Источник драгоценного натурального каучука рос как сорняк до тех пор, пока этим чудо-растением не заинтересовались в Европейском союзе. – На севере Казахстана дети раньше жевали гудрон, на востоке – смолу сосен (шайыр), а на юге страны – сок одуванчика (кок-сагыз), – говорит пресс-секретарь проекта Сулушаш Магзиева. – Насколько мне известно, когда президенту Нурсултану Назарбаеву рассказали о промышленном потенциале этого одуванчика, он его вспомнил именно в этом качестве. Вплоть до 1956 года одуванчик культивировался по всему СССР. Именно тогда советские граждане научились отваривать корни растения в домашних условиях, а в полученную жижу макали валенки – получалось калоши. Однако копеечная стоимость нефти заставила отказаться от выращивания. Спустя 50 лет, когда европейские ученые вспомнили об этом стратегическом растении, в Казахстан была направлена целая экспедиция. Поскольку одуванчик Taraxacum Kok-saghyz занесен в Красную книгу, понадобилось разрешение казахстанского правительства, чтобы вывезти семена. Спустя четыре года ученые в рамках проекта |
EU-Pearls потратили более 8 млн евро и вывели особый сорт одуванчика с промышленным потенциалом. Именно тогда они изготовили опытные шины из казахстанского одуванчика. Они оказались лучше, чем аналоги из каучука, полученного из гевеи бразильской.
Национальный координатор программ ЕС Камила Магзиева, которая некогда помогала европейским ученым, решила вернуть в Казахстан кок-сагыз и начать его сельскохозяйственную культивацию. Женщина учредила компанию, отыскала партнеров и уже в этом году в Узынагашском сельском округе Алматинской области будет высажено первое поле одуванчиков. Помогает ей в этом проекте дочь Сулушаш Магзиева.
– Компания Pirelli шлет нам ежедневно письма, – говорит Сулушаш Магзиева. – Они готовы будут поставить в Казахстане завод по производству шин, если мы будем выращивать каучуконосные растения.
Под уникальный проект был выделен грант Национального агентства по техническому развитию. Подсчитано, что с одного гектара одуванчиков можно получать сырье для 500 килограммов натурального каучука. Сейчас на мировом рынке тонна этого материала стоит 8 тысяч долларов. А для производства автошины требуется не менее 40% натурального каучука, или шесть килограммов сырья. Что касается авиационных шин или презервативов, то здесь уже нужен стопроцентный натуральный каучук.
– Поры каучука из одуванчика меньше, – комментирует Сулушаш Магзиева. – Поэтому они обеспечивают лучшую защиту от инфекции.
Впрочем, основная область применения каучука – это автошины. Ежегодный объем этого рынка в Таможенном союзе составляет почти миллиард долларов. В Казахстане уже провозглашены планы по созданию производства синтетического каучука в кластере нефтехимии. Если же у нас будет еще и собственный натуральный каучук, то это будет весомым конкурентным преимуществом. Казахстан может вырваться в мировые лидеры по производству автошин.
– Гевею бразильскую в XIX веке англичане перевезли в свои колонии в Юго-Восточной Азии, – говорит Сулушаш Магзиева, – и сейчас этот регион является монополистом в производстве каучука из бразильского дерева, экспортируя 92–95% натурального каучука в год. Технология сбора каучука с гевеи практически не поддается механизации, поэтому, чтобы обеспечить только нужды компании «Бриджстоун», 600 тысяч человек выходят каждое утро на сбор каучукового сока. В случае с казахстанским одуванчиком этот процесс можно механизировать. К тому же урожай можно собирать два раза в год.
Рустем ОМАРОВ, Интернет-фото, Астана
Сайт газеты «Экспресс К» Время загрузки страницы 0.647 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |