Казахстанцы регулярно обращаются в ОО «Казпотребнадзор» с жалобами на качество предоставляемых медицинских услуг и уровень оказываемого сервиса. В последнее время особую актуальность приобретает проблема огромных очередей на получение специфических медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, сообщается на сайте КазПотребНадзор. Как выяснилось, многие медицинские учреждения, которые получают госзаказ на услуги подобного рода, не имеют достаточной технической обеспеченности для оказания их всем нуждающимся в разумные сроки. В качестве примера можно привести региональный диагностический центр города Алматы (http://dcenter.kz). Как объясняет директор данного учреждения Ли Иван Иванович, единственный имеющийся аппарат МРТ может диагностировать в день только 18 пациентов. При этом по бесплатной государственной квоте проходят только 6 из них (три до обеда и три после обеда). Остальные места остаются для «платников» (цена около 12 тысяч тенге). В результате очередь на бесплатное обследование составляет не менее четырех месяцев. Такое распределение возможных мест между пациентами, проходящими лечение на платной и бесплатной основе, объясняется банальной необходимостью зарабатывать деньги. |
Другой пример – огромные живые очереди в Глазном институте города Алматы (Толе би 92А). При этом первичный прием осуществляется на платной основе, а своей очереди на операцию, либо дорогостоящие обследования людям приходится ждать месяцами.
Вышеприведенные примеры является не исключением, а широко распространенной по всей республике практикой.
В результате граждане имеющие право на бесплатное получение услуги, вынуждены ждать своей очереди, которая зачастую составляет несколько месяцев, либо проходить дорогостоящие обследования на платной основе. В их число помимо прочих входят участники и инвалиды ВОВ, ветераны-афганцы, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
В масштабах республики проблема затрагивает интересы сотен тысяч граждан – потребителей медицинских услуг. Только в Алматы в специализированной поликлинике ветеранов и инвалидов ветеранов и инвалидов Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, обслуживается около 32 800 человек.
Необходимо отметить, что принцип выбора государственного медицинского учреждения вне зависимости от места проживания фактически не работает. Это порождает ряд негативных последствий:
- Ухудшение здоровья граждан. Пациенты, по Закону имеющие право на лечение за счет государственных средств, которые не могут пройти обследование платно, вынуждены ожидать своей очереди месяцами. За это время их состояние здоровья может серьезно ухудшится.
- Дискредитацию усилий государства по оказанию качественной медицинской помощи. Расходы на сферу здравоохранения растут опережающими темпами. Однако из-за нерационального распределения госзаказа на специфические медицинские услуги, их качество практически не улучшается.
- Нездоровый ажиотаж. Вполне естественно, что многие граждане готовы прибегнуть к незаконным операциям для того, чтобы бесплатно пройти дорогостоящее обследование в разумные сроки. Это порождает базу для коррупционных нарушений.
Вызывает недоумение принцип выбора клиник для размещения госзаказа. Как показывает практика, во многих случаях госзаказ из года в год получают одни и те же медицинские учреждения, технические возможности которых серьезно ограничены. Как следствие, они в принципе не в состоянии должным образом оказать услуги, за которые платит деньги государство.
Очевидно, что госзаказ крайне выгоден для любой частной клиники. Таким образом, она получает гарантированное число клиентов и при этом не несет никакой ответственности за качество сервиса и качества услуг. Можно предположить, что в процессе определения медицинских учреждений, осуществляющих госзаказ, присутствует коррупционная составляющая.
Для изменения ситуации Казпотребнадзор предлагает:
- Соотносить возможности медицинского учреждения с объемом госзаказа. Если одна клиника не в состоянии осуществить госзаказ полностью, следует разделять нагрузку на несколько медицинских учреждений.
- Предусмотреть возможность получения гарантированного объема платной медицинской помощи в частных учреждениях по выбору потребителя. Сейчас государственные медицинские учреждения работают по госзаказу в неконкурентной среде. Как следствие, у них нет стремления оказывать услуги качественно. Если же они начнут конкурировать за госзаказ с частными клиниками, у них появится реальный стимул к росту.
Реализация предложения должна происходить следующим образом. На начальном этапе все заинтересованные частные мед учреждения должны на добровольной основе предоставить перечень услуг, которые они готовы осуществлять за фиксированные ставки, действующие на оказание соответствующих услуг по госзаказу. Список клиник для последующего добровольного выбора их населением должен доноситься до населения всевозможными способами (СМИ, Интернет, брошюры, листовки, информационные доски и т.д.). Средства за оказанные медицинские услуги, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи должны перечисляться всем клиникам, участвующим в предоставлении услуг по госзаказу в начале следующего месяца, исходя из количества обратившихся в медицинское учреждение граждан. Таким образом, у больных появится реальная альтернатива, а у государственных учреждений серьезная конкуренция.
- Ввести систему оценки качества предоставляемых услуг медицинскими учреждениями, выполняющими государственный заказ на те или иные услуги. В основании данного принципа должны лежать оценки посетителей клиники, оставленные через специально созданный интернет-портал. Последний, должен быть абсолютно прозрачным. В случае если доля негативных оценок составляет более 25%, данная клиника должна вноситься в своеобразный «черный» список медицинских учреждений и таким образом лишаться права участвовать в распределении госзаказа.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.504 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |