Ќовости  азахстана
»нформационный портал
  Locman.kz –азмер шрифта ¬верх

 алендарь новостей

–азмер шрифта

ѕрогноз погоды


 урс валют
¬алюта ѕокупка ѕродажа
$
P


 айрат Ћама Ўариф: »слам Ц религи€ единства, мира и добра



 айрат Ћама Ўариф: »слам Ц религи€ единства, мира и добра

 

 айрат Ћама Ўариф: »слам Ц религи€ единства, мира и добра†¬ыступа€ на XV сессии јссамблеи народа  азахстана, √лава государства Ќурсултан Ќазарбаев выдвинул идею создани€ јгентства по делам религий.  ак подчеркнул ѕрезидент, формулиру€ задачи этой структуры, Ђнаши ключевые конфессии в сотрудничестве с государственными органами могли бы активнее работать с верующей молодежью, помогать ей в получении истинных религиозных знанийї. ќ современной религиозной ситуации в нашей республике, взаимоотношени€х духовных конфессий с властью и между собой, о том, как не допустить проникновени€ в умы юного поколени€ убеждений деструктивных религиозных течений, мы беседуем с председателем агентства, известным дипломатом и арабистом  айратом Ћама Ўарифом.

¬ыступа€ на XV сессии јссамблеи народа  азахстана, √лава государства Ќурсултан Ќазарбаев выдвинул идею создани€ јгентства по делам религий.  ак подчеркнул ѕрезидент, формулиру€ задачи этой структуры, Ђнаши ключевые конфессии в сотрудничестве с государственными органами могли бы активнее работать с верующей молодежью, помогать ей в получении истинных религиозных знанийї. ќ современной религиозной ситуации в нашей республике, взаимоотношени€х духовных конфессий с властью и между собой, о том, как не допустить проникновени€ в умы юного поколени€ убеждений деструктивных религиозных течений, мы беседуем с председателем агентства, известным дипломатом и арабистом  айратом Ћама Ўарифом.


Ц ¬ первую очередь хочу отметить, что нынешний мес€ц именуетс€ св€щенным мес€цем –амазан. —огласно догмам ислама, именно в этом мес€це начал ниспосылатьс€ пророку ћухаммеду —в€щенный  оран. »менно –амазан €вл€етс€ тем пределом, когда после 11 мес€цев посто€нной борьбы со своими страст€ми (нафсом) у человека по€вл€етс€ возможность их победить. ћес€ц –амазан пронизывает все вокруг духом праведности и добродетели.  аждый верующий мусульманин стараетс€ исключить совершение грехов и недостойных дел.

—егодн€ в  азахстане отмечаетс€ национальное религиозное возрождение. –елиги€ как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций имеет высокую ценность в глазах наших сограждан. ¬ св€зи с этим сила религиозной этики все более активно используетс€ в цел€х формировани€ нравственного и духовного мира подрастающего поколени€. –елигиозные принципы традиционных вероучений вли€ют на то, как многие поколени€ людей воспитывали своих детей, хоронили умерших, трудились, писали книги и создавали великие произведени€ искусства. »ными словами, традиционные религии стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни.

ѕрезидент Ќурсултан Ќазарбаев в своем выступлении на II —ъезде лидеров мировых и традиционных религий сказал: Ђ“ыс€челети€ми культуры, основанные на вере, сохран€ли свое живое слово в истории. ¬ некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранени€ в истории целых народовї.

»сторически приобщение к культуре мусульманского ¬остока дало мощный толчок развитию науки и культуры в  азахстане. — одной стороны, прид€ на смену древним культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. — другой Ц именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранени€ государственности, этнической и культурной идентичности. Ќе случайно выдающиес€ представители тюркской и казахской интеллектуальной элиты многих эпох Ц от ’оджи јхмеда ясави и јсана  айгы до јба€ и Ўакарима Ц были носител€ми исламской духовности.

»слам и православие €вл€ютс€ одними из главных культурообразующих компонентов в жизни казахского и русского народов, и не случайно государство признало в качестве официальных выходных дней такие праздники, как  урбан айт и –ождество.

 азахстан стал дл€ всего мира примером межконфессионального согласи€. ћноговековой опыт мирного сосуществовани€ ислама и христианства, прежде всего православи€, стал свидетельством братства казахского, русского и других народов, насел€ющих нашу республику.  ажда€ религи€ на своем €зыке несет люд€м общечеловеческие ценности, закрепл€ет нормы поведени€ в обществе, выступает в роли хранител€ многовековых духовных ценностей народов.

Ќа сегодн€  азахстан, бесспорно, €вл€етс€ лидером в продвижении идей религиозной толерантности. ќпыт межконфессионального диалога нашей страны получил признание и поддержку у религиозных лидеров во всем мире. –еспублика своими практическими делами демонстрирует, что согласие между народами и религи€ми вполне достижимо. Ѕлагодар€ политике ѕрезидента Ќурсултана Ќазарбаева, государство сумело выстроить собственную модель мирного проживани€ различных этносов и конфессий.

ћусульмане и православные, католики и протестанты, буддисты и иудеи Ц все с уважением относ€тс€ друг к другу. ¬едь каждый человек вправе выбирать свои религиозные взгл€ды, не ущемл€€ при этом права других граждан. »менно поэтому в  азахстане прошли уже три съезда лидеров мировых и традиционных религий, в ходе которых духовные иерархи разных стран и народов подтвердили стремление к единой цивилизации, котора€ основывалась бы на общеприн€тых ценност€х терпимости и свободы, к диалогу различных культур и религий.

Ц  айрат  айырбекулы, в  онституции  азахстан провозгласил себ€ светским государством, в котором религи€ отделена от власти.  ак, исход€ из этого, возглавл€емое вами агентство взаимодействует с религиозными объединени€ми?

Ц ¬ каждом светском государстве об€зана присутствовать четко сформулированна€ светска€ идеологи€. ≈сли она не будет соблюдатьс€, то государство станет у€звимым дл€ межконфессиональных конфликтов.

ћногие понимают светскость как соблюдение нейтралитета относительно всех религий, и что государство должно €вл€тьс€ независимым от духовенства и быть свободным от любых теологических концепций. ќднако на сегодн€ данные подходы в определении светскости постепенно мен€ютс€.

≈сли обратитьс€ к опыту других стран, то мы видим многообразие моделей соотношени€ светскости и демократии. ≈диной программы унификации государственно-религиозных отношений не существует. ¬ каждой стране сложились свои определенные государственно-конфессиональные отношени€, уникальным образом нес€ на себе печать исторических и культурных особенностей.

—ветскость государства €вл€етс€ гарантом его развити€ и модернизации. Ќельз€ допустить распространени€ в  азахстане бездуховности и радикализации религиозных взгл€дов. —ветскость государства подразумевает уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует светского гражданина, патриота своей страны, люб€щего свою –одину, и при этом не исключает позицию укреплени€ национальной культуры и традиционных дл€ данного государства религий.

‘ормирование светского типа гуманизма будет вли€ть, в свою очередь, на утверждение нового типа религиозной культуры, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохран€ющей национальную идентичность страны.

ћногие государства, провозгласив светскость и демократию, определили при этом особые отношени€ с религией Ц от выведени€ ее за границы вс€кой общественной и государственной жизни до официальной поддержки одной или нескольких традиционных, среди многих. Ѕудучи светским государством,  азахстан имеет возможность выстраивать свои государственно-конфессиональные отношени€, опира€сь на опыт зарубежных стран, на свою историю, национальные интересы и реалии. ¬ этом отношении безусловный приоритет в республике должен быть на стороне традиционных религий.

—ветское поведение исключает недостойные и безнравственные поступки, а также про€вление в поведении или во внешнем виде индивидов элементов религиозного или сектантского характера, которые никто в обществе не должен никому нав€зывать. ¬ то же врем€ сектантские проповедники в большинстве своем вс€чески стараютс€ максимально вторгнутьс€ в частную жизнь прихожан и максимально видоизменить поведение попавших под их вли€ние людей, начина€ от принудительных рекомендаций о внесении изменений в одежде, пище, ритуалах и заканчива€ коррективами мышлени€, сознани€ человека.

ћодель взаимоотношений государства и религиозных объединений в нашей республике основана на демократических принципах уважени€ прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, отношени€х партнерства и стремлени€ к взаимопониманию. —ледует выделить три основных принципа государственной политики в области свободы вероисповедани€ Ц нейтралитет, толерантность и паритет. ѕричем главенствующее место отводитс€ принципу нейтралитета государства, включающего в себ€ невмешательство во внутренние дела религиозных объединений.

ѕринцип толерантности означает уважительное отношение к религиозным убеждени€м. ѕринцип паритета обусловливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий. ѕоэтому любое религиозное объединение, призывающее к насилию, свержению конституционного стро€, смене власти и так далее, то есть нарушающее закон, не должно свободно функционировать.

ќдним из действенных инструментов гармонизации межконфессиональных отношений, укреплени€ диалога между религиозными объединени€ми и государством в  азахстане выступают —овет по св€з€м с религиозными объединени€ми при ѕравительстве – , созданный в 2000 году, и региональные советы, основанные по решению акимов областей, городов јстаны и јлматы.

Ќемаловажным аспектом в де€тельности данных консультативно-совещательных органов €вл€етс€ то, что они сформированы из числа представителей ведущих конфессий, ученых-религиоведов, руководителей общественных объединений по оказанию помощи пострадавшим от де€тельности деструктивных религиозных течений, сотрудников органов госуправлени€ и общественных де€телей. ¬се это дает нам возможность совместно решать общие проблемы.

»сход€ из сто€щих актуальных задач, агентство намерено организовывать меропри€ти€, способствующие укреплению стабильности и духовному просвещению казахстанского общества, изучать и анализировать развитие религиозной ситуации, де€тельность религиозных объединений, миссионеров и малочисленных религиозных групп. ¬ажным направлением нашей работы в ближайшей перспективе станет совершенствование законодательства, регулирующего вопросы государственно-конфессиональных отношений. ќсобое внимание при этом будет уделено профилактике религиозного экстремизма.

Ц  ак вы оцениваете современную религиозную ситуацию в республике?

Ц ¬ целом она стабильна€.  ак € уже говорил, одной из характерных особенностей развити€ нашей страны €вл€етс€ заметное расширение роли религии в жизни общества. — каждым годом растет число верующих и религиозных объединений, увеличиваетс€ количество культовых сооружений. “ак, обща€ численность религиозных объединений, представл€ющих более 40 конфессий и деноминаций, составл€ет 4 551. “огда как в 1990 году их было всего 670.

 азахстан €вл€етс€ нагл€дным примером того, как представители различных верований живут в мире и согласии. “акое многообразие свидетельствует об уважительном отношении государства к свободе вероисповедани€, сохранении атмосферы толерантности и веротерпимости в обществе. –еспублика как поликонфессиональное и полиэтническое государство и дальше будет использовать гуманитарно-нравственный потенциал мировых и традиционных религий, и поддерживать межконфессиональное согласие и диалог духовных лидеров. ¬ этом плане следует отметить, что в конце ма€ следующего года в јстане состоитс€ IV —ъезд лидеров мировых и традиционных религий. “ема дл€ обсуждени€ Ц Ђћир и согласие как выбор человечестваї.

÷еленаправленной государственной политикой обусловлены стабильность и толерантность духовной сферы жизни казахстанского общества и начавшеес€ после обретени€ республикой независимости возрождение религиозного сознани€ и религиозной самоидентификации населени€. ¬озросший интерес граждан к религии стал восприниматьс€ как часть общего, более комплексного процесса этнокультурной самоидентификации, выраженный в возврате к религиозным истокам этничности, возрождении этнической самобытности, культуры и традиций. Ќаселение  азахстана никогда не было склонно к фанатичной вере, скорее, оно отличалось религиозной терпимостью и толерантностью в межконфессиональной сфере.

¬месте с тем в насто€щее врем€ в ÷ентральной јзии получили определенное распространение духовные течени€ с взгл€дами, которые могут повли€ть на усто€вшуюс€ религиозную ситуацию. Ѕлагопри€тной почвой дл€ таких течений €вл€ютс€ неискушенность в религиозных догмах, отсутствие четкой жизненной позиции, а также доверчивость граждан. ѕриверженцы же упом€нутых течений, в свою очередь, отличаютс€ крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не раздел€ет их политических взгл€дов, включа€ единоверцев. ‘анатизм и слепое следование идее, крайн€€ жестокость и агрессивность, сочетающиес€ с демагогией, Ц вот особенности их мировоззрени€.

ѕод видом обучени€ исламу они распростран€ют экстремистские идеи: организуют группы, которые призывают к борьбе за Ђисламские пор€дкиї, создают себе имидж борцов за народные интересы, устанавливают тесные контакты и объедин€ютс€ с другими экстремистскими организаци€ми.

—пекулиру€ на религиозных чувствах населени€, на свободе вероисповедани€, а также пользу€сь недостаточностью опыта взаимодействи€ государственных институтов с религиозными организаци€ми, эти радикальные группы пытаютс€ решить определенные свои задачи. –ечь идет о таких организаци€х, как ’изб-ут-“ахрир, и другие.

—вою де€тельность они стрем€тс€ вести с позиции нав€зчивого миссионерства и прозелитизма.  риминальна€ экстремистска€ де€тельность радикалов направлена, как правило, на достижение политических и экономических целей. ћежду тем религиозна€ де€тельность, основанна€ на нетерпимости, может нанести существенный ущерб духовной безопасности любого общества, затрагива€ при этом многовековые устои традиционных дл€ того или иного государства религий, в том числе ислама.

ѕротиводействовать распространению экстремистских идей необходимо прежде всего интеллектуально. ‘анатизм должен быть дискредитирован на академическом уровне усили€ми ученых гуманитарной и религиозной сфер науки. √ражданам  азахстана следует осознать, что угроза экстремизма не €вл€етс€ мифической и противодействие ему требует усилий всего общества совместно с государством. Ёффективность борьбы с этим негативным €влением в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго соблюдаютс€ требовани€ закона.

Ц –асскажите о механизмах противодействи€ и предупреждени€ религиозного экстремизма и радикализма.

Ц ѕри последовательном подходе государства к решению религиозных вопросов и поддержанию межконфессионального диалога вырабатываетс€ социально-религиозный иммунитет в сознании общества, позитивно воздействующий на формирование правильных типов социальной и правовой культуры.

Ќаша непосредственна€ задача Ц принимать действенные превентивные меры по предупреждению проникновени€ чуждых казахстанскому менталитету религиозных организаций. √лавным образом необходимо уберечь от их вли€ни€ детей и молодежь. ћы будем на посто€нной основе вести планомерную работу, направленную на формирование у молодежи необходимых знаний о традиционных дл€  азахстана религи€х, чтобы она не делала выбора в пользу чуждых нашей республике верований.

Ќаша обща€ задача Ц помочь молодому поколению Ц будущему государства избежать воздействи€ организаций экстремистского направлени€.

Ц  аким образом нужно повышать религиозную грамотность соотечественников?

Ц „еловек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себ€ в организацию с сомнительными взгл€дами. ѕон€тно, что у каждого есть право выбора. Ќо дл€ того чтобы выбрать, человек должен знать о том, что выбирает. ƒабы заполнить информационный вакуум, необходимо привлекать к освещению темы не только религиоведов и философов, но и журналистов.

–елиги€ Ц сложный и многогранный феномен. ѕоэтому очевидно, что в  азахстане необходимо повышать уровень религиозной грамотности населени€. —пециальный курс Ђќсновы религиоведени€ї введен в школьную программу именно по этой причине. –елигиозную грамотность, истинные духовно-нравственные ценности, которые может дать религи€, нужно прививать со школьной скамьи, дабы обезопасить молодые умы от тлетворного вли€ни€ экстремизма и ксенофобии.

Ц Ќедавно вы за€вили о разработке концепции развити€ умеренного ислама в  азахстане. „то под этим подразумеваетс€?

Ц ”силение фундаменталистских идей в среде верующих имеет место во многих странах. ѕредставители соответствующих течений руководствуютс€ радикальными установками, и не может не настораживать то, что они нав€зывают свои вероучени€ своим близким, дет€м, всему обществу. ѕоэтому мы в  азахстане исходим из того, что необходимо выдвигать альтернативу различным радикальным иде€м. Ёто в какой-то степени превентивный шаг в нашей стране.

»стинна€ религи€ побуждает верующих к добру, запрещает причинение вреда, формирует активную, непримиримую позицию по отношению к религиозному экстремизму, чему существуют многочисленные доказательства в —в€щенном  оране и жизни пророка ћухаммеда.   примеру, в  оране есть а€т: Ђћы сделали вас общиной, придерживающейс€ серединыї. ѕророк ћухаммед в свою очередь сказал: Ђ¬оистину, религи€ Ц облегчение. » не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Ќаправл€йте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйтеї.

»слам Ц религи€ мира. » это отражаетс€ в корне, к которому восходит это великое пон€тие Ц Ђсаламї, то есть мир и спокойствие. Ќо в еще большей степени устремленность ислама к миру отражаетс€ в его сокровенной сути как религии не одного какого-то рода, племени, нации или народа, но ниспосланной “ворцом всем люд€м дл€ их единени€ друг с другом в братстве, взаимном познании и любви.

— самого зарождени€ исламской религии ее последовател€м вмен€лось в св€щенную об€занность быть носител€ми высоких гуманных идеалов, определенных “ворцом, быть глашата€ми истинной просвещенности, действительной свободы и всеобщего милосерди€.

Ц  ак известно, в насто€щее врем€ в исламе существуют четыре основные религиозно-правовые школы Ц мазхабы. ќни распространены по всему миру. ѕочему наши предки прин€ли именно ислам ханафитского мазхаба?

Ц Ѕогословско-правовые учени€ в исламе полностью разработаны и закончены, то есть мнени€ известных ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества. Ќа казахскую землю ислам пришел более двенадцати веков назад. — тех пор наш народ придерживаетс€ течени€ мазхаба ’анафи. ѕреимущество приверженности к одному из мазхабов в исламе состоит в том, что в народе сохран€ютс€ единство, согласие, организованность. ƒоказательством тому служит тот факт, что в ÷ентральной јзии на прот€жении нескольких веков не происходило конфликтов, раздоров и вражды на религиозной почве. ≈динство в вероисповедании не допускает по€влени€ злых намерений.

ѕоэтому главной на сегодн€ задачей дл€ повышени€ духовности нашего народа €вл€етс€ грамотна€ и разумна€ пропаганда ценностей исламской веры, ведущих к гуманности, проповедующих честность, справедливость, правдивость, воспитывающих любовь к стране, народу, уважение к другим народам, религи€м, проповедующих лучшие традиции и обычаи.

ќснователем первого мазхаба €вл€етс€ јбу ’анифа. Ётот мазхаб возник в VIII веке в »раке. јбу ’анифа считаетс€ первым, кто начал разрабатывать методику использовани€ рационалистических принципов суждени€ по аналогии (кийас) и предпочтени€ (истихсан) при решении правовых вопросов. ќн обосновал возможность использовани€ норм обыча€ (урф) как одного из источников права. ѕоследователей мазхаба называют ханафитами.

¬озрождение ханафитского мазхаба в нашем современном обществе важно. ѕри этом стоит акцентировать, что возрождение ислама в  азахстане никогда не было и не будет преп€тствием дл€ свободного функционировани€ других религий. »стори€ свидетельствует о приверженности наших предков к ханафитскому толку суннитов. ¬ частности, наши прадеды в своих религиозных убеждени€х опирались на матуридийскую школу ханафитского мазхаба. ћатуридийска€ школа Ц научное наследие имама јбу ћансура аль-ћатуриди. ќн родилс€ в 852 году в —амарканде и жил в квартале под названием ћатурид, отсюда и приставка к имени. јбу ћансур аль-ћатуриди, ставший великим мыслителем, основателем богословской школы в ÷ентральной јзии, укрепил ханафитский мазхаб и защитил от нападок суннитские вероучительные принципы.

  сожалению, после многолетнего отрыва от своего наследи€ в прошлом веке казахстанские мусульмане отдалились от своих истоков, в том числе ханафитских. ¬ результате некоторые верующие на самом деле потер€ли св€зь с прошлым, не знакомы с великим наследием своих предков и не способны Ђотдел€ть зерна от плевелї в силу небольших знаний об исламе. ѕоэтому сегодн€ в повестку дн€ встает вопрос возрождени€ ислама, традиционно распространенного среди мусульман нашей страны.

»меетс€ в виду не только обр€дова€ сторона веры, но и ее духовна€ составл€юща€, под которой понимаютс€ мировоззрение и внутреннее ощущение. ћы акцентируем внимание верующих на религиозных направлени€х, имеющих историческую этнокультурную преемственность и внутренние механизмы консолидации.

’анафитский мазхаб ныне исповедует примерно половина мусульманского населени€ планеты, в том числе большинство мусульман —Ќ√. ’анафитский мазхаб характеризуетс€ толерантностью, терпимостью к инакомысл€щим, он ло€льно относитс€ к христианам и иуде€м. Ќа сегодн€ в  азахстане приверженцы ислама ханафитского толка составл€ют около 70% населени€. ƒл€ нас всегда были неприемлемы политизаци€ ислама и религиозный фанатизм. “акое отношение исключает вс€кий догматизм.

Ц »звестна ваша позици€ в том, что ношение хиджаба казахскими женщинами может привести к потере национального колорита. ћожете ли вы прокомментировать эту позицию?

Ц Ќаша национальна€ культура неразрывно св€зана с исламом суннитского толка ханафитского мазхаба, который определил самобытность казахского народа, его ценностные ориентиры. –аспростран€€сь все глубже в казахские степи, ислам стал неотъемлемой частью национального мировоззрени€ и культуры, органично синтезировал казахские традиции и обычаи и религиозные принципы. ѕри этом нам не следует стесн€тьс€ того, как мы принимаем ислам: он адаптирован с учетом нашей культуры, традиции и ментальности, он естественным образом имеет свои особенности, сохран€€ истинные каноны ислама.

Ќасколько известно из исторических сведений и художественной литературы, казахи растили своих дочерей в свободе, не заставл€€ покрывать волосы. “радиционные казахские имена говор€т нам о том, что казахи придавали особое значение красоте волос: —улушаш,  арашаш, јлтыншаш, √ульшаш. ∆ела€ красоты своим дочер€м, они называли их Ѕотакоз, јжар,  ыз-∆ибек, Ѕа€н сулу,  унсулу, јсем,  ырмызы. ƒевушки могли сост€затьс€ с джигитами в искусстве айтыса и участвовать в национальных играх Ђ ыз кууї и Ђјлтыбаканї.

¬ то же врем€ в казахском обществе как мужчины, так и женщины носили традиционные головные уборы, которые варьировали в зависимости от сезона и благососто€ни€. — непокрытой головой разрешали ходить всем дет€м.

ƒевочки-подростки, незамужние девушки часто носили такие головные уборы, как бөр≥к (с меховым околышем) или тақы€ (вид тюбетейки), украшенный вышивкой.

∆енщины использовали орамал в традиционном казахском стиле. ѕожилые женщины надевали кимешек. Ќевесты украшали себ€ высоким головным убором, богато украшенным перь€ми, Ц саукеле.

 азашки в повседневной жизни не закрывали лицо, не находились в затворничестве и юридически не были лишены права общени€ с членами других семей без разрешени€ мужа. «акрывани€ лица в традиционной казахской среде Ц вообще никогда не существовало. —егодн€ поверхностным суждени€м о хиджабе, вли€нию чуждой культуры и идеологии может противосто€ть только наш традиционный ислам. ¬ богатом словарном запасе казахского €зыка нет пон€ти€ Ђхиджабї. Ќаши прадеды также знали, что в —в€щенном  оране пон€тие Ђхиджабї употребл€етс€ не как одежда женщины. ¬  оране изначальный смысл этого слова означает Ц изгородь, завеса, перегородка, занавес, ширма.

¬  оране слово Ђхиджабї упоминаетс€ только четыре раза. ¬ 46-м а€те суры Ђаль-јграфї: Ђћежду ними (–аем и јдом) будет хиджаб (изгородь)ї. ¬ 5-м а€те суры Ђ‘уссылатї: Ђќни (жители ћекки, которые еще не прин€ли ислам) говор€т (ѕророку ћухаммеду): ЂЌаши сердца закрыты дл€ того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой Ц хиджаб (завеса). “рудись же, и мы будем трудитьс€ї. ¬ 51-м а€те суры Ђаш-Ўураї: Ђ„еловек не достоин того, чтобы јллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровени€ или через хиджаб (завесу, ширму). »ли же ќн (јллах) отправл€ет посланца, который с ≈го позволени€ внушает посредством откровени€ то, что ќн желаетї.

¬ 53-м а€те суры Ђаль-јхзабї: Ђќ те, которые уверовали! Ќе входите в дома ѕророка, если только вас не приглас€т на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовлени€ (не приходите заранее). ≈сли же ¬ас приглас€т, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь дл€ разговоров. Ётим вы причин€ете неудобство ѕророку. ќн стыдитс€ вас, но јллах не стыдитс€ истины. ≈сли вы просите у них (жен ѕророка) какую-либо утварь, то просите у них через хиджаб (завесу, перегородку)ї.

 ак мы видим, в этих а€тах  орана слово Ђхиджабї не имеет ничего общего с ношением женщинами платка.

ќбобща€, хочу подчеркнуть, что нельз€ слепо копировать чужие обычаи, следовать чужой культуре, в частности арабской. —ледует всегда помнить, что казахский народ может сохранить свою сплоченность, согласие и единство, только следу€ обыча€м и традиционной религии своих предков.

Ц —пасибо за обсто€тельную беседу.

ћагзум —”Ћ“јЌ√јЋ»≈¬

 

—айт газеты Ђ азахстанска€ правдаї

ѕоделитесь с друзь€ми



 омментарии пока отсутствуют







Ќа главную
Ќазад
—ледующа€

ѕросмотров 4
–абота на дому


¬рем€ загрузки страницы 0.564 сек.
’остинг - –азработка - —опровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>