Но в этом году к праздничному веселью примешивается особое чувство. Ведь официальный юбилей возрождения традиций Наурыза в нашей стране совпал и с годом двадцатилетия независимости. 15 марта 1991 года особым указом президента страны независимый Казахстан вернул «репрессированному» празднику его статус. А вот народная любовь весенний Новый год никогда не оставляла. |
И, как и сотни лет назад, мы вновь будем ждать в ночь накануне Наурыза появления легендарного Кызыр-аты, отведаем наурыз-коже и запасемся радостью на весь грядущий год, простив обиды, отпустив проблемы. В преддверии праздника свои поздравления казахстанскому народу адресовали и лидеры крупнейших религиозных конфессий Казахстана. Главный имам столичной мечети «Нур-Астана» Калижан Занкоев и митрополит Астанайский и Казахстанский Александр отметили, что идеи всеми любимого праздника созвучны современным задачам общественного строительства в Казахстане – всестороннему социально-экономическому развитию на основе духа братолюбия и взаимного уважения.
Открыть сердце весне, а двери своего дома семи гостям – на удачу. Отведать самых вкусных угощений. Выйти на главную площадь города или аула и под сенью белой юрты получить благословение длиннобородого аксакала. Веселиться от души и прощать старые обиды. Сегодня «вкусить» все главные составляющие самого веселого общенационального праздника – дело нехитрое. Детям независимости трудно даже представить себе, что, к примеру, в 1926 году миролюбивый Наурыз признали пережитком прошлого, религиозной «отравой» и праздником националистов. Репрессии на новый год по солнечному календарю закончились в 1988-м. Однако официальное признание Наурыз получил 15 марта 1991 года. Особым приказом президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем – «Наурыз мейрамы».
Счастливые вместе, казахстанцы равно радуются любому празднику, не разбирая, представителям какой национальности и какой конфессии он принадлежит. И к тому, что Новый год мы справляем дважды, все уже давно привыкли. Но, если разобраться, у самого главного праздника марта есть больше прав зваться мерилом лет, чем у чисто календарного рубежа – 1 января. Ведь это день, когда небесные светила после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь – год. В прошлом году Генеральная Ассамблея ООН признала 21 марта Международным днем Наурыз.
Традиции, накопленные предками, – главное богатство любого народа. Казахстан, породнившись со всем миром, тем не менее не сдал их в музей. Есть у любимого праздника и некоторые особенные моменты, которые через века близки сердцу каждого казахстанца.
Канун праздника – ночь с 21 на 22 марта – в народе издревле называлась ночью, в которую по земле ходит счастье. А старец Казыр-ата, одетый в длинную шубу, от соприкосновения с которой тает даже камень, обходит в эту ночь все дома, исполняя мечты. Ожидая его, люди оставляли на ночь на почетном месте две свечи, приговаривая «Одна лучина не станет светом».
– Пусть будет предстоящий праздник Наурыз для всех казахстанцев радостным и благим, – сказал главный имам столичной мечети Нур-Астана Калижан Занкоев в своей проповеди после пятничной молитвы. – Согласно традиции, в Наурыз принято накормить голодного и помочь обездоленному. В этот день люди встречаются друг с другом, разделяют веселье, готовят наурыз-коже. Все это объединяет людей, поэтому, если мы вместе справим этот праздник, это будет добром, потому что это объединяет все народы, проживающие в Казахстане.
– В древние времена в Наурыз мейрамы прекращались войны и междоусобицы, утихали споры и разногласия, прочь уходили взаимные обиды, – обратился к казахстанцам митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. – Идеи этого замечательного и всеми любимого праздника созвучны современным задачам общественного строительства в Казахстане – всестороннему социально-экономическому развитию на основе духа братолюбия и взаимного уважения.
Юлия ЗЕНГ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.648 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |