обстановки в этом смысле является наша поддержка курса Президента. Прошла пора фарисейства и самоуверенного оптимизма в борьбе с религиозным экстремизмом. Нам всем без исключения нужно заниматься этой проблемой грамотно и основательно.

Что касается второй части вопроса - по Таразу - всем понятно, что хотя этот факт, скорее всего, организационно не связан с событиями в Астане, Актобе и Атырау, тем не менее, очевидно, что имиджевые цели у экстремистов присутствуют. Их стремление - запугать население и власть.

Для предотвращения терактов нужно принимать все возможные меры. Оснований для введения усиленного варианта несения службы в отдельных регионах предостаточно, и, уверен, это давно сделано, главное, не сорваться на противозаконные меры. А объявить  войну подобным вероотступникам - самое время. Это должно выражаться в беспрецедентной активизации оперативно-розыскной и профилактической деятельности среди радикально настроенной религиозной молодежи. Надо выдворять из страны иностранных идейных вдохновителей радикализма. Важна здесь и позиция нашего духовенства.

Повторяю, чтобы не произошло, надо верить в силу наших спецслужб и правоохранительных органов, воздерживаться от охаивания их работы. Других силовиков у нас нет.   Чрезвычайно важно сохранять выдержку и спокойствие.  Эффективным средством борьбы с такого рода особо опасными преступниками явилось бы применение к ним смертной казни, но это - отдельный разговор…

Zakon.kz: - Конечно, в борьбе с религиозным терроризмом должны показать «кулак» органы нацбезопасности, внутренних дел, прокуратуры, но, как считают некоторые представители оппозиции, в этом отношении им больше свойственны бездействие, беззубость…

К. С.: - Лично я не вижу оснований сомневаться в компетентности силовых ведомств, хотя и случаются серьезные проколы. Замечу, еще недавно профилактическая работа с «инакомыслящими» была предметом особой озабоченности оппозиционеров, а ведь религиозные смутьяны тоже относятся к этой категории. Вопрос этот очень тонкий, деликатный, такой в принципе и должна быть работа силовых структур в этом направлении. Здесь не может быть имиджевых показательных акций, шумихи, рапортов и прочее.

Другое дело, что с ростом такого рода устрашающих эксцессов обострилась нужда в своевременной и надежной информации от оперативных источников. Как показывают последние события, с этим дело туговато. Причина в том, что наблюдается некоторая атрофия силовых структур из-за засилья дилетантов, высокой текучести кадров, коррупции и так далее.

Чего греха таить, в последние годы в работе силовиков превалировала заумная аналитическая функция в ущерб оперативно-розыскной деятельности. Я это достоверно знаю и для профессионалов это давно не секрет. Нарушение баланса в этом вопросе чревато неготовностью к своевременному реагированию. Предупреждать теракты посредством оперативных разработок - вот главное, на чем следует сосредоточиться. Неоценимую помощь в профилактике терроризма могут оказать население и СМИ. Чрезвычайно важно установить с гражданами каналы связи вплоть до анонимных сигналов. Когда речь идет о безопасности наших граждан, все средства, не противоречащие закону, хороши.

Zakon.kz: - А как Вы оцениваете роль нового Агентства по делам религии?

К. С.: - Положительно. Не разделяю мнение некоторых интернет-оракулов о нежизнеспособности и бездействии этого органа. Агентство не должно работать за всех и не способно решать проблемы в одиночку. На мой взгляд, если оно будет живо реагировать на негативные процессы, давать им объективную оценку и служить своеобразным компасом для государственных институтов и общества, то можно будет считать, что хлеб свой структура ест не зря.

Zakon.kz: - И все же в последнее время преступность растет на глазах, полный разгул криминала, бандитизма, в Алматы уже убивают даже полицейских, прокуроров… С чем это связано? Где результаты реформы?  Где работа правоохранительных органов? Где порядок, безопасность? Люди пачками пишут, что страшно стало жить…

К. С.: - Я понимаю озабоченность граждан и разделяю мнение о наличии серьезных проблем в состоянии правопорядка. Но не из соображений корпоративной солидарности, а из желания быть объективным скажу, что не так все безнадежно. К тому же, что бы ни говорили о качестве правовой реформы, она есть, и будет продолжаться и плоды ее не следует ожидать сиюминутно. Я достаточно критично настроен к работе правоохранительных органов, и мой опыт дает мне такое право, однако не следует забывать многие положительные примеры из практики силовых структур.

Хотел бы пожелать большей уверенности нашим людям в способности силовиков защищать права и интересы граждан, общества и государства. Если МВД и Генпрокуратура займутся, наконец, профилактикой правонарушений всерьез, то результаты будут. Занятие это занудное, как утренняя гимнастика для многих, но чрезвычайно необходимое.

Zakon.kz: - Одним из направлений правовой реформы является противодействие пыткам и другим видам жестокого обращения с лицами, содержащимися в специализированных учреждениях, местах предварительного заключения. Вопиющих фактов в этом отношении более чем достаточно. По словам Генерального прокурора Даулбаева, результативность работы правоохранительных органов в этой сфере будет оцениваться не по количеству выявленных фактов применения пыток, а по реальному уменьшению жалоб на жестокое обращение, которые отражены в официальных докладах независимых общественных и международных организаций. Такое заявление привело наших читателей в недоумение. Одни пишут, что  «теперь все жалобы автоматически будут отправляться в мусорную корзину,  вот вам снижение количества жалоб». Другие пишут, что «наша полиция и так, приезжая по вызову граждан, требует от них отказаться от своих заявлений, дабы не портить статистику по району, а теперь сам Бог, вернее, Генпрокурор велел». Хотелось бы услышать Ваш  комментарий.

К. С.: - Нельзя так буквально воспринимать слова Асхата Кайзуллаевича. Разумеется, выявление фактов пыток и рукоприкладства будет продолжаться. Речь идет не только о количестве жалоб, а о реальном состоянии в том или ином спецучреждении. А состояние это характеризуют не только зарегистрированные жалобы, но и другие факторы. Опытным профессионалам видно все, главное, не допускать круговой поруки. Генпрокурор, видимо, имел в виду намерение поощрять выявление руководством колоний и СИЗО негативных фактов с тем, чтобы они не боялись портить статистику за счет своей активности и не зацикливались на росте правонарушений.

А что касается борьбы с укрытием преступлений в целом, то верхи правоохранительной системы еще в советские времена говорили с трибун о необходимости «поголовной» регистрации преступлений, но в рабочем порядке требовали положительной динамики, то есть пресловутого процента раскрываемости. В 1980-х годах, будучи начальником райотдела милиции в Алматы, я был очевидцем привлечения к уголовной ответственности многих руководящих работников уголовного розыска за укрытие преступлений. Но даже эти крайние меры результатов не давали. В бытность министром я много делал для искоренения погони за липовыми процентами раскрываемости, но, честно скажу, мне это не удалось. Видимо, для этого надо было, чтобы полностью ушли из МВД те, кто в советское время «давал проценты». Сейчас такая психологическая возможность есть. Все зависит от политической воли руководства Генпрокуратуры и МВД.

Но сейчас появилась другая крайность - немалой части оперативного состава органов внутренних дел не нужны не только проценты, но и раскрываемость вообще! Наступило время сделать то, что не смогли мы - уничтожить процентоманию, введя новые критерии показателей результатов работы оперативно-следственного аппарата, не связанных с нарушением законности.

Правда, новые критерии взамен его величества «процента раскрываемости» меня не убеждают. Что, например, такое - общественное мнение о работе полиции? Как оценивать деятельность сыскного аппарата, ведущего секретную агентурную работу? А что есть имиджевые оценки работы следователя? Как понимать такой критерий, как количество жалоб в инстанции  о работе горрайоргана? Все это весьма субъективно и не отражает качество работы полиции. Какого начальника полиции и прокурора не интересует, а сколько раскрыто убийств, грабежей, краж, совершенных на территории в определенный период? Почему у одних лучше, а у других хуже? От критерия «раскрываемости» никуда не деться и убирать его совсем нельзя. Иное дело - не фетишизировать  этот показатель, не ставить его во главу угла, не требовать тупо - давай, процент, а то выгоним к чертовой матери…

Zakon.kz: - Как-то один из известных адвокатов выразился, что в программе реформирования не осталось места судам. Это так? Какие главные ошибки в деятельности судебной системы отметили бы Вы, ведь на суды у нас жалоб не меньше, чем на правоохранительные органы, если не больше. Как их исправить?

К. С.: - Для демократизации судебной системы жизненно необходимо ликвидировать административную зависимость нижестоящих судей от их руководства и в первую очередь от Верховного суда. Не секрет, что приговоры и решения зависят во многом от «рекомендаций» сверху, так как председатель Верховного суда решает судьбы судей, внося представления об их освобождении через Высший Судебный Совет главе государства. Кадровыми и дисциплинарными вопросами должен заниматься Высший Судебный Совет. Подчиненность в судебной системе должна быть только процессуальной, то есть вышестоящая судебная инстанция отменяет решения нижестоящих и не более того.

Эта проблема лежит на поверхности, а другие могут быть предметом нашего разговора в следующий раз.

 

Торгын НУРСЕИТОВА

 

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 5.854 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>