Электроэнергетика является базовой и социально ориентированной отраслью экономики, развитие экономики невозможно без развития энергетики. И одним из главных факторов ее эффективного функционирования служат государственный надзор и контроль. О том, как Госэнергонадзор обеспечивает энергетическую безопасность страны, осуществляет контроль над системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в интервью «КП» рассказал заместитель председателя Комитета государственного энергетического надзора и контроля Министерства индустрии и новых технологий Несипкул БЕРТИСБАЕВ. – Несипкул Бертисбаевич, если говорить о состоянии отрасли, какую оценку можно дать сегодня казахстанской электроэнергетике? |
– Техническое состояние электроэнергетической отрасли в настоящее время характеризуется рядом факторов, определяющих перспективную государственную политику ее функционирования и развития. Во-первых, это изношенность большей части оборудования энергоисточников и электро- и теплосетевых объектов. На ряде энергопредприятий продолжается эксплуатация оборудования, отработавшего свой парковый ресурс. Во-вторых, неэффективное использование установленного оборудования, значительная доля затрат на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии. Отличает отрасль и высокий уровень нормативных и сверхнормативных потерь при транспортировке электрической и особенно тепловой энергии, составляющий 15–20%, а по некоторым энергопредприятиям – 30 и более процентов. Нельзя сбрасывать со счетов наличие значительного разрыва между установленной и располагаемой мощностями на энергоисточниках, достигающего 4 030 тысяч киловатт, или около 20% от установленной мощности электростанций Казахстана, высокий уровень удельных расходов топлива на производство электро- и теплоэнергии. Плюс ко всему – низкий квалификационный уровень имеющихся ремонтных и строительно-монтажных организаций. Отмечены случаи повторной аварийной остановки оборудования, прошедшего капитальный ремонт.
– А в чем причины, на ваш взгляд?
– В сложившейся ситуации определенную роль играют низкая инвестиционная привлекательность отрасли, недостаточность собственных средств, особенно в электро- и теплосетевом секторах, связанная с низким уровнем тарифов, отток квалифицированных специалистов из-за невысокого уровня оплаты труда, недостаток нормативно-технических документов и инструкций, регламентирующих и стимулирующих повышение технической и технологической дисциплины, соответствующего уровня эксплуатации.
– Как государство и Госэнергонадзор в частности решают эти злободневные проблемы?
– Необходимо отметить, что прежде всего повышаются требования к обеспечению контроля над выполнением всеми энергопредприятиями, независимо от форм собственности, технических требований нормативных актов РК в сфере электроэнергетики, надлежащей эксплуатацией и техническим состоянием оборудования электростанций, электрических и тепловых сетей, а также энергоустановок потребителей. При реализации этих задач возникает ряд проблемных вопросов, решение которых позволит повысить эффективность системы Государственного энергетического надзора.
Так, осуществляя контроль над соответствующей эксплуатацией и техническим состоянием оборудования энергопредприятия и выдавая предписания, Госэнергонадзор должен руководствоваться действующими нормативно-правовыми, нормативно-техническими документами и инструкциями, но не заниматься их толкованием и разъяснением. В связи с этим возникает необходимость обеспечения Госэнергонадзора серьезной и достаточной законодательной и нормативной базой, методологическими и методическими документами. Кстати, в бывшем СССР их общее количество составляло почти 1 200 документов. Каждый из этих документов разрабатывался в целях обеспечения стабильной и безаварийной работы энергообъектов и безопасности работающего персонала. В то же время и мы не сидим, сложа руки. В 2012–2013 годах значительно расширилась нормативно-правовая база электроэнергетики. Вступили в действие такие основополагающие нормативно-правовые акты, как Правила устройства электроустановок и техники безопасности при их эксплуатации, Правила техники эксплуатации электроустановок потребителей и другие.
В настоящее время нормативная база для контроля и надзора в области электроэнергетики включает 42 нормативно-правовых акта и 96 нормативно-технических документов. Задачей энергопредприятий и потребителей энергии является строгое соблюдение технических требований этих документов. Кроме того, в целях реализации поручения Главы государства о создании четкой и эффективной системы организации контроля и надзора над работой объектов энергетики, данного на совещании 28 января 2011 года, Министерством индустрии и новых технологий разработан проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики».
Закон РК от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» предлагается дополнить нормами, регламентирующими организацию и порядок проведения проверок энергопроизводящих и энергопередающих организаций, а также потребителей, имеющих электрические сети напряжением свыше 0,4 киловольта. Законопроектом вводится институт контроля над межгосударственными перетоками электроэнергии и мощности, необходимого в целях исключения импорта электрической энергии, ограничивающего производство электрической энергии на электростанциях республики, работающих с инвестиционной составляющей, направленной на реновацию генерирующих мощностей, а также исключения экспорта электрической энергии, приводящего к образованию дефицита электрической энергии в республике. Сейчас проект закона находится на согласовании с заинтересованными государственными органами и в ближайшее время будет направлен в Парламент РК.
В Кодекс РК об административных правонарушениях предлагается ввести новые составы административных правонарушений в области электроэнергетики, актуальность которых вызвана динамикой развития отрасли, а также применение к некоторым составам административных правонарушений в области электроэнергетики, не представляющим повышенной общественной опасности и не повлекшим наступления вредных последствий, такого вида наказания, как предупреждение. Кроме того, в целях индивидуализации наказания предлагается введение градации некоторых составов административных правонарушений, в том числе по признакам неоднократности и наступления вредных последствий, а также усиление наказания в целях отождествления санкций.
Как видите, нормотворческая деятельность очень объемна и требует предельной скрупулезности, ее нужно систематизировать. А для этого представляется необходимым создание нового или на базе одной из существующих энергетических организаций Центра по разработке и переработке нормативно-технических документов, инструкций и методических указаний, а также их разъяснения с учетом достижений в науке и техническом прогрессе, изменений на отечественном и зарубежном рынках электроэнергии и оборудования.
– Судя по тем многочисленным задачам в масштабах страны, которые вы упомянули, сотрудники Госэнергонадзора должны быть профессионально подкованы в разных направлениях. Как удается решать кадровые проблемы?
– Вы правы, даже частично перечисленные мной виды производств и процессов отрасли по своей сути являются очень разноплановыми и значительно отличаются друг от друга технологиями, составом оборудования и механизмами, участвующими в них, происходящими физическими, химическими, технологическими процессами, квалификационным и профессиональным составом эксплуатационного персонала, а также техническими требованиями соответствующих нормативных актов и инструкций. Кроме этого на Госэнергонадзор возложены дополнительные задачи по контролю над эффективным и рациональным использованием энергии на предприятиях практически всех секторов экономики страны.
В то же время электроэнергетика, как и ряд других технологически насыщенных отраслей экономики Казахстана, подвергается усиливающемуся техническому прогрессу, внедрению в процессы производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии новых технологий, механизмов и приборов. Причем это оборудование главным образом поставляется из зарубежных государств. Все это диктует необходимость постоянного повышения квалификации как руководящего, так и инспекторского состава Госэнергондзора, повышения уровня информативного обеспечения внедряемых новых технологий и оборудования. Это является актуальным и для энергопредприятий.
Остро стоит сейчас вопрос о создании сети курсов повышения квалификации работников электроэнергетической отрасли. В последующем на базе этих центров возможно решение задач по проведению квалификационных проверок знаний энергетиков, соответствующих нормативно-технических документов.
– Все эти вопросы пока не получили разрешения?
– Сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении, тоже нельзя. Нами заключен меморандум о сотрудничестве с Алматинским университетом энергетики и связи, и уже второй год руководители управлений, территориальных департаментов и специалисты комитета проходят специализированные курсы повышения квалификации в университете. Применяется практика ротации кадров из регионов в центральный аппарат и наоборот для обмена опытом и знаниями. Но этого, конечно же, недостаточно, поэтому мы и говорим о необходимости более системных решений.
– Переходя к насущным проблемам, хотелось бы узнать, как проходит подготовка к зиме в регионах?
– Вопросам подготовки к предстоящему отопительному сезону Правительство и Министерство индустрии и новых технологий уделяют самое пристальное внимание. В регионах идет большая работа. В целях эффективной организации подготовки к осенне-зимнему периоду созданы соответствующие координационные штабы, на которых с участием представителей акиматов и энергопредприятий рассматриваются ход ремонтных работ и в целом подготовка региона. Заседания таких штабов прошли в Акмолинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях, городах Семее, Жезказгане и Аркалыке. Основные проблемы, которые можно выделить по этим регионам, – это отставание ремонта основного оборудования энергопредприятий от намеченного графика, медленные темпы работ по тепловым и электрическим сетям, продолжающиеся нарушения цикличности ремонта котлов, недостаточное финансирование ремонтных работ, особенно по тепловым и электрическим сетям.
Подготовка к зиме рассматривается на отраслевых селекторных совещаниях, проводимых Госэнергонадзором с участием представителей заинтересованных органов, всех акиматов и энергопредприятий республики. Эти вопросы выносятся также на правительственные совещания.
Все отмеченные проблемные вопросы будут учтены также во время совместных выездных проверок с государственными инспекторами Администрации Президента РК в августе – сентябре нынешнего года, по итогам которых будут определены регионы риска и приняты соответствующие меры по ним.
Роза АЛИЕВА
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.242 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |