В Москве прошла презентация доклада «Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира». В исследовании приняли участие 303 эксперта из 63 стран мира. В опросе участвовали экономисты, финансовые аналитики, журналисты, ученые, топ-менеджеры и другие эксперты, имеющие прямое отношение к объекту исследования. |
Задача перед ними стояла архитрудная - взгляд почти на сорок лет вперед требовал не только глубочайшего анализа происходящего в мире и выявления тенденций развития, но и способности к политико-экономическому моделированию. При этом позицию исследователей и докладчиков временами можно назвать излишне оптимистичной: по их мнению, сколько-либо серьезных политических катаклизмов и межнациональных конфликтов не ожидается. В ходе обсуждения доклада участник дискуссии, представитель Института этнологии и антропологии РАН А. Ярлыкапов, отметил один важный факт: существенные общественные расколы, ведущие к внутренним конфликтам, возможны при ошибках в политике правительства. В то же время в сфере внешней политики, по словам директора Фонда «Институт посткризисного мира» Шиповой Е.А., приоритет уделяется т.н. «мягкой силе», исключающей открытую конфронтацию.
Отдельного внимания заслуживают прогнозы, связанные с энергетической сферой и перспективах научно-технического развития в ближайшие 40 лет. Так, по мнению экспертов, мир постепенно движется к «зеленой» энергетике, что в перспективе серьезно скажется на стоимости углеводородов. Технологии, использующие альтернативные источники энергии, уже существуют. Единственная проблема, осложняющая их использования – высокая стоимость и, соответственно, низкая рентабельность. Однако Казахстан, в импорте которого превалирует сырье, планирует удовлетворять 50% от потребности в энергетике за счет альтернативных источников энергии.
Главные изменения, на которых сосредоточились авторы доклада, касаются прежде всего экономических процессов, в результате которых меняются и будут дальше меняться роль и место государств в новой мировой экономике. Как сказано в докладе, «экономический кризис и продолжающаяся рецессия не снимают проблем несовершенства мировой финансовой системы и систем управления национальными экономиками с актуальной повестки дня, однако в горизонте 2050 г. на первый план выходят уже другие вызовы. Знаком времени станет передел сфер влияния в мире. Грядущие геополитические сдвиги приведут к заметному изменению баланса между различными центрами мировой мощи: ряду развивающихся стран удастся вырваться вперед и даже войти в число развитых экономик, а некоторым традиционным лидерам из числа «золотого миллиарда» предстоит утратить свои позиции». Нетрудно догадаться, что появление новых, более весомых в экономическом, финансовом и научном смысле государств ожидается прежде всего в Азии и Африке.
Более подробно авторы останавливаются на азиатском направлении. К настоящему моменту в Азии сложился кластер крупных экономик, который уже стал одним из полюсов экономической мощи. Как полагают эксперты, до 2050 г. Азия сохранит статус самого быстрорастущего региона мира. А это значит, что на мировой арене следует ожидать появления «новых азиатских тигров». Это Турция, Индонезия, Вьетнам, Иран и Казахстан. Но наиболее интригующе, по результатам исследования, выглядит ситуация с Республикой Казахстан, которая попала в топ-списки рейтингов исследования трижды.
Казахстан – единственное из постсоветских государств, вошедшее в первую пятерку претендентов на статус «новых азиатских тигров» и в список государств, которые сегодня не состоят в клубе G20, но могут показать неожиданный и мощный успех во временном горизонте до 2050 г. Кроме того, это единственная страна не из числа крупнейших экономик, которая вошла в топ-лист государств с наиболее интересным опытом стратегического планирования.
Но эксперты обращают внимание и еще на один интересный аспект – Казахстан осуществляет новый геополитический процесс – формирование полюсов силы в одном отдельно взятом регион, постсоветском пространстве, занимающем 1/6 часть суши. Более четырех лет назад, в разгар экономического кризиса, очертились контуры новой конфигурации пространства пост-СССР, где помимо Москвы появилось еще два центра притяжения, субрегионального влияния и конкуренции – Киев и Астана. Три крупнейших экономики региона демонстрировали три разных модели развития. Но с тех пор позиции Украины ослабли, а Казахстана – явно усилились, притом не только в глазах международного экспертного пула, но и в знаковых международных рейтингах. А это значит, что новый полюс на пространстве бывшего СССР – полюс с геополитическими амбициями, выходящими за национальные рамки, и экономической мощью, позволяющей вести экспансию, – фактически оформился.
Безусловно, к тому были объективные предпосылки. Как пишут эксперты, Казахстан имеет богатые природные ресурсы, в том числе огромные запасы нефти и газа, которые как минимум в ближайшей перспективе останутся весьма востребованными. Но обладает он и «рукотворными» ресурсами, например, относительно квалифицированной рабочей силой. Банковская система Казахстана быстро развивается, ее капитализация сегодня превышает 1 млрд долл. Согласно докладу МЭФ о глобальной конкурентоспособности, Казахстан занимает 72-е место в мире. В стране созданы оригинальные институты развития, позволяющие эффективно использовать государственные финансы и привлекать чпстные инвестиции как внутри страны, так и из-за рубежа. При этом необычной выглядит система планирования, применяемая в Казахстане. А.А. Захарова-Гаврилова, генеральный директор госкомпании «Зарубежгеология», подчеркивает долгосрочную перспективу в казахстанском стратегическом планировании. В СССР традиционно использовались пятилетки, Иран строит планы на 3-5 лет, тогда как Казахстан отдает приоритет долгосрочным планам, на реализацию которых уйдет несколько десятков лет. С учетом того, что в ближайшие десятилетия экспертами ожидается рост значения новых энергетических технологий и альтернативных источников энергии, подобный подход можно считать оправданным.
Свой вклад в развитие Казахстана вложила и внутренняя гетерогенность элит, отмеченная Д. Журавлевым, директором института региональных проблем. Внутренне неоднородная элита обеспечивает согласование общественных интересов и защищает общество от радикальных или же невостребованных направлений развития, поскольку формируется дополнительная система сдержек и противовесов. Эксперт отмечает, что внутриэлитистский баланс позволяет эффективно осуществлять долгосрочное планирование, не опасаясь «ухода» в сторону от заранее намеченной линии. На сегодняшний день СНГ становится сферой общих интересов всех стран, входящих в его состав. Казахстан является активным участником евразийской интеграции на постсоветском пространстве и при этом воспринимается как один из вероятных центров прорывного развития в Большой Азии. В качестве «нового тигра» Казахстан может стать локомотивом развития для центральноазиатских стран.
Последнее особенно важно, поскольку, как утверждают эксперты, сейчас прогресс локализуется по-новому – «очагами развития» – и не распространяется автоматически из центра (от передовых держав) на периферию – к развивающимся странам. В процессе регионализации все больше и больше представителей «периферии» отказываются от копирования англо-саксонской и вообще западной модели развития, ищут свои пути. Более того, «полевение» или «поправение» тех или иных государств показывают не только неперспективность примата политических процессов, но и требуют иного подхода, переоценки традиционных ценностей. И в этом отношении Казахстан может стать примеров для формирования новой политико-экономической карты мира.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.243 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |