Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Дети, которые пойдут в школу в 2016 году, закончат её по полной двенадцатилетке в 2027 г



Дети, которые пойдут в школу в 2016 году, закончат её по полной двенадцатилетке в 2027 г

Дети, которые пойдут в школу в 2016 году, закончат её по полной двенадцатилетке в 2027 гДети, которые пойдут в школу в 2016 году, закончат её по полной двенадцатилетке в 2027 г. Ведомством уже разработаны законодательные поправки, согласно которым с указанного года детей в школы в обязательном порядке начнут принимать с 6 лет.


Если бы все изначально прошло, как задумывалось, то реформа случилась бы еще в 2008 году. Однако тогда реализовать задуманное помешала тотальная неготовность школ к новому формату обучения. Материальная база многих казахстанских общеобразовательных учреждений просто не выдержала бы подобной нагрузки. Да и дефицит педагогических кадров не позволил спешить с реформами. Прошло шесть лет, и в Министерстве образования и науки РК вновь называют «час икс». Уже в 2016 году все школы страны перейдут на новый стандарт образования. Ведомством уже разработаны законодательные поправки, согласно которым с указанного года детей в школы в обязательном порядке начнут принимать с 6 лет. Переход на 12-летнее образование – самая обсуждаемая тема не только среди чиновников. К примеру, в социальных сетях то и дело вспыхивают бурные дискуссии сторонников и противников грядущих реформ. Одни считают перемены в школьном образовании давно необходимым шагом, другие уверены, «что новые стандарты – жестокий эксперимент с участием детей». Но дело, собственно, не в тех, кто «за», а кто «против». Главное – это дети, которым придется стать в этом деле первопроходцами. Кстати, по данным Министерства образования и науки РК, 1 сентября 2016 года количество первоклассников составит 366732 тысячи детей в возрасте 6-7 лет. Какой будет школа для шестилеток? Несмотря на то, что 2016 год уже не за горами, то, какие условия в школах будут созданы для 6-летних первоклашек, до конца так и неясно. В министерстве по этому поводу заявляют: «Вносятся изменения в приказ МОН РК от 7 марта 2012 года № 97 «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования» с учетом обновления содержания образования. На сегодня приказ находится на согласовании с государственными органами». А вот что по поводу необходимых условий корреспонденту «Литера» сказал президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов: – Вводя у нас 12-летнюю модель образования, необходимо учитывать возраст первоклассников. Для 6-летних детей должны быть созданы особые условия. В 6 лет дети еще не могут подолгу сидеть за партой, концентрировать внимание. Поэтому одной учебной территории, то есть класса, им мало. Необходим также игровой уголок. Что же касается программы обучения для шестилеток, то она, по словам специалистов Минобра, будет иметь некоторые отличия от той, по которой учатся сегодняшние первоклашки.  Новизна обновленного содержания начального образования, как объясняют в ведомстве, заключается в том, что оно ориентировано на развитие навыков широкого спектра возможностей 6-летних учащихся. Для этого будут введены новые предметы, а некоторые из ныне существующих в программе будут объединены, есть и такие, которые будут обновлены с учетом новых подходов к обучению. Среди новых предметов – «Введение в науку» и «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», обе дисциплины направлены на правильное знакомство ребенка со школой. «Осуществлена интеграция художественного и технического труда в предмет «ИЗО» и частично в предмет «Музыка». Изменен статус предмета «Познание мира», который является пропедевтическим курсом гуманитарных наук», – рассказали в МОН РК о предстоящих переменах в программе обучения первоклашек. Нелишние знания Что касается готовности учителей к приему шестилетних школьников, то к этому, заверяют в министерстве, у них особый подход. Готовить педагогические кадры к грядущим переменам в сфере образования начали еще в апреле 2012 года. По поручению Главы государства была создана сеть интегрированных центров повышения квалификации педагогов в регионах, им в помощь работают национальный центр повышения квалификации «Орлеу» и центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах. В итоге за два года, по данным ведомства, краткосрочные курсы прошли почти 150 тысяч педагогов, трехмесячные курсы – почти 40 тысяч специалистов. До конца этого года еще 8770 учителей повысят свою квалификацию. Правда, какие конкретно знания совершенствуют учителя, в министерстве не уточняют. И о том, дают ли педагогам знания, касающиеся психологических особенностей 6-летних детей, тоже неизвестно. Хотя, возможно, именно эти знания будут самыми нужными педагогам в 2016 году. Хватит ли мест в классе? Еще есть вероятность того, что внедрение двенадцатилетки приведет к нехватке общеобразовательных школ. Ведь до сих пор не во всех школах страны ликвидирована трехсменная форма обучения. А в классах число учащихся порой приближается к 40. Несложно представить, что будет после перехода на 12-летнее обучение, ведь учеников в школе станет еще больше – это примерно четыре дополнительных класса шестилеток и плюс столько же старшеклассников 12-х классов! Но в министерстве заверяют – этот вопрос тоже под контролем. «Проводится работа по подготовке материально-технических условий школ для перехода на 12-летнее образование по трем направлениям – это ликвидация аварийных школ, ликвидация трехсменных школ и строительство новых школ», – отметили в МОН РК. Кстати, на сегодня в 104 школах дети учатся в три смены! Хотя это, заявляют в министерстве, уже прогресс. Еще в прошлом учебном году таких школ было на 17 единиц больше. «Основная причина трехсменного обучения – это демографические, миграционные, экономические факторы развития регионов. Так, наибольшее количество трехсменных школ в Алматинской области – 51 школа и Южно-Казахстанской области – 32», – отмечают в ведомстве. А аварийных школ в республике 180, и это тоже гораздо меньше, чем было в прошлом году. «Для решения проблем аварийности и трехсменности школ министерством утвержден 5-летний план на 2013-2015 годы. Кроме того, подписаны меморандумы по реализации приоритетных направлений образования, науки и молодежной политики с акиматами областей, городов Астаны и Алматы на 2014-2016 годы, где отражены конкретные индикаторы, за реализацию и достижение которых несут ответственность местные исполнительные органы», – говорится в официальном ответе МОН РК корреспонденту «Литера». Параллельно с ремонтными работами школ ведется строительство новых объектов под общеобразовательные заведения. К примеру, с 2005-го по 2014 год в республике было возведено 496 новых школ. Еще 46 школ планируется построить за 2015-2016 годы. Кроме того, для создания дополнительных ученических мест практически во всех регионах страны планируется создание при высших учебных заведениях старших классов (11-12-е классы). На кого ориентируемся? На вопрос, «опыт какой страны учитывался при разработке казахстанской программы 12-летнего образования, в министерстве, не назвав конкретно какую-либо страну, отметили, что «в рамках перехода на 12-летнее образование был проведен анализ международного опыта. Он показал, что школьное обучение в подавляющем большинстве стран мира длится 12 лет. 6-летний возраст поступления в школу наиболее распространен среди стран – членов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Основная часть стран бывшего СССР выбрала 7-летний возраст». Лишь школы нескольких постсоветских стран принимают на учебу детей строго с 6 лет. Скоро к ним присоединится и Казахстан. Хотя, как отмечают в министерстве, уже сегодня 60 процентов первоклассников – это дети 6 лет. Да и внедрение 12-летней модели обучения уже давно свершилось. В качестве эксперимента еще в 2003 году 104 школы республики осуществили набор в первые классы детей с 6 лет. Кстати, уже в этом учебном году состоится выпуск первых выпускников школ, закончивших 12 классов. «За весь период экспериментальной работы состоялось более 200 обучающих региональных методических семинаров, совещаний. В работе приняли участие свыше 6 тысяч педагогов. Курсы повышения квалификации прошли 4158 учителей», – резюмировали в МОН РК. Оптимистичный настрой главных педагогов страны пока не особо разделяют родители детей, которым и предстоит морально готовить своих маленьких первопроходцев. «Не удивлюсь, если на двенадцатилетку программа и все прочее до сих пор не подготовлены. У нас же все так: казахский – государственный язык, «всем миром» учим, получается не ученье, а мученье самое настоящее. А ведь действительно, хорошей обучающей программы, как говорится, «жок», когда будет, непонятно... Ужесточили правила парковки, штрафы за неправильное паркование, а что сделали и делается, чтобы можно было парковаться, не нарушая правил?!.. А про образование еще 10 раз может все поменяться до 2016 года, у нас же «креатив» так и прет», – высказалась мама двух детей (старшая уже школьница, младшей предстоит пойти в школу как раз в 2016 году в 6 лет) Людмила Ким. Ну вот, кстати, хотя и в рамках законопроекта по внесению изменений в действующий закон Республики Казахстан «Об образовании» возраст приема в школу определен как строго с шести лет, родителей, пожелавших отдавать в школу детей в 7 лет, наказывать не будут. По крайней мере, пока в данном законопроекте мера ответственности за такое непослушание не предусмотрена. Когда идут «первый раз в первый класс» в разных странах? Германия. Единой даты начала учебного года нет. В каждой земле учебный год начинают по-своему, причем каждый год эта дата может немного меняться. Например, в этом году в Баварии и Баден-Вюртемберге учебный год начался 13 сентября, а в прочих землях он уже начался в августе. Нет и единого для всей Германии возраста поступления в школу (в основном это 5-6 лет). В первый день уроков нет, зато обычно для первоклассников проводится экскурсия в 3-4-е классы, чтобы дети могли посмотреть, как они будут учиться, когда «будут большими». В следующие дни у первоклассников будет в день 4 урока, а во втором полугодии 2 раза в неделю у них будет по 5 уроков. При этом оценок первоклассникам не ставят. США. Единого дня, как у нас, когда все детки-первоклашки дружно идут в школу – нет. Дело в том, что американские школы свободны в выборе дня, когда начинать учебный год. Однако по правилам они должны уложиться в определенный промежуток – открыть двери школы между серединой августа и серединой сентября, а также отработать положенные 180 дней учебного года (конец года приходится на май-июнь). Какое-то торжество по поводу начала учебного года, а-ля наша праздничная линейка, тоже отсутствует. Портрет американского первоклашки: возраст – 5-6 лет, одет в джинсы, футболку и кроссовки, то есть форма отсутствует, и полная свобода выбора внешнего вида.В каждой школе (зависит от штата и даже от района (дистрикта), где расположена школа) – свои правила, и единого общепринятого стандарта обучения в Америке нет. В среднем уроки начинаются между 8-9 часами утра, затем у детей 5-6 уроков по 55 минут (бывает и меньше, и больше), между которыми им положен часовой ланч, чтобы как следует подкрепиться и продержаться до 15.30 16.00, когда закончатся уроки. Индия. Индийские первоклашки начинают свою учебу в апреле. Причем точная дата начала занятий определяется самой школой. При этом никакого праздника в школе не организуется, это обычный день. Но родители перед первым походом в школу могут провести торжественную молитву, угостить ребенка сладостями. В школу индийские дети идут очень рано – в 4 года.Урок в первом классе длится от 30 до 40 минут, их в день бывает 6-7. При этом 3-4 часа в неделю обязательные занятия каким-нибудь видом спорта, на выбор ученика. Оценок нет. Палестина. Начало учебного года, как и у нас, – первого сентября. Первый день в школе – ознакомительный, а вот со второго дня начинается самое интересное. Школьный автобус приезжает за первоклассником в 7 утра, и уже через полчаса он должен стоять на школьном стадионе. Проводятся ежедневные линейки: в обязательном порядке слушают гимн, а затем 5 учеников какого-то класса готовят выступление. Девочки учатся отдельно от мальчиков. Каждый день у первоклашек 5 уроков по 35 минут начиная с 8 часов утра, а между уроками есть большая перемена – длится столько же, сколько один урок. До 4-го класса отметок малышам не ставят, но уже в конце года они должны сдавать экзамены по всем предметам. Япония. Японские первоклашки идут в школу в начале апреля. В День знаний японские первоклассники, которым исполнилось 6 лет, впервые оказываются в школьных стенах – нарядные. Первую линейку в актовом зале проводят только для первоклашек, старших школьников – нет. В этот день малышей приветствуют школьные учителя, родителям рассказывают, что нужно купить их деткам к школе, нет никаких уроков, и уже в первой половине дня все расходятся домой. Затем у малышей и их родителей есть неделя на все приготовления. Как правило, уроки в японской школе начинаются в 8 утра (в японском классе около 35-40 человек), 3-4 урока по 50 минут. После такой нагрузки – сытный обед, который длится ровно один час, а потом еще 2 урока. В конце года они получают табель без оценок – только со словесными комментариями учителя: «очень хорошо», «хорошо», «постарайся еще». Слова «плохо» не существует, поэтому стать двоечником в японской школе почти невозможно. Израиль. Начало учебного года стартует с 1 сентября. В первый день учебы все первоклассники придут в школу в 8.15. В конце линейки детям раздают воздушные шарики, на которых они пишут свои пожелания и дружно запускают их в небо. Расписание детишек-первоклашек может состоять из трех «длинных» дней (с 8 утра до 15.00) и трех «коротких» (до 12-13.00). А в рабочий день малыша «помещается», как правило, 5-6 уроков по «короткому» дню или же 7-8 по «длинному» (с перерывом на обед) по 45 минут каждый. Хотя иногда уроки бывают двойные – по 90 минут! Венгрия. Венгерские дети идут в школу в 6-7 лет. Начало учебного года может быть либо в последние дни августа, либо в первые дни сентября. Сама школа имеет право определить, когда начинается учебный год. В первый день проходит торжественное открытие учебного года. В первом классе бывает по 20-23 урока в неделю при пяти учебных днях, то есть 4, а иногда до 5 уроков в день. Оценок в первом классе не ставят. Чехия. Никаких специальных мероприятий 1 сентября по поводу начала учебного года в чешских школах не организовывают. Разве что первоклассников сопровождают родители, чтобы сделать фотографии для семейных альбомов. В первый день учебы у первоклассников уроков нет, они получают учебники, тетради и прочее, что им понадобится для учебы. В первом классе бывает не более 4 уроков в день. Привычных нам числовых оценок в первом полугодии в чешских школах нет. Точка зрения Елена Борисова, дефектолог-психолог: Говоря о переходе на 12-летнюю модель образования и начале приема детей в школы с 6 лет, прежде всего необходимо учитывать то, в каких условиях будет учиться 6-летний ребенок и какие требования к нему будут предъявляться. Для этого необходимо понимать, что работа психических процессов у шестилетнего ребенка носит непроизвольный характер. В 6 лет дети еще не умеют распределять свое внимание, они не могут длительно сосредотачиваться, их работоспособность невысока. Ребенок должен уметь слушать, слышать, сохранять и воспроизводить в нужный момент полученную информацию. Этого 6-летний ребенок делать еще не умеет. Игра в шестилетнем возрасте у ребенка – это ведущая деятельность. Кроме того, необходимо учитывать кризис шестилетнего возраста и психоэмоциональное состояние детей при этом. В этом возрасте у детей начинается смена молочных зубов, они становятся восприимчивы к любым раздражителям внешней среды, они могут быть плаксивы и раздражительны. И это тоже нельзя игнорировать. Я думаю, если все-таки вводить обучение с 6 лет, то необходимо менять методику работы в начальной школе. И больше всего учитывать, что у детей ведущий вид деятельности – это игра. Педагогам же очень важно знать психовозрастные особенности детей, у 6- и 7-летнего ребенка они разные. То есть учителям также нужно готовиться к новым методам работы. Особенно важно им освоить психовозрастные особенности детей 6 лет. Марианна Гурина, директор ОФ «Улагатты Жануя»: Есть такая поговорка: «Человек живет 7 лет до школы и год после пенсии». То есть это самое счастливое, беззаботное время. В 6 лет организм ребенка еще не готов к тому, чтобы начать новый период жизни. Когда сейчас министр образования и науки говорит о том, что наши дети должны в 6 лет идти в школу, он не думает о том, что школы сейчас и без того переполнены, в классе по 40-45 детей. Каждый новый учебный год для школ становится сюрпризом в виде огромного количества вдруг пришедших учиться детей. А почему так происходит, потому что элементарно не ведется планирование. Раньше учителя бедные обходили районы, а сейчас закрыты все двери на кодовые замки, поэтому в итоге мы не знаем, сколько детей, нет планирования. А ведь 45 детей не могут находиться в одном классе и быть охвачены вниманием учителя! Естественно, если ребенок в 6 лет попадет в такую обстановку, ни к чему хорошему это не приведет. Что касается 12-летнего образования в целом, я двумя руками «за»! Мы, конечно, хотели бы быть впереди планеты всей. Мы хотим, чтобы наши дети, как их сверстники за рубежом, получали отличное 12-летнее образование. Но там при школе находятся определенные классы, которые имеют не одну комнату, а несколько комнат, где они могут поспать, поиграть. Там у учителя есть помощник, который, допустим, сводит ребенка в туалет. То есть это чем-то напоминает детский сад, только упор больше делается на образование. Зачем же наших детей заставляют выводить в другие условия, далекие от идеальных и в принципе от нормальных. Для того, чтобы их на год раньше лишить счастливого детства?! Раньше лозунги были «За наше счастливое детство спасибо, родная страна», сейчас счастливого детства нет и благодарить не за что. Я думаю, страна еще абсолютно не готова переводить школы на 12-летнюю программу образования. У нас не будет к 2016 году необходимого количества школ, не будет специалистов, готовых принять шестилеток, не будет специальных учебников. Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, фото Павла МИХЕЕВА



Источник: Сайт газеты «Литер»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 9
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.999 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>