19 лет Конституции - большой ли малый такой срок для такого государства, как Казахстан?. Принятие Конституции стало поворотным шагом в новейшей казахстанской истории. |
В предстоящие дни казахстанский народ отмечает знаменательную дату в современной истории своей независимой страны - 19 годовщину со дня принятия Основного Закона – Конституции Республики, заложившей прочный фундамент строительства светского государства. Большой ли малый такой срок для такого государства, как Казахстан? Вероятно, однозначного ответа здесь быть не может. Ибо для Ее Величества истории, это, конечно, не срок, но для граждан полиэтноконфессионального Казахстана эти непростые, но величественные годы не назовешь «простыми», «мимолетными». Нам, современникам XXI века – этого беспокойного и прекрасного времени, выпало счастье жить, творить и созидать в независимом государстве, о котором веками мечтали наши великие предки. Это достойный повод еще раз задуматься о важнейшей роли Конституции для нашей национальной истории, для всех нас – граждан светского Казахстана. Действующая Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года, провозгласила высшей ценностью Человека – Гражданина страны, его права и свободы, а также установила основы светского порядка Казахстана, обязав государство на деле соблюдать и защищать его базовые светские ценности. Принятие Конституции стало поворотным шагом в новейшей казахстанской истории. Более того, на мой взгляд, принятие Конституции придало историческому опыту молодого казахстанского государства определенную завершенность, вывело на уровень мировых стандартов. Общеизвестен тезис, гласящий: «Великое видится на расстоянии». Чествуя 19-ю годовщину со дня принятия Конституции, казахстанский народ по праву воздает должное тому, что с принятием Основного Закона определился вектор будущности суверенного государства, наполнив глубокой сущностью и смыслосодержанием стратагему созидающегося свои основы государства, его конечные цели политического, экономического, гуманитарного и духовного развития. Историческое, фундаментальное значение Конституции 1995 года в том, что она обусловила коренное преобразование облика молодого независимого государства определившего его достойное место в международном сообществе. Нельзя не признать и то, что воплощая в себе идеологию государственной независимости и лучшие общечеловеческие ценности, Конституция обеспечила возрождение национальных и религиозных традиций – непреходящих ценностей и культуры полиэтноконфессионального народа Казахстана. Лидер нации – Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая 30 августа 2005 года на Международной научно-практической конференции, посвященной десятилетнему юбилею Основного Закона страны, совершенно справедливо подчеркнул, что Конституция Республики закрепила единство народа, объединила на казахстанской земле людей всех национальностей, связанных общей исторической судьбой. «Все эти годы мы стремились жить и работать в строгом соответствии с буквой и духом нашей Конституции. Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость», – отметил глава государства. Действительно, прошедшие годы, сколь бы сложными они ни были, раскрыли огромный потенциал Конституции, в том числе доказали её сбалансированное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества. Конституция как бесспорный каркас казахстанской правовой системы и ценностная платформа государства создала все предпосылки для развития и процветания Казахстана, который, по словам Лидера нации, является светским государством не только формально, но и по самой природе и духу всего казахстанского народа, сознание которого формируется на исторической веротерпимости. С этих позиций открывается новая перспектива: Казахстан своим примером демонстрирует всему миру, что разные народы, представители разных религий и верований вполне могут сосуществовать, развиваться и созидать рядом и вместе, друг с другом. Более того, Статья 1 Раздела I Конституции (Основного Закона) РК, устанавливающая, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», закрепляет один из принципов построения и функционирования казахстанского государства. Провозглашение в Конституции РК данного тезиса означает, что в республике не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В свою очередь, светские основы государственного устройства не противоречат принципам свободы совести в республике. Взаимоотношения государства и религиозных организаций, как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязи между институтами государства и религиозными объединениями, представляют собой специфическую сферу внутренней и внешней политики Республики Казахстан. Анализ конституционно-правовых норм светского Казахстана позволяет классифицировать все виды взаимоотношений государства с религиозными организациями, как-то: – отделение религиозных объединений от государства; – равенство всех религиозных объединений, легитимно действующих на религиозно-правовом пространстве республики; – светскость государственной службы и местного самоуправления; – светскость системы образования; – недопустимость прямого финансирования государством религиозных организаций; – запрет религиозным организациям на прямое участие в политической борьбе; – установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями. Государство в равной мере толерантно относится к исламу и православию, к конфессиям других вероисповеданий. Светское государство законодательно гарантирует и реально обеспечивает права граждан на свободное исповедание религии, ее распространение и пропаганду. Как светское государство, Казахстан характеризуется тем, что в нем религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства, которое в равной мере толерантно относится к исламу и православию, а также к конфессиям других вероисповеданий. Конституция не допускает деятельность политических партий на религиозной основе. Органы государственной власти формируются и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции страны. В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Конституции, международных актах и Соглашениях о правах человека. В преамбуле документа четко обозначается, что: «Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан». Действующее законодательство регулирует реализацию прав граждан Казахстана на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики, а также международными актами и соглашениями о правах человека. Иначе говоря, осуществление данного права не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие права и обязанности граждан перед государством. Вопрос веры или атеизма – вопрос частной жизни каждого. При этом государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями. Таким образом, светский характер казахстанского государства, являясь одной из основ конституционного строя, дополняет идеологический и политический плюрализм – духовным многообразием. Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в своей Конституции и текущем законодательстве закрепила ключевые принципы, в соответствии с которыми строятся отношения религиозных объединений и государства: отделение религиозных объединений от государства, принцип отделения государственной системы воспитания и образования от религиозных объединений, принцип законности. Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, а также не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. Отсюда следует резюмировать важный посыл – отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, – один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям. Государство и религиозные объединения – не равноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга; здесь всегда присутствует верховенство государства. Согласно действующему праву в сфере религии, на религиозные объединения не возлагается выполнение функций государственных органов; они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью. При этом свобода совести как конституционно-правовое понятие означает разрешенное и гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка. Сущность свободы совести сводится к наличию у человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так, как он считает необходимым в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка. Казахстанские граждане равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, независимо от отношения к религии. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии, или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством нашего государства. Также никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается только в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Религиозные объединения в рамках законодательства могут оказывать содействие и помощь государству в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности. Следует подчеркнуть, что конституционно-правовые аспекты светскости республики обусловлены соответствующими международно-правовыми документами. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что религия есть неотъемлемый компонент сложной системы человеческих взаимоотношений, своеобразная форма бытия, основанная на общечеловеческих ценностях и толковании происходящих вокруг событий в духе вечных моральных ценностей. Все мировые и традиционные религии учат человека любви, добру, состраданию, милосердию и справедливости. Вековая миссия мировых и традиционных религий – защищать и поддерживать духовный и этический ресурс человека и общества, дать нравственные ориентиры в изобилующем проблемами мире. Лидер нации неустанно обращает внимание на то, что ни одна религия не отрицает права каждого на счастливую, достойную жизнь; что в Казахстане сама политика государства, Конституция способствуют свободному развитию народов и религий; более того, эта политика проводится таким образом, что сами религиозные конфессии не могут ущемлять друг друга. Руководствуясь нормами Конституции Республики, Президент Нурсултан Назарбаев предложил миру уникальную и действенную программу духовного совершенствования и установления справедливого миропорядка путем диалога и согласия, выработки взаимоприемлемых позиций. Постулаты этой программы ясны и четки: лишь справедливый миропорядок может стать основой процветания человеческого общества; важен приоритет интересов всего мира, а не отдельных стран; в обновленной системе международных отношений не должно быть деления на большие и малые страны, на «хорошие» и «плохие» народы; новый мир должен стать миром всеобщего доверия и уважения, партнерства и диалога, радикальных инноваций в духовной сфере, черпающих свой потенциал в безграничных возможностях взаимообогащения культур, перемен в сознании, твердого соблюдения моральных норм и высших нравственных принципов. Призыв, посланный людям планеты с казахстанской земли, следовать высоким идеалам диалога и согласия, толерантности и гармонии, единения во имя взаимоуважения и сотрудничества, лежащим в основе всех религий, проповедовать ценности светскости и духовности набатом звучит сегодня по всему миру, вызывая глубокое убеждение, что он услышан и воспринят всеми Людьми Доброй Воли.
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.486 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |