Тяжелые будни казахстанской полиции. Корреспондент «Литера» в канун профессионального праздника – Дня казахстанской полиции, который отмечается сегодня, 23 июня, вышел на суточное дежурство с сотрудниками управления криминальной полиции департамента внутренних дел Карагандинской области. |
Впервые в Казахстане в этом году был задержан продавец прослушивающих устройств и видеоглазков из Алматы. Спецоперация проходила с участием нашего журналиста. Если в прошлом году в канун Дня казахстанской полиции я была участковым инспектором, то в этом году я на один день сменила профессию журналиста на оперуполномоченного сотрудника полиции и увидела весь процесс задержания преступника – начиная со сбора оперативной информации и заканчивая непосредственно операцией по его задержанию. Оперативное подразделение департамента внутренних дел – управление криминальной полиции – это самое сердце правоохранительных органов, где преступления раскрывают по горячим следам. Сотрудники этого управления стоят на передовой позиции в борьбе с преступностью.
Рабочий день полицейских начинается в половине девятого утра с оперативного совещания, на котором обсуждаются и координируются действия сотрудников.
– Сегодня нужно обследовать территорию Тельманского района в поисках без вести пропавшего таксиста Смакова, – дает поручения оперуполномоченным начальник управления криминальной полиции Манат Терликов. – Надо опросить жителей Жайрема по уголовному делу об убийстве 8-летней девочки. И сегодня же надо найти и опросить водителя КамАЗа, которого скотокрады наняли для перевозки похищенного скота в Южно-Казахстанскую область.
Личный состав, получив задания, отправляется на службу.
Поиски таксиста ведутся круглосуточно
Вместе с оперативниками я выезжаю в Тельманский район на поиски возможных свидетелей исчезновения таксиста Рысбека Смакова.
– Таксист пропал вечером 31 мая. Последний раз его видели в Темиртау. А его машину «Ауди-100» нашли возле поселка Саратовка. Мы сейчас едем в этот поселок, чтобы в очередной раз обследовать территорию и опросить возможных очевидцев исчезновения таксиста, – вводят меня в курс дела в полицейской машине сотрудники управления криминальной полиции.
Приехав в поселок, мы обходим дома и показываем жителям фотографию пропавшего Смакова. Сельчане, разглядывая снимок, отрицательно качают головами.
– Если вы узнаете что-нибудь об этом человеке, позвоните по этим телефонам, – полицейские раздают жителям ориентировки с фотографией и описанием одежды, в которой был пропавший.
Сельчане не проявили равнодушия. Каждый, к кому обращались полицейские, взял ориентировку и стал внимательно изучать текст и фото. Более часа оперуполномоченные и корреспондент «Литера» совершали адресный обход жителей, опрашивали прохожих сельчан, обходили степь в районе, где была обнаружена пустая машина таксиста.
– К сожалению, никто не видел пропавшего мужчину. Это затрудняет поиски, но практика показывает, что преступления такой категории рано или поздно раскрываются и преступники не уходят от уголовной ответственности, – говорят оперативники.
Возвращаемся в Караганду, в департамент внутренних дел.
Скотокрады вывозили похищенных лошадей на грузовиках
За последнее время в области прошла волна краж скота. Воры угнали скот на десятки миллионов тенге, разоряя крестьянские хозяйства. Две недели назад сотрудники управления криминальной полиции задержали четверых мужчин, которые украли у сельчан около 100 голов лошадей.
Корреспонденту газеты «Литер» разрешили присутствовать на следственных действиях и даже разрешили во время допроса задать вопросы важному свидетелю по уголовному делу о кражах скота.
– Как вы познакомились с обвиняемыми? – спрашиваю в здании департамента внутренних дел водителя КамАЗа, который перевез краденых лошадей в Южно-Казахстанскую область. К слову, на его след полицейские вышли в ходе тщательного и сложного расследования, по крупицам собирая доказательства масштабных краж животных.
– Ко мне подошли мужчины на пятаке, расположенном под мостом в 45-м квартале, и предложили работу, – говорит на казахском языке водитель грузовика Бахадыр. – Они попросили поехать с ними в Тельманский район за лошадьми, после чего велели отвезти скот в село Южно-Казахстанской области. Я выполнил их заказ. В мой транспорт с трудом вместилось 40 голов лошадей. Чтобы вместить всех, мы заталкивали их силой. Получив в Южном Казахстане плату за работу, я вернулся в Караганду.
– Вы знали, что скот ворованный? – спрашиваю водителя.
– Нет, если бы знал, не оказывал бы им услуги по перевозке.
Оснований не верить водителю грузовика у полицейских нет. Его статус по делу – свидетель.
Торговец с прослушивающими устройствами
– Будь готова к выезду! Сейчас ты станешь свидетелем задержания алматинца, который в Караганде продает запрещенную шпионскую технику – прослушивающие устройства и видеоглазки, – сказал мне начальник имущественного отдела управления криминальной полиции Мурат Саттыбаев.
Через 5–7 минут мы с двумя спецназовцами едем в торговый дом «Сити Молл». Бойцы роты спецназа остаются в машине до особого распоряжения. А двое оперуполномоченных, я и начальник отдела Мурат Саттыбаев поднимаемся на третий этаж торгового центра. Оперативники уходят в одну сторону, я с Муратом – в другую.
– Мы не должны привлекать внимание окружающих, среди которых могут быть сообщники нашего фигуранта, поэтому веди себя естественно, – объясняет мне подполковник Саттыбаев и ведет меня вдоль бутиков в сторону кафетерия.
Мы заходим в кафетерий и садимся за столик. Следом заходят двое оперуполномоченных и садятся рядом, изображая посетителей. За соседним столом сидят главные действующие лица спецоперации – незнакомец 25 лет и оперуполномоченный управления кримполиции. Но о том, что он является полицейским, незнакомец даже не догадывается. Он достает из сумки прослушивающее устройство и протягивает полицейскому. Затем он называет цену товара – 14 тысяч тенге. Полицейский, играя роль покупателя, достает из портмоне указанную сумму и протягивает продавцу. Сделка состоялась. Полицейский встает из-за столика и уходит из кафетерия. В этот момент спецназовцы получают сигнал о задержании преступника. Пока они поднимаются на третий этаж «Сити Молла», клиент зовет официанта, чтобы рассчитаться за кофе и уехать. Терять времени нельзя! Двое оперуполномоченных, сидевших недалеко от нас, стремительно встают, подбегают к мужчине и ловким приемом скручивают ему руки. Через считаные секунды вбегают спецназовцы и надевают наручники.
– В чем дело? – взволнованно кричит незнакомец. – Кто вы?
– Сотрудники управления криминальной полиции, – говорит один из оперуполномоченных, показывая служебное удостоверение. – Вы только что продали запрещенное к реализации прослушивающее устройство.
Задержанный поник. В присутствии понятых в его сумке были найдены еще два технических средства – прослушивающее устройство округлой формы и часы со встроенным видеоглазком, к каждому приложена инструкция. Эти две установки он тоже планировал продать полицейскому, но покупатель купил только одно устройство.
– Что вы продали только что мужчине за 14 тысяч тенге? – спрашивает полицейский задержанного, вокруг которого стали собираться любопытные посетители кафе.
– Прослушивающее устройство. Оно позволяет прослушать номер любого абонента в радиусе 100 метров, достаточно знать номер телефона того, чьи разговоры вы хотите прослушать, – с нежеланием говорит задержанный.
Отрицать что-либо было бессмысленно, потому что полицейские обнаружили в его кошельке меченые специальным порошком 14 тысяч тенге. Это именно те деньги, которыми рассчитывался сотрудник полиции.
– Вы понимаете, что ваша деятельность – это грубое нарушение неприкосновенности частной жизни казахстанцев? Торговля спецаппаратурой запрещена Уголовным кодексом, – спрашивает сотрудник полиции.
– Я знал о запрете, но я не занимаюсь реализацией «жучков» и видеоглазков. Это в первый раз. Прослушки и видеоглазки я купил в Китае, когда отдыхал там, – стал оправдываться задержанный.
Но не все сказанное им было правдой. Полицейские узнали о криминальном бизнесе алматинца за месяц до задержания. Началась переписка по электронной почте. Сыщики интересовались качеством и ассортиментом товара, а продавец подробно расхваливал преимущества прослушек и видеоглазков. При этом он осторожничал, часто менял электронные адреса и долгое время не выходил на связь по телефону. Он не давал номер своего сотового телефона и избегал встреч.
– Спустя месяц он согласился встретиться и привез с собой три вида оборудования – два прослушивающих устройства и один видеоглазок, замаскированный под часы, – говорят полицейские, принимавшие участие в задержании торговца аппаратурой. – В ходе расследования будем устанавливать помощников, обеспечивавших его товаром для реализации. Он не мог заниматься этим бизнесом в одиночку.
В Казахстане с начала этого года раскрытие такого вида преступления состоялось впервые.
Работа идет даже ночью
На часах – 22.00. На улице темно. Но у полицейских рабочий день не окончен. Им нужно доставить задержанного со шпионской аппаратурой в изолятор временного содержания, спрятать в сейфы вещественные доказательства, опросить свидетелей и понятых.
Ближе к 11 часам ночи одному из полицейских на мобильный телефон звонит жена и спрашивает, когда разогревать ужин.
– Я еще на работе. Ложитесь спать, – попрощавшись, полицейский говорит мне: – Когда я прихожу домой с работы, семья уже спит, когда ухожу, еще спит. У преступников нет графика – когда совершается преступление, тогда мы и работаем, будь это утром или глубокой ночью. Но при всех преимуществах и недостатках профессии я люблю свою работу.
В канун Дня казахстанской полиции коллектив «Литера» поздравляет сотрудников органов внутренних дел с профессиональным праздником. Выражаем бесконечную благодарность за то, что вы, не щадя сил и здоровья, ежедневно рискуя жиз-нью, беззаветно служите интересам народа и боретесь с преступностью.
Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.219 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |