Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В Казахстане необходимо упорядочить систематизацию правовых актов, - Л. Жолдасова



В Казахстане необходимо упорядочить систематизацию правовых актов, - Л. Жолдасова

В Казахстане необходимо упорядочить систематизацию правовых актов, - Л. ЖолдасоваВ Казахстане необходимо упорядочить систематизацию правовых актов, - Л. Жолдасова. Особую важность для правовой теории и практики представляют вопросы классификации правовых актов, их правовой природы, характера их соотношения друг с другом, придания законодательного уровня виду систематизации нормативных правовых актов как консоли


На современном этапе правовая система Республики Казахстан характеризуется научным переосмыслением основных понятий, что связано с трансформацией подходов к правопониманию и влиянием общих принципов права на эти процессы. Особую важность для правовой теории и практики представляют вопросы классификации правовых актов, их правовой природы, характера их соотношения друг с другом, придания законодательного уровня виду систематизации нормативных правовых актов как консолидация, а также переориентации цели правового мониторинга. Кроме того, поставленные ранее задачи, связанные с формированием гражданского общества и правового государства, требуют определения соответствия правовых категорий современному этапу развития Казахстана. Об этом в комментарии отметила старший эксперт- юрист, доктор PhD по специальности «Юриспруденция» Л.Жолдасова. Следовательно, появляется необходимость изучения международной практики решения данных вопросов, которые отражены в законодательствах зарубежных стран. Изучая международный опыт, следует отметить, что не каждая страна континентальной Европы располагает специальными правовыми актами о юридических источниках права (т. е. законами о законах), так как общие указания о нормативных правовых актах содержатся в их конституциях. "В этой связи для Казахстана интерес представляет опыт стран, где имеются специальные законы. В частности, стран, подписавших договор о создании Евразийского экономического союза, который вступит в силу с 1 января 2015 года. Так, в Армении существует Закон «О правовых актах» от 29 апреля 2002 г., устанавливающий виды и иерархическую соподчиненность правовых актов, общий порядок их разработки, экспертизы, принятия, опубликования, вступления в силу, действия, изменения, прекращения действия, толкования, разъяснения и систематизации. Согласно указанному закону, правовой акт – это принятый народом Республики Армения, государственными органами или органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, а также юридическими лицами Республики Армения, их выделенными подразделениями или учреждениями в предусмотренных законом случаях и порядке в пределах их полномочий официальный письменный документ, которым устанавливаются подлежащие обязательному признанию, охране, защите, исполнению или применению права, обязанности, ответственность, ограничения или иные правила (правила поведения). Кроме того, следует отметить, что толкованию и разъяснению правовых актов посвящена одна из глав данного закона Армении. Так, правовой акт разъясняется в случаях неясности или различий в понимании положений правового акта, при возникновении противоречий его другому правовому акту, обладающему более высокой или одинаковой юридической силой. Кроме того, при наличии противоречий разных положений этого правового акта, либо в иных предусмотренных законом случаях в целях определения срока его вступления в силу, пояснения вопросов наделения правового акта юридической силой, а также уточнения иных вопросов, возникающих при его применении", - отметила эксперт. По ее словам субъектами официальных разъяснений правовых актов согласно указанному закону Армении, могут являться уполномоченный Правительством Республики Армения, орган исполнительной власти, применяющий правовой акт, который имеет право давать разъяснения относительно своей отрасли. Помимо этого, субъектами могут выступать Центральный банк, регулирующие комиссии, Центральная избирательная комиссия, руководители муниципалитета, которые дают официальные разъяснения по применяемым или принятым ими правовым актам. В Республике Беларусь действующим является Закон «О нормативных правовых актах» от 10 января 2000 года, вместе с тем, в настоящее время разработан проект Закона «О правовых актах», где предусмотрено определение понятия «консолидация». Согласно Законопроекту, консолидация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими правового регулирования путем объединения их в комплексный акт в определенной логической последовательности. Исходя из этого, в Законопроекте отражены все три вида систематизации правовых актов: кодификация, консолидация и инкорпорация. "Кроме того, в законопроекте уделено внимание планированию подготовки проектов правовых актов Республики Беларусь, который включает разработку: - государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов правовых актов, утверждаемых Президентом РБ или Советом Министров РБ; - ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых Президентом РБ, и других планов подготовки проектов правовых актов, утверждаемых нормотворческими органами (должностными лицами). Согласно проекту Закона «О правовых актах» Республики Беларусь, официальное опубликование правовых актов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и издание сборника правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» осуществляет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. В Российской Федерации аналога Закона РК «О нормативных правовых актах» не существует. При этом основополагающие принципы иерархии нормативных правовых актов закреплены в Конституции РФ. Однако имеются частные исключения в практике некоторых субъектов РФ. Например, Закон Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области», где кроме типичного регулирования порядка законотворчества, отмечается также выстраивание верховенства, подчиненности принимаемых в субъекте РФ нормативных правовых актов. Таким образом, анализ опыта стран, подписавших договор о создании Евразийского экономического союза, отражает особенности каждой страны, ее государственного устройства и уровня развития их правовых систем. Несмотря на то, что в юридической литературе дано множество содержательных характеристик правовых актов, в основном его отождествляют с понятием «нормативные правовые акты», хотя к ним не относятся индивидуальные, информационные и иные акты. Так, под правовым актом понимается официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, отдельным лицом и т.д.), выражающий волю государства и направленный на регулирование общественных отношений", - отметила Л.Жолдасова. По ее словам, в традиционной теории права правовые акты могут быть нормативными и ненормативными. Так, некоторые ученые теоретики, в частности, Ростова А.Г. относит к ненормативным правовым актам правоприменительные акты. В национальном законодательстве правовые акты подразделяются на нормативные правовые акты, т.е. правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений, и правовые акты государственных органов, не обладающих общерегулятивным признаком. Последние отличаются от нормативных правовых актов, прежде всего, реализацией общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам права. В этой связи, имеется необходимость определения на уровне законов статуса ненормативных правовых актов путем вкючения в него тех законодательных актов, которые не относятся к нормативным правовым актам. В соответствии с Законом РК «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 г., правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, являющийся письменным официальным документом установленной формы и: 1) рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное по времени применение; 2) распространяется на индивидуально определенных лиц; 3) применяет и/или реализует установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц. Таким образом, правовой акт государственного органа (подразумевая при этом акт применения права) согласно указанному Закону определяется как самостоятельный вид акта, наряду с нормативным правовым актом. Из этого следует, что необходимо ввести более точную классификацию и дифференциацию правовых актов, а также согласовать с Законом РК «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 г., который определяет общие принципы, основные стадии нормотворческой деятельности в стране, вопросы официального толкования, систематизации и учета нормативных правовых актов. Кроме того, в настоящее время планируется внести изменения касательно введения новой формы планирования, что связано с практической не реализуемостью действующих перспективных планов, так как в текущий план из перспективного включаются в среднем только 30% законопроектов. Следовательно, введение новой формы планирования в виде концептуального плана будет способствовать повышению качества планирования законотворческой деятельности и ее реализуемости. Так, данный план будет отвечать целям долгосрочного планирования, определять только приоритетные отрасли/сферы законодательства, требующие дальнейшего совершенствования. Наряду со всеми изменениями, следует уделить также внимание и правовому мониторингу, целью которого в настоящем выступает выявление пробелов, противоречий, устаревших, коррупциогенных и неэффективных норм, что является лишь инструментом его проведения. Следовательно, необходимо уточнить его цель, ориентировав на оценку и прогнозирование эффективности законодательства, выработки предложений по его совершенствованию. Изменение цели правового мониторинга позволит концентрироваться не только на выявлении пробелов, коллизий и противоречий в законодательстве, но и более качественно оценивать достижение цели правового регулирования и практическую результативность. Кроме того, это будет способствовать повышению качества законодательства, укреплению позиций страны в международных рейтингах конкурентоспособности. Поскольку мониторинг эффективности законодательства является неотъемлемой и важной частью всего процесса нормотворчества, предлагается также установить на законодательном уровне задачи, принципы, четко определить субъекты и объекты, сроки, форму результатов правового мониторинга, что позволит обеспечить высокий уровень соблюдения закрепленных норм. Касательно решения вопроса о возможности официального опубликования правовых актов интересным представляется опыт стран ЕС, где основной упор в сфере официального опубликования правовых актов сделан на использовании информационных технологий. Так, единственным официальным источником опубликования правовых актов является их электронная версия. Такой подход используют Бельгия, Дания, Испания, Португалия, Венгрия, Нидерланды и Австрия. Электронные издания правовых актов этих стран приобрели статус официального источника публикации правовых актов. Например, в Португалии согласно Закону от 24 января 2005 г. № 2 с 2006 г. нормативные акты вступают в силу после их официального опубликования в электронном журнале «Diаrio da Republica». Таким образом, имеющийся зарубежный опыт показывает, что с активным использованием новых информационных технологий и сети Интернет созрела необходимость решения в Казахстане вопроса о возможности официального опубликования правовых актов не только в печатном/бумажном, но и электронном виде. Представляется, что размещение нормативных правовых актов в электронном виде в информационных системах и в Интернете – перспективное направление деятельности государства и гражданского общества. В результате, это положительно отразиться на эффективной реализации прав физических и юридических лиц, что обеспечит доступность законодательной базы и повысит информированность общества. Исходя из анализа опыта стран, подписавших договор о создании Евразийского экономического союза, а также выявленных проблем в практике применения законодательных актов в Казахстане назрела необходимость создания упорядоченной системы правовых актов, определения правового статуса нормативных и ненормативных правовых актов и закрепления их в едином законодательном акте.



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.083 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>