Теракт в Домодедово заставил задуматься: а насколько безопасны воздушные гавани Казахстана? В первую очередь этот вопрос актуален для самого крупного международного аэропорта Казахстана - в Алматы, пропускная способность которого - около 3 млн. пассажиров в год. Между прочим, в октябре прошлого года замсекретаря Совета безопасности Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН констатировал: охрана стратегических объектов республики не обеспечивается должным образом (см. «Антитеррор в теории…», «Время» от 16.10.2010 г.). По словам г-на Джанбурчина, на протяжении нескольких лет КНБ проводил эксперименты, которые позволили убедиться в этом. |
По его словам, только в талдыкорганском аэропорту служба безопасности пресекла пронос взрывчатки на борт самолета.
- В остальных аэропортах под чужими фамилиями, с чужими документами агенты проходили на борт самолета и проносили взрывчатку, оружие, - констатировал К. Джанбурчин.
Пассажиры и посетители воздушной гавани южной столицы наверняка заметили: в 2010 году здесь перестали проверять всех входящих в здание терминала. Хотя еще недавно на трех главных входах стояли металлодетекторы и сканеры багажа. Но в последнее время их убрали. Фактически любой мог спокойно и без досмотра зайти в здание аэровокзала, пройти регистрацию на рейс, сдать багаж, миновать паспортный контроль (читай: границу) и только лишь перед входом в зал ожидания на посадку пассажира пропускали через металлоискатель, а его ручную кладь - сканировали.
Зал встречающих - вообще отдельная песня. Туда - без всякой проверки. А ведь взрыв в Домодедово прогремел именно в помещении для встречающих.
Так было до недавнего времени.
Но нынче, войдя в терминал алматинского аэропорта, мы с фотокором удивились: металлоискатели и сканеры вновь появились на трех центральных входах в аэропорт.
- Раньше осмотр при входе был, - рассказал 1-й вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Кобланды ТУМЫШЕВ. - Но потом некоторые наши высокопоставленные пассажиры начали возмущаться: мол, аж четыре раза досматривают - сначала при входе в аэропорт, потом - фейс-контроль на регистрации, перед входом в зал ожидания - опять досмотр. И, наконец, при посадке в самолет службы аэропорта и сотрудники авиакомпании сличают фото и фамилию пассажира в паспорте и на билете. Поэтому в феврале 2010 года мы убрали две линии досмотра - на входе и фейс-контроль.
Впрочем, признается руководство аэропорта, сканирование влетает им в копеечку.
- Но разве на безопасности можно экономить?
- Конечно, нет. Потому мы без разговоров снова установили еще одну линию досмотра.
Досмотр при входе в здание терминала был снова введен в аэропорту совсем недавно - 20 января - в рамках подготовки к предстоящей Азиаде. Но после теракта в Домодедово руководство воздушной гавани Алматы подумывает: не сделать ли временное постоянным?
Мы испытали на себе, как работает служба досмотра аэропорта. На входе в терминал - первый уровень безопасности. Вежливо просят снять верхнюю одежду, провести сумки через сканер, а самим пройти через металлоискатель.
Проходим стойки регистрации в секторе международных вылетов. Тут белая пластиковая кабинка в человеческий рост. Сотрудники аэропорта поясняют: это камера для обнаружения наркотиков - последнее приобретение таможенников. Она еще не запущена, но, когда заработает, сможет выявлять даже тех пассажиров, которые соприкоснулись с обладателем «дури».
Перед залом ожидания - еще один металлоискатель и сканер.
- Почему здесь не просят снять обувь, как это принято во многих крупных аэропортах мира? - интересуемся мы у вице-президента МАА по безопасности Нурлана ЖУМАСУЛТАНОВА.
- По всей высоте наших сканеров металла установлены световые индикаторы, - отвечает он. - Если у пассажира при себе металлический предмет, индикатор загорится на той высоте, на которой находится этот предмет. Соответственно, если металл в обуви - световой сигнал пойдет снизу.
- А если в обуви - пластиковая бомба?
- У аэропорта есть своя кинологическая служба: собачки натренированы на поиск и такой взрывчатки.
И все же: насколько вероятна возможность теракта в алматинском аэропорту?
По словам начальника службы авиационной безопасности Ерсаина ЖУМАХАНОВА, накануне Азиады правоохранительные органы провели экзамен - без ведома персонала аэропорта пытались пронести в самолет муляж бомбы. Предмет был обнаружен уже на первом уровне досмотра.
В общем, будем уповать на то, что принятые меры безопасности уберегут от беды.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Алматинские таксисты:
Стыдно за московских «бомбил»!
Как сообщила Lenta.ru, через несколько часов после теракта таксисты, работающие в московском аэропорту Домодедово, подняли цены на свои услуги до 10-20 тысяч рублей, что вызвало бурю возмущения в России. Вот только некоторые отклики пользователей Twitter:
diramiis: Уважаемые террористы-смертники! В следующий раз, пожалуйста, взрывайте себя в Домодедово посреди таксистов.
AlekseiGrachev: Предлагаю собраться тем, у кого есть машины, и отправиться в Домодедово. Как минимум поможем доставить людей в больницы!
Алматинских «извозчиков» поведение московских коллег возмутило не меньше.
- Это какие-то варвары, голодные хищники! - говорит таксист, работающий в алматинском аэропорту. - Всевышний все видит и накажет их! Наоборот, людей надо было поскорей вывозить - да бесплатно! Такое благородное дело на небесах зачтется.
- Это настоящее вымогательство! - вторит ему другой «бомбила». - Я десять лет работаю в аэропорту, но о таком мерзком поступке впервые слышу. Думаю, наши таксисты на такое не способны. Говорите, домодедовские просили 700 долларов? За такие деньги можно долететь из Алматы до Москвы и обратно!
Виктор БУРДИН, Алматы
В международном аэропорту Астаны после трагедии в Домодедово введен двухуровневый досмотр пассажиров и встречающих.
Всех входящих в здание аэровокзала пропускают через рамку-металлодетектор, сумки и личные вещи «просвечивали» на специальном оборудовании. К слову, эта рамка использовалась в дни саммита ОБСЕ.
Второй уровень проверки - стандартный досмотр пассажиров при входе в зону посадки на рейс.
Руководители столичного аэропорта с журналистами не общались, сославшись на срочные совещания.
- В связи с событиями в Домодедово все подразделения МЧС с 25 января переведены на усиленный вариант несения службы, - подчеркнула начальник пресс-службы МЧС Светлана МУРАТБЕКОВА. - Это связано и с предстоящими VII зимними Азиатскими играми.
По информации МЧС, усиленные меры безопасности будут сохранены до завершения Азиады.
Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана
***
Карагандинский аэропорт Сары-Арка в соответствии с международными требованиями имеет все необходимое по правилам безопасности оборудование, в том числе - детекторы для обнаружения взрывчатых веществ.
Залы вылета и прилета оборудованы рамками и портативными металлоискателями, камерами видеонаблюдения. Тем не менее попасть в здание аэропорта, в общие залы для встречающих и вылетающих свободно может любой: на входе нет ни охраны, ни детекторов.
- В настоящее время в здания всех аэропортов Казахстана вход для встречающих и вылетающих свободный, - сообщила вчера пиар-менеджер аэропорта Сары-Арка Наталья КУТНЯКОВА. - Но, думаю, после событий в Домодедово меры безопасности будут усилены, в том числе в нашем аэропорту.
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда
***
После трагических событий в Москве все пассажиры и багаж в аэропорту Шымкента подвергаются более тщательному досмотру.
Организовано круглосуточное дежурство руководящего состава воздушной гавани для экстренного реагирования на случай возникновения ЧС, сообщили нам в службе авиационной безопасности аэропорта.
Одним из первых лайнеров, прибывших ранним утром 25 января в шымкентский аэропорт, стал борт из Москвы.
- Эти люди родились в рубашке, - говорит заместитель начальника службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Шымкент» Джаркинбек АЖИКАБИЛОВ. - Самолет вылетел из Домодедово за 23 минуты до взрыва. Будь какая-нибудь задержка - неизвестно, что было бы с пассажирами.
Московский теракт шымкентцев, похоже, не напугал: никто из вылетевших в российскую столицу, сегодня, 26 января, сдавать билеты не стал.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент
***
Сотрудники актюбинского аэропорта дорожат наличием досмотрового оборудования, которое кроме них есть только у коллег в Астане и Алматы.
- У нас в службе безопасности - 100 человек, работаем посменно. Но самое главное - у нас есть специальное оборудование, через которое мы ежедневно «гоняем» не только пассажиров и провожающих, но и всех наших сотрудников. То есть невозможно проникнуть в здание аэропорта, минуя досмотр, - заявил нам вчера заместитель председателя правления АО «Международный аэропорт Актобе» Владимир БЕЗРОДНЫЙ.
Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе
***
Руководство аэропорта Усть-Каменогорска приняло дополнительные меры безопасности в связи с террористическим актом в московском Домодедово.
- Разумеется, эта трагедия заставила всех нас еще раз задуматься о безопасности, - сказал нам вчера директор аэропорта Серик ОРАЗГАЛИЕВ. - На экстренном совещании приняли решение усилить досмотр как прибывающих, так и вылетающих граждан. Все необходимое оборудование у нас есть: ручные и стационарные металлоискатели, рентген.
Кроме того, по его словам, увеличено количество камер видеонаблюдения, за безопасностью следят и сотрудники транспортной полиции.
- Думаю, повода для волнения у горожан и гостей Усть-Каменогорска быть не должно, - резюмировал наш собеседник.
Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск
***
Аэропорт Петропавловска, без сомнения, является самой безопасной воздушной гаванью республики. Ввиду полного отсутствия как самолетов, так и пассажиров.
Оказавшись в плачевном состоянии из-за перебоев с электричеством, отсутствия материального снабжения и невыплаты зарплаты сотрудникам, аэропорт прекратил функционировать еще 8 декабря 2010 года.
За это время воздушная гавань приняла единственный рейс: 20 января самолет МЧС доставил в Северо-Казахстанскую область огонь Азиады. Его пассажиры и встречающие их журналисты обошлись без обязательного в таком случае досмотра личных вещей и багажа. Заместитель руководителя дирекции эстафеты огня VII зимних Азиатских игр Сарсен КУРАНБЕК заявил:
- Мы готовы были доставить огонь и наземным транспортом, но МЧС, проведя обследование состояния аэропорта, дало заключение, что летать можно.
Виктор БУРДИН, Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ,
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,
Акмарал МАЙКОЗОВА, Евгений ФОМИНЫХ,
Виктор МИРОШНИЧЕНКО
Сайт газеты «Время» Время загрузки страницы 1.274 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |