Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Возродить десятидневный календарь Французской революции 1793 года предлагается в Казахстане



Возродить десятидневный календарь Французской революции 1793 года предлагается в Казахстане

 

 Авторский коллектив в составе В. Никитина, А. Ниязбаева, С. Байжуманова, У. Матаева, Э. Османова, Б. Кашагана, проведя сравнительный анализ традиционного и нетрадиционного счисления дней календарного года, пришел к выводу, что григорианский календарь, по которому мы живем, изжил себя.

В наш век информации и связи, с быстрым ростом промышленного производства и научных достижений возникает огромная опасность увеличения нагрузки на человека и общество в виде физического и психологического стресса. У людей просто не остается времени на отдых. В связи с этим авторский коллектив предлагает заменить календарь, в котором 5 или 6 рабочих дней и 2 или 1 выходной, на десятидневный календарь, в котором 7 рабочих и 3 выходных дня.


Несколько тысячелетий понадобилось, чтобы человек осознал ход времени. В частности, что зима через определенный срок вернется обязательно, что дождь начнется так же неизбежно, как и кончится. Разобравшись в этом, человек начал планировать работу и свою жизнь не только на сегодняшний день, но и на более длительный срок. Возникал «природный» календарь, и он сохранял свое место в жизни человека. Изначально человек соизмерял свою жизнь с регулярными сменами лунных фаз.

Однако исторически сложилось так, что неделю продолжительностью в семь дней связывали не с фазами Луны, а с астрономическими правилами. В то время были известны семь небесных тел: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Каждому небесному телу был посвящен особый день.

Разнообразие ликов Луны разбило лунный месяц на части поменьше, и появилась естественная единица счета дней, недель, месяцев, текущего и будущих лет. Поэтому лунный календарь дожил до наших дней. Однако его недостатки в том, что один и тот же месяц может приходиться на зиму, на весну, на осень и на лето. (Время обращения Луны вокруг Земли составляет 29,5305… суток, а время обращения Земли вокруг Солнца – 365,2421… суток.)

Если верить легендам, то римляне вначале жили по довольно странному календарю: в нем было всего 10 лунных месяцев. В 700 г. до н. э. было добавлено еще два месяца.

У египтян было три сезона: наводнение, посев и жатва. В каждом сезоне – по четыре месяца. Месяц делился на три десятидневки – декады. Год состоял из 360 дней. К этим дням добавлялось еще пять дней в честь детей бога земли: Осириса, Тора, Сета, Исиды и Нефтиды.

Сейчас доподлинно известно, что цифра «365», обозначающая количество дней, отличается от истинной длины года на четверть дня, но эту разницу не могли определить астрономы древнейших времен.

Великий астроном древности Гиппарх еще во II веке до н. э. установил, что год длится не 365,25 дня, а немного меньше (на 0,0078 дня). Юлианский год оказался чуть медлительнее стрелок солнечных часов.

В конце XIV века христианская церковь, принявшая юлианский календарь за основу летоисчисления, обнаружила, что весеннее равноденствие давно уже не совпадает с 21 марта и, более того, каждые 128 лет наступает раньше еще на один день. Между тем проект реформирования календаря был разработан в итальянском городе Перудже. Его автором был врач Алоизий Лильо, профессор медицины местного университета. Чтобы остановить движение календаря, он предложил выбросить накопившиеся со времен Юлия Цезаря лишние дни, а потом считать високосными те года, которые делятся на 4 и не делятся на 100. Лильо закончил свои вычисления в 1576 году. Но представить проект папской комиссии он не успел… Бумаги ученого повез в Рим его брат. Проект Лильо оказался столь безукоризненно выполненным, что был принят без единой поправки. Папа Григорий XIII утвердил решение комиссии, издав буллу: всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года не пятым, а сразу 15 октября. «Григорианский стиль» сразу же был принят многими странами Европы. Более консервативными оказались «отцы» восточной, Православной церкви (они до сих пор живут по юлианскому календарю).

Октябрьская революция в России, ликвидировавшая все институты власти, без труда решила вопрос и календарной реформы. Декретом Совета народных комиссаров от 26 января 1918 года после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу четырнадцатое.

Календарь декады, предлагаемый казахстанскими исследователями, не является новинкой. Подобную систему летоисчисления уже апробировали древние египтяне и французские революционеры. Так, календарь Французской революции (республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806 года. Спустя почти сто лет его использовали во время Парижской коммуны в 1871 году. По своей структуре он напоминает египетский календарь. Год состоял из 365 и 366 дней, деленный на 12 месяцев по 30 дней, после которых шло 5 или 6 дополнительных дней. Каждый месяц делился на 3 декады по 10 дней с одним днем отдыха в конце. Каждый год начинался в осеннее равноденствие (около 22 сентября), дополнительные 5 или 6 дней, следующие за последним днем Фрюктидора (12-й месяц) назывались: первый – день подвигов; второй – день гения; третий – день труда; четвертый – день мнений; пятый – день наград; шестой – день революции (високосный день).

По мнению исследователей, такой календарь становится актуальным в наши дни в связи с тем, что люди не успевают отдыхать. Особенно большая нагрузка приходится на учащихся начальных и средних школ, гимназий, колледжей. Учащиеся школ и гимназий, где обучение ведется по специальным программам, имеют особую перегрузку, больше всего умственную.

При продолжительности недели в семь дней рабочий процесс обучения длится шесть дней. На отдых учащимся остается один выходной день, но с условием, что им придется выполнять задания по соответствующим предметам, чтобы подготовиться к понедельнику. Одним словом – отдыха как такового нет.

В бизнес-среде, где рабочий период недели занимает пять дней, напряженность возрастает на-столько, что приходится работать в субботу и даже в воскресенье, то есть отдых приравнивается к нулю.

Исходя из вышеизложенного исторического материала и будней сегодняшней жизни авторский коллектив предлагает: считать длительность недели не семь, а десять дней; рабочими днями определить с первого по седьмой день; выходными днями будут восьмой, девятый и десятый дни недели. Название дней декадной недели будут следующими: первый день недели – понедельник (Пн), второй день недели – вторник (Вт), третий день недели – среда (Ср), четвертый день недели – четверг (Чт), пятый день недели – пятница (Пт), шестой день недели – суббота (Сб), седьмой день недели – воскресенье (Вс), восьмой день недели – додекада (Дд), девятый день недели – преддекада (Пд), десятый день недели – декада (Дк).

Количество дней в каждом месяце предлагается оставить без изменения как для обычного, так и для високосного годов; счислять дни календарного месяца необходимо с учетом предыдущего; дни отдыха определять из принятого порядка декады.

Свою идею авторы подкрепляют следующими расчетами: коэффициент напряженности рабочего времени при 7-дневной недели календаря равен 0,7143 (5 рабочих дней); коэффициент напряженности рабочего времени при 10-дневной недели календаря равен 0,7000 (7 рабочих дней); начало декады может начинаться в 12-м месяце текущего года и окончится в первом месяце последующего; отдельные дни рабочей семидневки (продолжительность недели 10 дней) текущего года могут быть определены выходными; исторически значимые дни вносятся в календарь как праздничные.

Краткий анализ табличного календаря нетрадиционного (подекадного) счисления дней текущего года показывает: ясность счисления дней месяца и в целом года; возможность четко планировать работу; количество рабочих дней в году уменьшается, что снижает напряженность труда; количество выходных дней увеличивается – это придаст уверенность в выборе и планировании своего отдыха.

В таблице приведены сравнительные показатели календаря с 7-дневной неделей и предлагаемой 10-дневной неделей (2010 г., количество дней в году – 365).

Однако после ознакомления с проектом возникают вполне закономерные вопросы: насколько уместен такой календарь в век интенсивной всесторонней интеграции на мировом пространстве, когда страны стараются унифицировать стандарты и минимизировать внешние различия? не станет ли подобная реформа летоисчисления преградой в попытке жить с миром в одном ритме? позитивно ли скажется 7-дневная рабочая неделя на казахстанцах, ведь работы меньше не становится? и какой будет реакция общества на такие перемены?

Алина БЕКИРОВА, Алматы

 

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 2
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.111 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>