Павлодар может стать меккой для охотников. С 2014 года в Павлодарской области будет разрешена охота на маралов и кабанов. Пока же эти животные находятся под охраной егерей охотничьего хозяйства «Лебяжье». |
Перед охотоведами стоит задача — увеличить численность своих «подопечных». За три года они, конечно же, добились определенных результатов. Семейство маралов увеличилось вдвое, кабанов – более чем в шесть раз. Благо, местные браконьеры-охотники еще не овладели наукой охоты на диких кабанов. А вот на маралов нет-нет да покушаются. И не всегда егеря в состоянии защитить животных. Даже если им известны имена браконьеров...
Маралов и кабанов в Павлодарское Прииртышье завезли из Восточного Казахстана. Инициатор создания в области подобного охотничьего хозяйства — Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Предприятие профинансировало в 2008 году покупку двадцати маралов и одиннадцати кабанов. Правда, до места своей новой прописки доехали не все кабаны. Трое по дороге скончались. Как потом показало вскрытие, все трое перенесли инфаркт миокарда. Но даже восемь животных дали неплохой приплод, сегодня в хозяйстве насчитывается уже около семидесяти кабанов. А вот маралов всего 43.
– Еще одного – рогача – не уберегли, – сетует егерь охотхозяйства «Лебяжье» Алексей Михайлюченко, – браконьеры убили и с собой увезли.
При этом, по имеющейся информации, известны и машина, замеченная в Шалдайском бору, и владелец авто, охотник за рогами благородного оленя, но дело спустили на тормозах из-за того, что... Впрочем, это тема для отдельной публикации. А пока вернемся к будням охотничьего хозяйства.
Первоочередная задача местных специалистов – к 2014 году довести поголовье маралов и кабанов до семисот голов, косуль – до тысячи. При этом маточное поголовье животных должно быть не менее трехсот голов. Только в этом случае в охотхозяйстве начнут выдавать лицензии на охоту. Пока разрешено охотиться лишь на косуль – и то в определенные периоды и в ограниченном количестве. К примеру, в прошлом году здесь было выписано 12 разрешений на отстрел косуль. В этом случае в группу охотников в обязательном порядке включают специалиста-егеря, который призван следить за количеством добычи.
– Алексей Филиппович, удастся ли такими темпами до 2014 года довести численность маралов и кабанов до нужной для официальной охоты отметки?
– Будем стараться, – лаконично ответил егерь.
Специалисты уже привили животным ностальгию к одной местности. Для этого маралы и кабаны в течение года содержались в специальных вольерах. И уже два года пасутся на воле и никуда далеко не уходят. Опять же стараниями егерей, которые ежегодно обеспечивают животным хорошую кормовую базу и водопои. А какие же животные покинут местность, где всем хватает пропитания?
С увеличением численности диких животных в охотхозяйстве увеличивают и площади под посевы. К примеру, в прошлом году на эти цели было выделено четыреста гектаров, на которых высадили подсолнух, ячмень, рожь, эспарцет. Собранный урожай заготовили на зиму, чтобы было что насыпать в кормушки. Кормушки (а их в хозяйстве насчитывается пока 35, но в дальнейшей это количество планируют увеличить до четырехсот) заполняются каждые сутки.
– У животных всегда должен быть корм, – говорит егерь Алексей Рудин.
В сутки на кормушки уходит до шести мешков зерновых. А вообще на зиму был сделан запас в тридцать тонн пшеницы и в три тонны овса. Из этого количества сегодня нет примерно половины. Столь небольшой расход корма специалисты объясняют малоснежной зимой. Дело в том, что помимо площадей под посевы в охотхозяйстве предусмотрены еще подкормочные площадки, где зерновые и подсолнух высаживают в июне-июле.
– Делается это для того, чтобы молочная спелость уходила в зиму, – объясняет Алексей Михайлюченко. – И если зима малоснежная, что маралы, что кабаны в состоянии самостоятельно находить корм на посевах. Этой зимой снега у нас, по сравнению с прошлыми годами, не так много, поэтому животным хватает и подкормочной площадки. Хотя кормушки они тоже не оставляют без внимания. У кабанов время подкрепления — пять часов вечера. Они надвигаются тучей, не оставляя в кормушках ничего.
Вместе с зерновыми и подсолнухом охотоведы оставляют в кормушках также сено и веники, а летом на водопоях — соль, необходимую для укрепления костей парнокопытных.
Регулируют егеря и численность волков. Этот серый хищник хуже браконьеров, говорят специалисты.
– В год волку требуется съесть тонну мяса, – говорит егерь Михайлюченко, – и, если не контролировать его популяцию, он может уничтожить весь молодняк.
В 2009 году, когда маралов и кабанов отпустили из вольеров на волю, в Шалдайском бору насчитывалось 15 волков. В течение нескольких месяцев их уничтожили. Сейчас по лесу бродят два серых хищника. Но егеря на их счет абсолютно спокойны. Во-первых, говорят они, это ненадолго. А во-вторых, два волка безопасности маралов и кабанов не угрожают. При самках благородных оленей всегда есть рогач, который не даст свой «гарем» в обиду. А к кабанам волки пока вообще боятся подходить, для них эти животные еще в диковину. Впрочем, так же как и для местных охотников.
– Вообще, охота на кабанов считается самой престижной, – рассказывает Алексей Михайлюченко, – скорей из-за дикого адреналина. По статистике в России от медведя погибает три охотника в год, от кабана — сто. Раненый кабан никогда не падает сразу на месте, он всегда бросается на своего обидчика. Поэтому охотиться на этих животных без подготовки и собак нельзя.
Так что в ближайшее время егерям нечего опасаться охотников-браконьеров за кабанами. Павлодарцы еще не умеют выходить на кабанью охоту. Предполагается, что в перспективе к их услугам будут егеря-специалисты и обученные лайки. Кстати, собак начнут тренировать в хозяйстве уже в этом году. Правда, продемонстрировать свои умения на практике лайки смогут лишь в 2014 году. Конечно, при условии, что охотоведы доведут численность животных до запланированного показателя. И ладно бы дело было только в браконьерах. Ежедневные рейды егерей убавляют прыти желающим пострелять в животных. Охотоведы не скрывают, что, если бы не было этих рейдов, все поголовье диких животных перебили бы за месяц. Но бывают случаи, когда и у егерей связаны руки. Но это, как уже говорилось, отдельный разговор.
Виолетта ШВАРЦ, фото Владимира Бугаева, Павлодар
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.234 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |