Разрушить инфраструктуру города, дестабилизировать существующую систему власти и физически уничтожать неверных - к таким радикальным действиям призывал своих учеников один из жителей Усть-Каменогорска, передает . Начать же путь вооруженного джихада приверженец крайне радикального ислама решил с убийства имама городской мечети «Мухамади». Предотвратить кровопролитие удалось благодаря своевременному прозрению одного из членов религиозной группировки и слаженной работе правоохранительных органов. Промывка мозгов для молодёжи В материалах уголовного дела, рассмотренного специализированным межрайонным судом по уголовным делам, к сожалению, нет информации о том, когда и при каких условиях сформировались нетрадиционные религиозные взгляды 57-летнего Болата Орумбаева. Но осенью 2010-го мужчина старательно искал возможность попасть на Северный Кавказ или в Чечню, чтобы поддержать воюющих там боевиков. Орумбаев, причислявший себя к воинственному религиозному движению «Братья мусульмане», твердо решил, что встанет на путь вооруженного джихада. |
Однако выехать за пределы страны мужчине тогда не удалось. Он вернулся в Усть-Каменогорск, где стал собирать вокруг себя молодежь. Именно на молодых людей Орумбаев делал ставку. Не скрывал, что с неопытным и горячим в силу возраста «материалом» работать легче, чем со стариками, которые, «услышав про джихад, тут же разбегутся да еще настучат кому надо». Искал сторонников среди парней, недавно приобщившихся к вере. Ради этого специально ходил в мечети.
В одной из них, мечети «Мухамади» на улице Пермитина, Болата Орумбаева многие хорошо знали. Слишком яркой и непримиримой личностью он был. Постоянно вступал в перепалки со здешним имамом по религиозным вопросам, заявлял, что тот неверно трактует нормы ислама. Служители мечети такие выпады своего прихожанина не одобряли, но и закрыть двери перед верующим тоже не могли.
Большая зачистка
Всего за пару месяцев Орумбаев собрал вокруг себя с десяток едва достигших совершеннолетия молодых людей. Собирались они на съемных квартирах в разных районах Усть-Каменогорска со строгим соблюдением правил конспирации. Адреса менялись: сегодня улица Бурова, завтра проспект Сатпаева. Лидер религиозной группировки был весьма осторожен: в разговорах по телефону кодировал опасные выражения, часто менял сим-карты.
Каждую встречу их духовный лидер продумывал до мелочей, обязательно подбирал экстремистскую литературу, которую скачивал из интернета. Обладающий сильным даром убеждения «учитель» знал, куда нужно бить: говорил о безработице, бедности, других проблемах государства, продажности судей и полиции. Все беды, подводил Орумбаев, от неверных, врагов ислама. Причем в его «черный список» угодила добрая половина человечества.
Себя Орумбаев провозгласил «амиром», этаким начальником, приказы которого должны неукоснительно исполняться.
Двойная игра
Как уже было сказано, среди врагов ислама, по разумению Орумбаева, оказалась практически вся государственная система Казахстана, от первого человека страны до служителей мечетей. Вот к последним усть-каменогорcкий экстремист относился с особой ненавистью. Настаивал на их физическом уничтожении. Начать джихад самозваный амир решил с убийства имама городской мечети «Мухамади».
Эта миссия была поручена одному из членов религиозной ячейки Орумбаева - Галыму Сарсенбаеву (имя и фамилия изменены). Однако поручение дало обратный эффект, на который Орумбаев не мог рассчитывать. Галым испугался, что его духовный лидер стал опасен для общества и, если его не остановить, может случиться непоправимое.
Парень обратился в соответствующие органы, где в подробностях рассказал о планах Орумбаева. Галыму предложили довести порученное ему дело до конца, но уже под прикрытием силового ведомства. За радикальным исламистом установили слежку, прокуратура дала добро на прослушку. В курс дела ввели и жертву готовящегося нападения.
Сам Орумбаев времени зря не терял: по своим каналам он приобрел охотничье ружье и патроны к нему. Чтобы сделать оружие менее приметным, собственноручно укоротил его, превратив в обрез. Готовясь к нападению, Орумбаев начертил подробный план внутреннего устройства здания мечети с указанием всех отходных путей. А незадолго до часа «Х» наставник вместе с исполнителем посетили пятничный намаз, где еще раз обдумали все детали.
Обрез Орумбаев вручил Галыму накануне намеченного дня. Сарсенбаев успел показать его силовикам. Чтобы исключить хоть какую-либо возможность использования данного обреза, специалисты вывели оружие из строя.
В день нападения Орумбаев дал исполнителю убийства еще и охотничий нож. Именно этим оружием амир велел поразить имама в сердце.
- Чтобы смерть его настала мгновенно и без мучений, как того требует наша вера, - добавил он, инструктируя ученика.
9 марта 2011 года после обеденного намаза имам вышел из здания мечети и направился к своему автомобилю. Сзади к нему подошел Галым Сарсенбаев. Угрожая священнослужителю ножом, он приказал тому сесть в машину и последовал за ним. За всем этим со стороны наблюдал Орумбаев. Он не знал, что нападение было инсценировано, и ничего не заподозрил, когда Галым сообщил, что убил имама за городом. Похвалил и велел уехать из города, затаиться на некоторое время.
Будет ли уроком?
Орумбаева взяли с поличным, когда тот выходил от Галыма с сумкой, где было оружие и запрещенные брошюры.
За пропаганду терроризма, распространение экстремистской литературы, организацию покушения на убийство и хранение оружия Орумбаева приговорили к 14 годам лишения сободы в колонии строгого режима.
Во время следствия вчерашние последователи амира от него отреклись и заверяли, что никаких радикальных взглядов не разделяют. Впрочем, как и их наставник. Непримиримый идеолог ваххабизма и последователь небезызвестного Саида Бурятского отрицал все обвинения в свой адрес и заявлял, что его, честного мусульманина, злонамеренно оклеветали. Однако доказательств его преступной деятельности было слишком много.
Сейчас экстремист отбывает наказание в местах не столь отдаленных. Однако кто даст гарантию, что он, как паук, не плетет паутину из-за решетки? Новейшая история уже знает примеры того, как проповедники на нарах собирали вокруг себя новую армию. Причем вдвое страшнее, чем на воле. Достаточно вспомнить вооруженный прорыв заключенных из Мангистауской колонии строгого режима ИУ-23 летом 2010 года и похожую попытку побега из колонии АК 159/21 на Балхаше в июле 2011 года. Тогда пришлось вводить спецназ и внутренние войска, чтобы утихомирить новоиспеченных религиозных фанатиков. Без жертв не обошлось.
В Казахстане неоднократно поднимался вопрос о создании специальной колонии для осужденных за экстремизм. Но дальше предложений дело пока не пошло.
Мария Грошина
Новостной сайт Усть-Каменогорска Время загрузки страницы 1.344 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |