Вопросы борьбы и эффективного противодействия коррупции актуальны во все времена и для любого общества. От степени решения этой злободневной проблемы напрямую зависит безопасность, благополучие и будущее любого государства. С момента обретения независимости в нашей Республике предпринимаются конкретные шаги по борьбе с коррупцией, как одним из негативных факторов развития современного общества. Разрабатываются и принимаются все более новые действенные законы, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией. О том, как ведется эта работа в налоговых органах Казахстана в беседе с нашим корреспондентом рассказывает председатель Налогового комитета Министерства финансов РК Ануар Джумадильдаев. |
- Ануар Серкулович, что Вы считаете главным для успешной борьбы с коррупцией в вашем ведомстве?
- С учетом имеющегося положительного опыта развитых стран мы совершенствуем нормативно-правовую базу, направленную на пресечение различных видов коррупции. Мы понимаем, что лучше бороться с причиной коррупции, а не со случившимся фактом, так как налоговики, по сравнению с другими государственными органами, больше контактируют с налогоплательщиками. Поэтому сотрудники налоговых органов больше подвержены риску совершения коррупционных правонарушений, и об этом свидетельствуют статистические данные. Так, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры в 2012 году по данным КПСиСУ правоохранительными органами возбуждены на 36 сотрудников налоговых органов 72 уголовных коррупционных дела. Из 72 уголовных коррупционных дел 29 возбуждено только в отношении 4-х сотрудников налоговых органов. При этом, 7 уголовных коррупционных дел возбуждены по материалам, выявленным налоговыми органами самостоятельно. Руководители налоговых органов, допустившие недостатки в организации работы по предупреждению и профилактике коррупции, должны быть привлечены к ответственности, так как в положениях о налоговых органах предусмотрена ответственность первых руководителей за организацию работы по противодействию коррупции. В налоговых департаментах действуют комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдению служебной этики. В 2012 году Налоговым комитетом рассмотрена ответственность руководителей, подчиненные которых осуждены за совершение коррупционных преступлений. В результате 10 начальников налоговых органов привлечены к дисциплинарной ответственности, 3 понижены в должности, 3 по собственному желанию уволились с налоговых органов, 2 переведены в другие налоговые органы.
В Послании Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркивается необходимость выступления государства и общества против коррупции единым фронтом. В связи с чем, в органах налоговой службы проводится постоянная планомерная работа по противостоянию коррупции, в том числе совместная работа с органами финансовой полиции по отдельным направлениям налогового администрирования и контроля.
- Известно, что в коррупционных правонарушениях участвуют две стороны - берущая взятку и дающая взятку. Как ведется работа по выявлению случаев дачи взяток налоговикам недобросовестными налогоплательщиками?
- В 2009-2012 годах, совместно с финансовой полицией, выявлено 25 фактов взяткодательства, по которым недобросовестные налогоплательщики, предлагавшие взятки сотрудникам налоговых органов, привлечены к уголовной ответственности.
Так, в 2012 году за дачу взятки в размере 20 тысяч тенге был приговорен к 3-м годам ограничения свободы индивидуальный предприниматель в Усть-Каменогорске - за проведение фиктивного хронометражного обследования. В 2013 году физическому лицу за дачу взятки в размере 30 тысяч тенге за непривлечение к административной ответственности его матери, которая является индивидуальным предпринимателем, назначено наказание в виде штрафа в размере 1 100 месячных расчетных показателей - 1 904 100 тенге.
Полагаю, что такие совместные мероприятия с органами финансовой полиции отобьют охоту у нечестных налогоплательщиков предлагать взятки сотрудникам налоговых органов, и станут мощным профилактическим средством по предупреждению попытки подкупа государственных служащих.
Как планируется вести дальнейшую работу по противодействию коррупции в налоговых органах?
- В марте текущего года на заседании Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью рассмотрена работа, проводимая Налоговым комитетом по борьбе с коррупцией. По итогам заседания совместным приказом с Агентством финполиции утвержден план мероприятий по противодействию коррупции в налоговых органах на 2013-2015 годы. Кроме того, Налоговым комитетом утверждены совместные приказы с АБЭКП по выявлению, предупреждению, пресечению лжепредпринимательской деятельности и по предупреждению, выявлению и пресечению преднамеренного, ложного банкротства. Думаю, что совместная работа с финансовой полицией по данным направлениям позволит минимизировать коррупционные проявления в действиях должностных лиц налоговых органов и приведет к дополнительному поступлению сумм налогов в государственный бюджет. В целях пресечения коррупционных проявлений в налоговых отношениях, Налоговым комитетом на основании Стратегии борьбы с коррупцией в органах налоговой службы РК утвержден перечень коррупциогенных сфер в налоговых отношениях и меры по устранению в них коррупционных проявлений на 2012-2015 годы. В 2012 году на основе данных информационной системы Налогового комитета проведена отработка коррупциогенных сфер по 4-м направлениям налогового администрирования и контроля, по результатам которых должностные лица налоговых органов, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности, а по отдельным фактам материалы переданы в органы финансовой полиции. Кроме того, нами проведена тематическая проверка в налоговом департаменте по Южно-Казахстанской области, где выявлены факты минимизации отдельными налогоплательщиками налоговых обязательств перед государственным бюджетом. По данным фактам финполицией возбуждены уголовные дела.
- Как можно минимизировать коррупциогенные контакты налоговиков с налоплательщиками?
- В целях исключения личного контакта налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов налоговое администрирование и контроль переводятся на автоматический режим. В частности, переведены на автоматический режим 23 налоговых услуги, такие, как: регистрационный учет налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности; регистрационный учет индивидуальных предпринимателей; подтверждение налогового резидентства; приостановление представления; продление срока и отзыв налоговой отчетности, и некоторые другие, в том числе выдача и переоформление лицензий на производство табачных изделий и алкогольной продукции. В автоматическом режиме предоставляются услуги по выдаче сведений об отсутствии налоговой задолженности посредством информационных систем налоговых органов и портала «Электронного Правительства». Действует система управления рисками (СУР), где отбор на проведение налоговой проверки осуществляется путем сосредоточения внимания на «недобросовестных» налогоплательщиках и, минимизации административного давления на добросовестных налогоплательщиков. Внедрена электронная система управления очередностью в центрах приема и обработки информации налоговых органов Алматы, и она будет внедряться в 2014-2015 годы в других налоговых органах.
На веб-сайте Налогового комитета создана «Электронная книга жалоб», где налогоплательщик посредством электронной почты дистанционно может подать обращение на неправомерные действия должностных лиц налоговых.
- Как ведется работа по реформированию налогового администрирования?
- В рамках совместного проекта со Всемирным банком нашим комитетом проводится работа по реформированию налогового администрирования в целях снижения потенциала для коррупции. Одним из наиболее важных мероприятий данного проекта является поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов граждан и создание центров по обработке данных налоговых органов - ЦОД, которые позволят заниматься налоговым администрированием, не тратя времени на рутинную работу, а также снизить риск коррупции, так как исключается непосредственный контакт налогоплательщиков и налоговиков. Начата работа по реинжинирингу бизнес-процессов в налоговых органах, что предполагает принятие системных мер, в том числе по противодействию коррупции в области аудита и лжепредприятий. Внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие введение упрощенного порядка ликвидации для отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, на основе заключения по результатам камерального контроля (без проведения ликвидационной налоговой проверки). Будут внедрены электронные счета-фактуры, которые вступят в силу с 1июля 2014 года.
Следующий шаг - это передача функции налогового аудита из налоговых управлений по районам и городам в непосредственное подчинение налоговым департаментам по областям и городам Астана, Алматы.
Кроме того, по всем процессам налогового администрирования и контроля будет внедрена система управления рисками, что позволит пресечь коррупционные проявления в налоговых отношениях, в целом, и приведет к прозрачной налоговой системе, позволяющей обеспечивать как интересы государства, так и налогоплательщиков.
- Спасибо за беседу.
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.218 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |