Зубейда Давлетъярова
|
В Алматы прошёл круглый стол на тему «Актуальные вопросы государственной языковой политики в Казахстане». Организатором выступил Центр актуальных исследований «Альтернатива» при поддержке министерства культуры.
Заседание круглого стола по обсуждению темы государственной политики обещало быть жарким. Сейчас, когда повсеместно кипят страсти после открытого письма 130 представителей общественности о защите казахского языка, любой вопрос непременно сводится к данному письму. Не было исключением и это заседание. Хотя внешне выглядело всё вполне благопристойно. Основным докладчиком стала Элеонора Сулейменова, президент Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, доктор филологических наук. Г-жа Сулейменова говорила долго, но не о чём. Непонятно чему было посвящёно её многословное выступление, которое модератор вынужден был не раз прервать, напоминая о регламенте. Сама того не зная, докладчик обозначила одну из самых главных проблем на сегодня в сфере языковой политики - кадровую. Если те люди, которым доверено готовить педагогические кадры, так неинформативны в своих докладах, то о каком качестве обучения можно говорить?..
Гораздо интереснее получилось выступление начальника отдела по развитию языков координационных работ управления по развитию языков г. Алматы Бахыта Калымбета. Г-н Калымбет признал, что за 20 лет суверенитета власти не сумели сделать всё, чтобы государственный язык стал востребованным. Он привёл примеры того, как используется казахский язык на государственной службе. Это - делопроизводство, приём граждан и телефонные переговоры. При этом при приёме на госслужбу не интересуются, а знает ли человек государственный язык. По мнению Бахыта Калымбета, такое положение нужно менять в корне, поскольку уже наступило время для повсеместного применения казахского языка, и он становится востребованным. Для чего нужно не только требовать знание государственного языка при приёме в органы власти, но и расширять сферу применения языка. Например, отказаться со временем от переводчиков, требуя, чтобы госслужащие общались с гражданами на казахском языке и самостоятельно составляли деловые бумаги. Бахыт Калымбет привёл пример, когда из-за незнания русского языка на работу в Турксибский акимат не взяли молодого парня, не знавшего русский язык. Однако при этом не сказал, чем закончилось это дело, и понёс ли кто-нибудь наказание за ущемление прав гражданина. Также, по словам г-на Калымбета, заместители акима Алматы недостаточно используют государственный язык в своей повседневной деятельности. Точнее, он сказал, что они не совсем хорошо знают казахский язык, хотя и говорят на нём.
Дискуссия о судьбе казахского языка всякий раз сводится к тому, что новоявленные апологеты государственного языка с пеной у рта выдают свои аргументы и при этом не слушают других. При этом они ведут себя, словно тетерева на току. К примеру, один из участников круглого стола, гордо признавший, что он также подписал письмо 138-ми, предъявил претензии к председателю Казахстанской ассоциации учителей русских школ Натальи Вдовиной в том, что она работала на камеру во время своего выступления. Г-жа Вдовина, всё своё выступление перебиравшая бумаги, а потому даже не поднимавшая головы, никак не могла понять, в чём её обвиняют. Ситуация могла быть непредсказуемой, не исключи модератор Ерлан Саиров этот вопрос из повестки дня. Также агрессивно вёл себя представитель казахских СМИ, обвинивший участников круглого стола в том, что они не отдают своих детей и внуков в казахские детсады. В общем, выявить точки для соприкосновения с тем, чтобы можно было выработать некие каноны государственной политики в сфере языковой политики, оказалось делом затруднительным. Очевидно, ситуация накаляется вследствие того, что защитники государственного языка не хотят слушать кого-либо и не принимают во внимание очевидные факты. Так, весьма содержательными были выступления Натальи Вдовиной и Ольги Алтынбековой, доктора филологических наук, профессора КазНГУ им. Аль-Фараби. Если судить по их выступлениям, то налицо тенденция к сужению применения русского языка и расширению государственного языка. Об этом говорят цифры, приведённые ими. Так, по данным г-жи Алтынбековой, в учебный год 1990-1991 всего 32,35% от общего числа учащихся в республике составляли ученики казахских школ. В 2010-2011 году картина разительно изменилась: при общем числе учащихся 2516, 1 тысяч в школах с казахским языком обучения занималось уже 62,5%. На долю русских школ осталось 33,5%. Наряду с уменьшением школ на русском языке и увеличением школ на казахском языке растёт и число школ с языком национальных групп. То же можно сказать и в отношении колледжей, вузов, где доля обучения на казахском языке превышает численность русских учебных заведений.
Но эти данные почему-то не заинтересовали участников круглого стола и они по-прежнему твердили о том, что казахский язык надо поднимать на надлежащую высоту. Создаётся впечатление, что в обществе сейчас искусственно нагнетается атмосфера вокруг казахского языка. Очевидно, что межнациональное согласие и относительная политическая стабильность, имеющие место в Казахстане, кого-то не устраивает. Уже созданы какие-то группы, которые занимаются тем, что устраивают бузу на эту тему в любом месте, будь то круглые столы или СМИ. Не видеть этого и не осознавать того, что дальнейшее обострение ситуации чревато последствиями для страны, означает потерю будущего для страны. Весьма отрезвляюще выглядело выступление Талгата Мамираимова - вице-президента Казахстанского центра гумантирно-политической конъюнктуры. Г-н Мамираимов подчеркнул:
- Языковой вопрос теперь все зримее выдвигается в число одного из главных источников, ресурсов борьбы за политическую власть в нашей стране. Власти в языковом вопросе все активнее начинают оппонировать казахские этнополитические организации, политические партии, находя ответную реакцию со стороны русских этнополитических организаций и других политических структур (Социалистическое Сопротивление Казахстана и др.).
По мнению эксперта, «данный факт вполне закономерен, поскольку, как выяснилось в исследованиях нашего центра, главным препятствием роста социально-политического статуса казахского языка является низкий уровень его использования во властной элите. Между тем, согласно всем программам языковой политики - первой сферой массового распространения казахского языка должна являться именно государственная служба. В этом плане формулировка об официальном употреблении русского языка в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским является естественной подушкой свободного использования в своей работе русского языка со стороны русскоязычной казахской властной элиты. Данная проблема в настоящее время является одним из главных политических факторов, сопровождающих языковую политику в Казахстане».
Сама власть, по словам политолога, «вернее говоря, некоторые властные элитные группировки, способствуют политизации языкового вопроса, искусственно направляя политическую борьбу вокруг языковой политики. Время от времени сама власть создает искусственные поводы для нагнетания языкового вопроса. Или как иначе можно трактовать такие демарши со стороны власти, как, например, «неудачную» попытку Правительства в апреле 2009 г. перейти на ведение своих заседаний исключительно на казахском языке. Тогда, как известно, после бурных протестов со стороны русскоязычных СМИ, представителей русскоязычной общественности власти значительно отодвинули эту перспективу. В этом же ключе, можно рассматривать, вброшенный 4 августа т.г. в Интернет законопроект Министерства культуры «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики». Бурные протесты со стороны русскоязычной общественности поставили под сомнение возможность принятия этого законопроекта в первоначальном виде».
Любопытны выводы эксперта:
- Такие эскапады властных органов наводят на мысль о том, что языковой вопрос служит для них, возможно, в качестве:
1. политического заигрывания в целях контролирования оппозиционного мнения по проблемам языковой политики;
2. отвлечения широких слоев казахского народа от их социально-экономических проблем. По всей видимости, это делается в целях перенаправления социально-экономического недовольства казахского народа в другое русло. Это, например, способствует тому, что русский народ, его язык воспринимаются, чуть ли не как источник всех бед казахского народа;
3. Тем самым, по всей видимости, эксплуатация языкового вопроса также служит для власти разменной монетой во взаимоотношениях с Москвой.
В такой эксплуатации языкового вопроса очень большие ставки, конечной целью которых, по-видимому, является политическая власть в Казахстане. Такая политика властей в отношении языкового вопроса очень пагубна и чревата серьезными негативными последствиями для нашего общества.
К сожалению, к словам Талгата Мамираимова также не прислушались и не стали их обсуждать, хотя очевидно: в них кроется сермяжная правда относительно того, почему сегодня так остро встала проблема языка.
Интернет-издание «Диалог» Время загрузки страницы 0.228 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |