Сегодня в Караганде на линию не вышло около 150 автобусов третьего автопарка. Ситуация с пассажирскими перевозками стала еще хуже. |
В понедельник водители и кондукторы третьего автопарка устроили забастовку. На линию не вышли больше сотни автобусов с номерами «40», «43», «53», «19», «5» и «1». В результате тысячи карагандинцев не смогли вовремя уехать на работу и на учебу. «Вы все уволены!» Забастовка водителей и кондукторов началась спонтанно. Надо сказать, что ее могло и не быть. Народное недовольство вызвали неосторожно брошенные слова генерального директора третьего автопарка Арутюна Манукяна. В понедельник, 7 апреля, рано утром он увидел, что возле конторы собрались люди. Они явно были чем-то недовольны. Сначала г-н Манукян попросил их успокоиться и чуть позже прийти «на ту сторону автопарка», чтобы сесть и поговорить. Но работники не расходились. Поэтому он не выдержал и в сердцах заявил: «Тогда оставьте машины и уходите! Вы все уволены!». Люди восприняли эти слова всерьез и решили не выходить на линию. В результате многие карагандинцы, в основном жители Майкудука, не дождались нужных им автобусов. Большую часть бастующих составляли экипажи маршрутов №40, №43 и №53. Поэтому пассажирам пришлось добираться до работы и учебы на маршрутках, которые были забиты под завязку. Причем, во многих из них не действовали проездные билеты. Некоторые предприимчивые кондукторы автобусов средней вместимости тут же попытались воспользоваться ситуацией. Они убирали свои номера и ставили вместо них таблички с номерами отсутствующих на линии маршрутов. Естественное, это вызвало возмущение карагандинцев. Местные власти тоже были недовольны отсутствием на дорогах автобусов третьего автопарка. Правда, бастовали не все. По данным чиновников, выход на линию составил 30 процентов. Людей возили всего 50 автобусов из 170, которые перевозчик обычно выпускает в рейс. - Сегодня из-за вас встала практически вся перевозка по Майкудуку! – высказывал претензии бастующим заместитель акима города Кайрат Бегимов. – Люди не смогли уехать на работу. Если бы вы предупредили, мы бы приняли меры! Мы бы поставили другие маршруты! А то, что вы сделали – это незаконно! Подумайте, такие же люди, как вы, ваши родные и друзья, сегодня не доехали до работы и до дома. Но водителей и кондукторов это не волновало. Их больше заботили собственные проблемы, которые возникли после повышения тарифа до 80 тенге. «Мы не набираем план» Водители и кондукторы недовольны тем, что руководство автопарка установило для них непосильный план. Каждый день они должны собирать с пассажиров и сдавать в кассу предприятия 70 тысяч тенге. Такой лимит действует с нового года. До этого план был на 20 тысяч тенге меньше. - Условия работы у нас плохие, – говорит кондуктор 43-го автобуса Акылбек Шынгыс. – Когда повысили тариф,нам подняли план до 70 тысяч тенге. Первый месяц мы работали и провозили план нормально. А потом, когда появились студенческие и общие проездные, тяжело стало. Когда проезд стоил 50 тенге, все было нормально. А теперь люди из-за 80 тенге на нас срываются. Они думают, что это мы тариф подняли. Они не понимают, что это все начальство придумало. Коллеги его поддерживают и дружно уверяют, что новый план и в самом деле для них неподъемный. - Да, такой план возможно набрать, но только если не будет проездных, – уверяет водитель Данияр Досов. – Кто контролирует тиражирование проездных? Их слишком много. Бывает, что на остановке в автобус заходят 20 человек, из них у 18-ти – проездной и только двое платят деньги. Как нам быть? Работники автопарка рассказывают, что в кассе у них не принимают выручку, если план собран не полностью. Поэтому им приходится вкладывать свои деньги или занимать у родных и знакомых. Ведь без премии оставаться никто не хочет. Она, по словам водителей, составляет большую часть их зарплаты. - Вы наверно видели, у нас на входе висит объявление, – говорит водитель автобуса №43 по имени Абзал. – Так вот, если мы хотя бы 1 тенге не довезем, то нам урезается премия. И в итоге, в конце месяца, мы получаем только 50-60 тысяч тенге. - Да, – подтверждает его коллега с этого же маршрута. – Мы где-то на 10-15 тысяч тенге не набираем план. – Поэтому нам приходится вкладывать свои деньги. А если мы не будем вкладывать, то у нас не будет премии. А она у нас составляет 105-120 тысяч тенге в месяц. Их мы сразу лишаемся, если план не сдаем. Тогда получается, что мы получаем голую зарплату. А на что семью кормить? «Топлива нам не хватает» Второе требование бастующих касалось нормы выдачи топлива для заправки автобусов. Водители уверяют, что руководство автопарка на нем экономит. И экипажу частенько приходится заливать солярку за свой счет. Ведь если узнают, что машина сошла с маршрута – могут оштрафовать. - Понимаете, нам не дают положенный объем топлива, – рассказывает водитель Данияр Досов. – Вы наверно встречали такое, что на дороге автобус стоит с включенной «аварийкой», а второй приезжает, и к нему пересаживают людей. Пассажиры возмущаются, ругаются, даже, бывает, вызывают водителя на драку. Все автобусы, по слвоам Данияра Досова, заправляют внутри автопарка. Но не каждому из них хватает выделенной солярки. Особенно остро это чувствуется сейчас, когда перевозчик стал покупать новые автобусы. - Вы сами видите, что в автопарк привезли новую технику, – говорит инициативный водитель. – Но расход-то у каждого автобуса разный. Сами знаете, китайскую обувь покупаем, одна пара 39-го размера, другая – 40-го, но обе нам как раз. С автобусами примерно также. Одна машина потребляет 10 литров, другая – 40 литров. Я могу вам показать человека, который 50 литров горючего заливает в бак автобуса каждый день за свой счет. - Да, топлива нам не хватает! – кричит другой водитель из толпы, которая собралась вокруг журналистов. – Мы каждый день на улице стоим! - Я сейчас разговаривал с инспектором труда, – продолжает Данияр. – Меня спросили: сколько я зарабатываю? Я вам кажу. Мне начислили 200 тысяч тенге, из них уже почти половину штрафами забрали. Один раз ставили акт на 30 тысяч тенге, потом на 10 и еще на 30 тысяч тенге. Это обман народа! Дальше речь зашла о качестве обслуживания пассажиров. Работники автопарка согласны, что оно у нас довольно низкое. Но, оправдывая себя, говорят, что виной всему тяжелые условия труда. Ведь они за рулем по 12-13 часов в день. А голова забита мыслями о том, как набрать план, как не попасться на глаза контролеру, как не получить штраф и как погасить кредит из «урезанной» зарплаты. - Вы часто слышите, как водители между собой гоняются, нарушают правила дорожного движения, оскорбляют пассажиров. Это все результат стресса! – уверяет Данияр Досов. – Пассажиры жалуются, что цену проезда подняли, а сервис не улучшился. Я согласен с этим! Пусть прежний тариф в 50 тенге оставят! Пусть уменьшат тиражирование проездных и будет все хорошо! Пассажиры думают, что мы эти 80 тенге кладем себе в карман. Нет, мы себе в ничего не берем! «Штрафы были, есть и будут!» Ближе к началу рабочего дня в автопарк приехали полицейские, прокурор, чиновники из акимата и государственный инспектор труда. Сначала они беседовали с бастующими в неофициальный обстановке, стоя в коридоре конторы автопредприятия. А потом все решили перейти в другую часть автопарка, чтобы провести переговоры в актовом зале. Место в президиуме заняли власти и руководители третьего автопарка. Когда все водители и кондукторы собрались в зале, слово взял заместитель акима Караганды Кайрат Бегимов. - Необходимо, чтобы вы избрали старшего, – заявил замакима города Кайрат Бегимов. – А не так, что кучкой собрались, пошумели и разошлись. Будет очень много вопросов. Их необходимо изложить на бумаге. Для чего? Чтобы они были нами услышаны, записаны и мы на них могли предоставить вам ответ. Поймите, за один день ничего не решится! При этом вы должны помнить, что между вами и работодателем заключены договора, в которых стоят ваши подписи. Вы должны их соблюдать! Так чиновник пытался убедить работников автопарка прекратить забастовку. Даже намекнул на то, что она может считаться несанкционированным митингом. - Озвучьте наши требования! – кричали люди из зала, после чего к заместителю акима подошел инициативный водитель Данияр Досов с бумагой в руках. - Мы требуем снижение плана на 8-10 тысяч тенге, – стал перечислять он. – Пусть повысят норму топлива и уберут штрафы, которые накладываются контролерами на премию водителя. Мы требуем сохранять зарплату при сходе с линии. Это понятно. Техника может поломаться. Во время больничных тоже премия снимается. У нас есть яркий пример, когда у человека прямо на линии случился приступ аппендицита. Его прооперировали. А потом пытались наказать. Выслушав речь водителя, Кайрат Бегимов стал ему отвечать. Он заявил, что по поводу плана и нормы выдачи горючего пока ничего сказать не может. Это вопрос сначала следует проработать экономистам. А вот на счет штрафов позиция чиновника была однозначной: они нужны. - По штрафам – это инициатива наша. Вы сами знаете и видите, какие у нас автобусы ездят: и разбитые, и летают, водители по сотке разговаривают, и даже чай пить по ходу движения успевают! Штрафы были, есть и будут! Штрафы нужны, чтобы вы научились порядку! Наведите у себя порядок! Ездите нормально! - Мы из-за плана нарушаем! – стали кричать люди из зала. - Подождите! Не перебивайте меня! – повысил голос замакима. – Теперь что касается сохранения премии при больничном. Как можно платить премиальные за отсутствие на работе? Я – госслужащий. Если я отсутствую на работе, то мне премия не положена. Вообще я считаю, что все должно быть в правовом поле. Проработал – премия положена, нет – значит, не положена. Пока так! Этот разговор слышали Артур Григорян и Арутюн Манукян. Но никто из них не проронил ни слова. Правда, в конце собрания люди потребовали ответа от своего руководства. - Мы же просили вас снизить план! – кричали они из зала. - Почему я должен взять и уменьшить план?! – возмутился г-н Манукян. – А почему ты ни разу не сказал: «Манукян, почему у нас такой маленький план?» А дальше они принялся рассуждать о культуре обслуживания, которая после с ростом тарифа на проезд не повысилась. После собрания журналисты принялись задавать вопросы директору автопарка Артуру Григоряну. Но тот уходил от ответа. Единственное, из его слов было понятно, что идти на уступки работникам он не собирается. Водители тоже не намерены отступать. А страдают от этого простые карагандинцы, которым каждый день нужно ездить из дома на работу и обратно. P.S. Пока верстался номер, нам удалось узнать, что ситуация с пассажирскими перевозками в Караганде ухудшилась. Если в понедельник на линию вышло около 50 автобусов третьего автопарка, то во вторник их количество сократилось до 24. Это составляет около 20 процентов от того количества маршрутов, которые должны перевозить пассажиров.
Источник: Сайт газеты «Новый вестник»
Время загрузки страницы 0.977 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |