Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Электронное правительство снова ударит по бюрократии



Электронное правительство снова ударит по бюрократии

Электронное правительство снова ударит по бюрократииЭлектронное правительство снова ударит по бюрократии.


Разработчики запустили новые электронные услуги, мобильное приложение, первые SMS-сервисы, а в скором времени обещают, что банки перестанут требовать с клиентов бумажные справки. В эксклюзивном интервью Казинформу вице-министр по инвестициям и развитию Аскар Жумагалиев рассказал о том, что еще придумали, чтобы облегчить жизнь казахстанцам.  - Аскар Куанышевич, 12 апреля порталу исполнилось 9 лет. За это время он перешел множество этапов. Сначала это был простой сайт, потом про него говорили, что это очень дорогой сайт, затем на нем появилось несколько первых услуг, потом были проблемы с госорганами, которые не хотели переводить услуги в электронный формат... Сейчас мы где?  - Вы очень интересно разбили жизнь портала на этапы (смеется). Обычно мы говорим, что портал прошел четыре основных этапа от информационного до интеграционного. Но, в принципе, все, о чем вы сказали, действительно было. Единственное, работа над созданием электронного правительства началась раньше, после того, как Глава государства в 2004 году в Послании дал соответствующее поручение. Мы начали готовить инфраструктуру, законодательную базу, и в 2006 году запустился портал. В первое время на нем действительно не было электронных услуг, только информационные, поэтому и возникали вопросы, почему обычный сайт обходится государству так дорого. А в это время шла колоссальная работа по созданию информационной инфраструктуры, которую не видело население: создавались и наполнялись базы данных, информационные системы, реестры. Это был подготовительный этап, без которого невозможно было бы наладить работу ЦОНов и запустить электронные услуги. Если говорить о нынешней ситуации - через портал оказано более 93 млн. услуг. Задача, которую мы перед собой сейчас ставим - перейти на мобильное правительство. Это и есть, собственно, сегодняшний этап - переход от электронного к мобильному правительству. Такие страны, как Корея, Сингапур, Эстония, являющиеся лидерами в этой сфере, - также активно занимаются этим. - Что подразумевается под мобильным правительством? - Это возможность получать государственные услуги не только через компьютер, но также через любые модели сотовых телефонов и смартфонов с помощью SMS, мобильных приложений, коротких текстовых команд (USSD) и т.д. Одним словом, еще большее упрощение процессов получения госуслуг. - Что из этого у нас появится в ближайшем будущем? - Для владельцев смартфонов уже доступно новое мобильное приложение Egov.kz (в Play Market и AppStore), в котором можно получить более 50 услуг сервисов. Также казахстанцы, как я уже сказал, смогут получать услуги через SMS, записывать электронную подпись (ЭЦП) на SIM-карту телефона и много других интересных, и самое, главное, долгожданных возможностей. Например, банки смогут самостоятельно получать справки на своих клиентов. То есть для оформления кредита вам не придется собирать адресную справку, о пенсионных отчислениях, и т.д. - Получается, любой сотрудник банка сможет через систему собрать на меня информацию? А как же нормы закона о персональных данных? - Да, теперь у банков появится такая возможность, этот сервис мы уже разработали. Правда, получить эти сведения можно будет только с разрешения самого клиента. То есть, вы приходите в банк за услугой, оператор вас уведомляет, что нужны такие-то справки, но он может получить их самостоятельно. Для этого он формирует в системе запрос, указывает ваш ИИН. В личный кабинет на портале электронного правительства вам приходит сообщение о том, что такой-то банк запрашивает такую-то информацию. Соответственно, вы сможете разрешить ему ее получить или отказать. А если при этом, вы будете зарегистрированы в мобильном правительстве, то вам придет SMS на телефон и посредством ответного сообщения вы сможете дать разрешение на получение ваших данных. Запрос на получение данных гражданина в личном кабинете - Когда появится такая возможность?   - Технически мы этот механизм реализовали, сейчас совместно с Министерством юстиции прорабатываем юридическую сторону, чтобы дать легитимность запросам через сообщения. Пилот уже планируем начать в июне с Жилстройсбербанком, потом этот механизм смогут внедрить и другие банки. - Вы сказали, что пользователь должен быть зарегистрирован в мобильном правительстве, что имеется ввиду? - Смотрите, для того, чтобы система знала, куда отправлять вам сообщение в случае, если банк запрашивает ваши данные, у нее должен быть ваш номер сотового телефона. Регистрация в мобильном правительстве как раз подразумевает привязку номера к вашему ИИН. Потом, отправив, к примеру, сообщение на номер 414 с текстом «очередь на жилье», портал направит вам порядковый номер очереди, так как будет знать, что это именно вы (от вашего ИИН) отправляете этот запрос. Уже сейчас можно узнать срок действия техосмотра, просмотреть очередь на жилье, а также в преддверии выборов жители столицы могут получить информацию о своем избирательном участке, к которому прикреплен пользователь. Для получения этой информации вам даже не понадобится электронная подпись. Также можно настроить, чтобы на ваш номер приходили уведомления с личного кабинета - о начислении штрафа, напоминание о завершении срока для оплаты налога, срока действия документов и т.д. - Что представляет собой личный кабинет, о котором вы сказали? - Здесь собирается вся персональная информация о гражданине: дата, место рождения, данные паспорта, удостоверения, зарегистрированное на вас имущество и т.д. Данные автоматически подтягиваются из различных баз данных госорганов и составляют своего рода досье. Также есть раздел уведомлений, куда вам приходит информация о необходимости замены удостоверения, водительских прав, о статусе услуги в ЦОН, об истечении срока действия лицензии и т.д.  К примеру, уже сейчас казахстанцам направляются уведомления о включении гражданина в реестр должников, о запрете выезда из РК, необходимости прохождения техосмотра и т.д. Эти уведомления по желанию пользователя могут направляться и на телефон, только для этого ему нужно подключиться к «мобильному правительству». - То есть, я смогу зарегистрироваться в мобильном правительстве, настроить уведомления по SMS и получу сообщение, если вдруг окажусь в базе должников? - Совершенно верно, и при выезде для вас не будет неприятных сюрпризов. Также подав документы в ЦОН, к примеру, на изготовление паспорта, вам придет уведомление, как только он будет готов. - Кто-то уже зарегистрировался в мобильном правительстве? - Да, за полгода уже более 800 тыс. казахстанцев связали свой номер телефона со своим ИИНом. Вы можете сделать это самостоятельно на портале при помощи ЭЦП либо в ЦОНе. - Какие еще услуги будут доступны тем, кто зарегистрировался в мобильном правительстве? - К примеру, мы с операторами проработали возможность записи электронной подписи на SIM-карту. С июня начнем пилотный проект с «Алтелом». Записав ЭЦП можно будет получать некоторые услуги через SMS, даже если у вас самый простой мобильный телефон, на котором нет интернета, и не устанавливаются приложения. Просто нужно будет отправить SMS, подписать записанной на  SIM-карту электронной цифровой подписью, и вам придет сообщение с результатом услуги и уникальным кодом справки, которая поступит в ваш в личный кабинет на портале электронного правительства. Вы сможете скачать эту справку по указанному коду, распечатать и предъявить. К тому же, мы сейчас прорабатываем возможность на законодательном уровне, чтобы эта SMS была равноценна справке на бумажном носителе. То есть, чтобы вам не нужно было распечатывать ее, а вы просто могли бы предъявить SMS. Принимающая сторона должна будет либо просмотреть ее и принять результат, либо по указанному в ней номеру распечатать справку через специальный сервис на портале. - Сколько таких услуг будет? - В ближайшее время, как только урегулируем все юридические тонкости, чтобы придать легитимность этому механизму, запустим самые популярные услуги по SMS: адресную справку, справку о наличии или отсутствии недвижимости, о пенсионных отчислениях и т.д. Если у вас есть на мобильном телефоне электронная подпись, вы, к примеру, также сможете отправить на 414 сообщение с названием юридического лица, и вам придут данные об учредителе, БИН и т.д. Кстати, в этом году мы будем прорабатывать с операторами сотовой связи еще один способ получения услуги - через USSD канал, то есть через системное меню на телефоне, которые вызывается набором определенных клавиш с использованием * и #. Можно будет выбрать из появившегося списка услугу, подписать ее  с помощью записанной на SIM-карте ЭЦП, и вы получите результат. - Почему нельзя отказаться от этой электронной подписи?  Мне кажется, она создает барьеры для тех, кто хочет получить услугу на портале, потом что за ней все равно нужно идти в ЦОН. - Электронная подпись - это необходимое средство защиты, в банках, к примеру, ее тоже используют. Для подтверждения того, что именно вы хотите получить ЭЦП, вам действительно нужно единожды сходить в ЦОН, чтобы потом на протяжение года получать услуги через портал электронного правительства. Просто не нужно ждать того случая, когда она вам понадобится, пусть она у вас всегда будет - сделайте ее заранее. Тем более, эта процедура занимает в ЦОНе в среднем 10 минут. К тому же, если во многих странах ЭЦП платная, то у нас бесплатная. - В банках же уже применяют механизм одноразового пароля... - Да, но заметьте, одновременно с электронной цифровой подписью. Не все услуги можно получить с помощью одноразового пароля. На самом деле, в этом году мы тоже запустим такую возможность. Эти нормы мы уже включили в законопроект об информатизации, который сейчас находится в Парламенте. После его принятия, без ЭЦП, вводя одноразовый пароль, отправленный системой на мобильный телефон, можно будет получить различные информационные справки: адресную, об отсутствии/наличии недвижимости, залога и т.д. Но на более сложные услуги такой механизм идентификации пользователя распространяться не будет. Высокий риск того, что заполучив ваш телефон, злоумышленник сможет открыть от вашего имени ТОО, или отправить заявление на регистрацию брака (смеется). - Прям мечта многих девушек: нужно заполучить только телефон...  Вы столько новых возможностей планируете запустить, связанных с телефоном, а действительно, если его потеряешь.... - Не переживайте, в скором времени, если телефон утерян, владелец телефона сможет заблокировать не телефон, а его, так скажем, связь с мобильным правительством.  Если вы зарегистрированы в мобильном правительстве и потеряли телефон, то вы делаете тоже самое, что и в случае с потерей банковской карты. Звоните в кол-центр 1414 и попросите ограничить доступ этого номера к порталу электронного правительства. - Вы сказали, что в этом году на портале появится около 170 новых услуг и сервисов. Какие из них наиболее интересные, и точно будут востребованные? - Уже сейчас можно получить справку о пенсионных отчислениях, где будет указан ваш инвестиционный доход, комплекс услуг для неправительственных организаций, можно будет подать заявление на прохождение Казтеста и получить сертификат в личный кабинет после прохождения экзамена. Большой пласт услуг в этом году, конечно, получит бизнес. К примеру, запущен сервис, с помощью которого можно будет получить информацию из реестра залога. Это очень удобно, если бизнесмен собирается совершить сделку, но сомневается в партнере. Также в прошлом году завершили автоматизацию дополнительных 147 разрешительных документов, которые поручал перевести в электронный формат Глава государства. На самом деле, все эти услуги мы уже автоматизировали. После того, как будут утверждены соответствующие НПА, мы откроем к ним доступ.  - То есть теперь все разрешения можно будет получить только в электронном формате? - Да, все, которые подлежали автоматизации. Их 710. Есть еще 27, которые не автоматизированы по ряду причин. - Например? - Во-первых, это низкий уровень востребованности этих услуг. К примеру, в реестре есть услуга «Решение о предоставлении в пользование памятников истории и культуры местного значения, являющихся государственной собственностью», но за ней за последние 6 лет никто не обращался. То есть, сами понимаете, здесь автоматизация нецелесообразна. Или другой пример - разрешение трудовому эмигранту. Эту услугу мы не можем автоматизировать, потому что не имеем права хранить персональные данные иностранных граждан в своих информационных системах и сообщать их третьим лицам. Ну и еще одна причина - не автоматизированы те разрешения, которые в ближайшее время будут отменены. - По сути, все разрешения переведены в электронный формат, основные услуги тоже, можно говорить о том, что электронное правительство сформировано? - Не так давно я беседовал с Ицхаком Адизесом, известным во всем мире экспертом в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности. Так вот, его очень часто спрашивают: что будет после решения всех поставленных задач. И знаете, что он на это отвечает?  «Еще больше задач». Каждая решенная задача рождает 10 новых задач, дальше - еще больше. Но именно это состояние и называется развитием. Электронное правительство точно также постоянно развивается. Да, мы создали портал, мы запустили услуги, тогда даже не думали, что в 2015 году их уже можно будет получать через SMS-cообщение. Также и сегодня, когда большая часть услуг переведена в электронный формат, мы перешли на этап мобильного правительства. Сегодня это мировой тренд. Параллельно мы уже начали работать над концепцией Открытого правительства - это тоже одна из последних тенденций в сфере eGov. Мы создали портал, на котором сегодня размещено уже более 200 наборов различных: по аптекам, нотариусам, школам и т.д. Любой разработчик может их использовать, создавать приложения, зарабатывать на этом. В закон об информатизации, о котором я уже говорил, мы внесли поправки, которые обязывают государственные органы публиковать все открытые данные на портале в электронном виде - результаты разных проверок, статистику и т.д. Следующий этап - это Большие данные и «Интернет вещей», когда человеческий фактор минимизируется в процессе сбора данных. Их получают через различные датчики, приборы, они собираются в большие данные и в дальнейшем используются для принятия решений. Видите, дальше еще интереснее.... - Спасибо за интервью! Справка: По итогам прошлого года в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства Казахстан занял 28 место среди 193 государств. По предложению ООН второй Глобальный форум электронного правительства был проведен в Казахстане. Эксперты из 79 стран приехали в республику чтобы посмотреть на успехи страны в сфере eGov и обсудить дальнейшие тренды развития электронного правительства.  



Источник:


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 7.181 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>