Ќовости  азахстана
»нформационный портал
  Locman.kz –азмер шрифта ¬верх

ѕопул€рное сегодн€


–еклама партнЄров



—ейчас читают


–еклама посетителей

 алендарь новостей

–азмер шрифта

ѕрогноз погоды


 урс валют
¬алюта ѕокупка ѕродажа
$
P


–ахил€м ћашурова: »скусство не должно раздел€тьс€ на Ђћї и Ђ∆ї



–ахил€м ћашурова: »скусство не должно раздел€тьс€ на Ђћї и Ђ∆ї

 

–ахил€м ћашурова: »скусство не должно раздел€тьс€ на Ђћї и Ђ∆ї¬ечер. јфиши у √осударственного академического театра казахской драмы имени ћухтара јуэзова. ќгромные фотографии со спектакл€ Ђ ара кемпирї.

ќдна женщина толкает другую: Ђ—мотри, ћашурова!ї ƒруга€ подхватывает: Ђƒа ей же недавно шестьдес€т п€ть исполнилось!ї ѕо-женски придирчивое разгл€дывание актрисы Ц и обе устремл€ютс€ в кассу за билетами... »гра€ пожилую женщину, заслуженна€ артистка –  –ахил€м ћашурова в жизни никак не вписываетс€ в эту роль. ¬ шестьдес€т п€ть пошла учитьс€ на режиссера. ≈е дипломным спектаклем стала музыкальна€ комеди€ ƒжаудата ‘айзи ЂЅашмачкиї на сцене –еспубликанского уйгурского театра музыкальной комедии им.  .  ужамь€рова. ќ театральном режиссере ћашуровой заговорили сразу же после сдачи этого €ркого и самобытного спектакл€. » это при том, что в нашем искусстве сохран€етс€ скептическое отношение к женщине-режиссеруЕ


¬ ее планах прочесть Ўекспира в оригинале и, конечно, поставить его на сцене. ¬ основе спектакл€ Ц его сонеты. Ёто будет музыкально-поэтический спектакль. –ахил€м јбдрахмановна времени даром не тер€ет Ц учит английский, как когда-то выучила казахский €зык. ћного лет назад уйгурска€ девочка, окончивша€ с золотой медалью русскую школу, чтобы попасть в мастерскую великой ’адиши Ѕукеевой, выучила казахский. ¬ ее трудовой книжке всего одна запись:  азахский театр им. ћ. јуэ-зова. ≈е не могли не прин€ть: талантлива€, броска€, характерна€. ћного лет она остаетс€ одной из востребованных актрис в казахском театре. ѕреподает в  азахской академии искусств им. ∆ургенова. ѕрофессор.  авалер ордена Ђ урметї. Ќаш разговор с –ахил€м ћашуровой о столь успешном профессиональном перевоплощении из артиста в режиссераЕ

–.ћ.: Ќаверное, это сила судьбы. — удовольствием поступила на режиссерский факультет в јкадемию искусств в Ѕишкеке и, несмотр€ на свой возраст, училась и училась. ¬ообще-то образование Ц процесс вечный, синоним развити€. Ќельз€ выучитьс€ раз и навсегда.  стати, если вы о дипломе и так далее, то €, не сравнива€ себ€ ни с кем, все-таки напомню, что ни Ѕрук, ни ”иллсон, ни —таниславский не имели режиссерского образовани€. ¬ы подумайте, сколько у нас выпускаетс€ дипломированных режиссеров, а при этом почти любой театр сегодн€ ищет сильного постановщика.  огда € ставила ЂЅашмачкиї на сцене уйгурского театра, мне, естественно, было интересно мнение коллег-режиссеров из других театров, профессионализм которых очевиден. я за то, чтобы в нашем театральном мире существовал диалог между режиссурой разных поколений. ¬ этом огромна€ нужда! ≈ще вам должна сказать, что професси€ режиссера потр€сающа€ при всех ее перегрузках. ќщущение такое, что прошел человек п€ть лет войны, командовал армией, и вдруг в какой-то момент все закончилось. ¬о врем€ работы над спектаклем много адреналина вырабатываетс€. “ы принимаешь решени€ и вдруг в какой-то момент остаешьс€ один на один со зрителем. » никого уже нет р€дом. ¬споминаешь, что послушал чей-то совет, а этого делать не следовало, пошел на поводу, а зр€, на что-то времени не хватило. ¬се это не прощаетс€. Ќа сцену все просачиваетс€, все то, что происходило с тобой и людьми, которые были р€дом.

Ћ»“≈–-Ќедел€:  ак вы считаете, на самом ли деле существует женское и мужское искусство?

–.ћ.:  онечно, спектакль, который ставит женщина, более эмоционален. Ќо мне не нравитс€ разделение на женское и мужское искусство, потому что ни одну область искусства не раздел€ют, как туалет: на мужской и женский. “ем не менее спектакли или кино, которые делают женщины-режиссеры, имеют особый вкус и колорит. ∆енщин-режиссеров сейчас много, есть и женщины-продюсеры. Ќет, это не дань моде. ¬идимо, професси€ эта открывает перед людьми особые возможности, ты попадаешь в замечательную среду, во всем этом есть настроение, к тому же женщины сейчас такие сильные. Ќо на самом деле совершенно не важно, мужчина перед тобой или женщина. √лавное Ц чтобы это был человек с внутренней отдачей. Ёто как на войне: когда какой-то фланг ослабеет, случаетс€ непоправимое. ј период работы над спектаклем, он очень т€желый, перенасыщенный эмоци€ми и адреналином, ответственностью и в то же врем€ сиюминутный, наполненный даже не разумом, а интуицией. » если человек чего-то недодает на чувственном уровне, это очень болезненно. “еатр Ц искусство, с одной стороны, коллективное, с другой Ц индивидуальное. ¬ постановке может быть зан€то много актеров, к примеру 70 человек, среди которых большинство Ц мужчины, но если режиссер Ц женщина, женска€ доминанта все равно пробиваетс€. –ежиссура Ц очень сильное индивидуальное творчество. —пектакль Ц это как рентгеновский снимок.

Ћ»“≈–-Ќедел€: ¬ спектакле вы зан€ли самых попул€рных артистов современного уйгурского театра. “рудно работать с известными?

–.ћ.: Ќет, хот€ многие так думают. ≈сть расстановка сил и профессий на сцене. я никогда не работаю по принципу: € Ц режиссер, актер Ц марионетка. Ћюблю актерские предложени€, всегда их выслушиваю, потому что, когда актер входит в шкуру персонажа, он многое может подсказать, и этим нельз€ не пользоватьс€. — талантливыми людьми работать легче, чем с бездарными. Ќо у мен€ как у режиссера нет и не может быть пиетета перед регали€ми актера. јктер нужен здесь и сию минуту. Ѕезусловно, ты имеешь в виду его опыт, который может быть в данный момент полезен, но он никак не может на теб€ давить своим статусом. »наче ты как режиссер погибнешь под заслугами актерского состава. 70 процентов успеха состоит в распределении ролей, поэтому очень долго веду предварительные переговоры с актерами. ќни, как правило, знают, куда и на что идут.

Ћ»“≈–-Ќедел€: Ќасколько вы были свободны в выборе актеров?

–.ћ.: ”же, к счастью, есть возможность выбирать, не Ђобслуживатьї артиста. —таралась работать с теми, с кем интересно.

Ћ»“≈–-Ќедел€: ¬ какой театр и на кого вы ходите как зритель?

–.ћ.: я хожу на все новые спектакли в уйгурский, в Ћермонтовку, в оперный (это началось еще в детстве, помню, какое впечатление произвела на мен€ оперна€ постановка, а сегодн€ мне интересно наблюдать этот театр в развитии). ¬сегда смотрю работы своих коллег в родном театре им. ћ. јуэзова Ц мощный, неверо€тный театр, близкий мне по темпераменту.

Ћ»“≈–-Ќедел€: —колько лет, по-вашему, герою нашего времени? —кажем, јсанали јшимов Ц герой нашего времени?

–.ћ.: јсанали јшимов Ц часть сознани€ страны, а не только герой времени. ј современный герой нашего времени, который должен по€витьс€ на театральной сцене, Ц тот, кто бросает вызов, противостоит насилию, он, увы, всегда одиночка. Ќе об€зательно он должен быть молодым человеком. √лавное Ц он стремитс€ усто€ть против пошлости, насили€ и невежества. ќн патриотичный человек.

Ћ»“≈–-Ќедел€: ѕо поводу борьбы с пошлостью, на сцене актуальна ли, например, в насто€щее врем€ драматурги€ „ехова?

–.ћ.: ≈сли уж ссылатьс€ на „ехова, то пошлость, наверное, не в зеленом по€се на розовом платье, пошлость в том, чтобы сообщить человеку, что он одет пошло. ј про выбор материала... ” мен€ здесь другой путь: есть кака€-то тема, котора€ мен€ сегодн€ волнует, и € ищу ее у драматургов. ј может, и не у них. Ёто может быть проза. ¬ообще-то, интересно совместное сочинение спектакл€ с актерами, а не только чтение когда-то написанных текстов. ѕосто€нно хочетс€ поставить спектакль без слов.

Ћ»“≈–-Ќедел€: –ахил€м јбдрахмановна, вы сторонница психологического театра, пластических решений или широкого использовани€ сценических средств?

–.ћ.: я считаю, что театр Ц сколлекционированна€ труппа индивидуальностей, актеры в ней Ц не краски, не члены коллектива, а полноправные соавторы. » грех это не использовать. Ќо € Ц за любые изобразительные средства на сцене. ¬р€д ли когда-нибудь на сцене по€витс€ спектакль, где актер не так важен.

Ћ»“≈–-Ќедел€: ќдна из героинь вашего спектакл€ ЂЅашмачкиї говорит, что у нее наступил возраст мудрости. “ак когда же он наступает, возраст мудрости?

–.ћ.: Ќикогда! Ћично дл€ мен€ еще не наступил. ћне кажетс€, что сильно преувеличивают, когда говор€т о человеке, что он совершенно мен€етс€. ѕо-моему, у мен€ остались те же недостатки, те же достоинства, что и были в молодости. ћожет быть, јллах потому и дал мне возможность столько лет активно жить, что € не ставила перед собой никогда никаких задач, св€занных с возрастом. ‘изически мен€€сь, психологически и нравственно € оставалась той же и никогда не задавалась вопросом, конец ли это или середина жизни. я играла порой смешных женщин, характерные роли. Ѕог мне дал такого плана героинь. я и сейчас играю тех же, что играла всегда. ¬опрос не сто€л. я еще не в том возрасте, в котором хочетс€ давать советы. ¬от видите, € сама еще учусь!

 

ћира ћ”—“ј‘»Ќј, фото —ерге€ ’ќƒјЌќ¬ј, јлматы

—айт газеты ЂЋитерї

ѕоделитесь с друзь€ми



 омментарии пока отсутствуют







Ќа главную
Ќазад
—ледующа€

ѕросмотров 71
–абота на дому


¬рем€ загрузки страницы 0.694 сек.
’остинг - –азработка - —опровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>