25 июня в 20 городах Казахстана прошла акция Пивной дозор. Продавцам продуктовых магазинов и их работодателям необычным способом напомнили о том, что нельзя продавать алкоголь молодым людям, не достигшим 21 года, сообщает Zakon.kz. Вчера прошла акция Пивной дозор. Ее суть состоит в том, чтобы напомнить сотрудникам розничной торговли о существующем в Казахстане запрете на продажу алкоголя, в данном конкретном случае пива, молодежи, которой еще нет 21 года. Причем кому-то напомнили, а кто-то, как оказалось, и не владел точной информацией по этому вопросу. |
В Алматы акция прошла при поддержке акимата города и Управления по вопросам молодежной политики. Активное участие в ней приняли звезды казахстанского шоу-бизнеса, ну и сама молодежь - парни и девушки, не достигшие 21 года, в число которых вошли участницы конкурса «Мисс Алматы 2013». Их можно назвать главными героями мероприятия. На подростков была возложена задача: попробовать приобрести в магазине пиво.
Сценарий «Пивного дозора» был таков - молодой человек заходит в магазин, берет в холодильнике пиво и идет на кассу. Затем с покупкой или без нее выходит на улицу, где его ожидает «группа поддержки» (представители компании Carlsberg, СМИ, другая молодежь). И потом уже все вместе возвращаются в магазин, где либо проводят разъяснительную беседу с нерадивым продавцом (в случае, если пиво было продано), либо выражают свою благодарность за ответственный подход к работе. Во всех случаях работникам розничной торговли вручаются Памятки, в которых расписана суть акции и правила продажи алкогольной продукции, футболки с надписью «Пивной дозор». Также в посещенных магазинах, с разрешения их сотрудников, клеятся наклейки с предупреждением на казахском и русском языках о том, что нельзя продавать спиртное тем, кому нет 21 года.
Было организовано 5 маршрутов в пять районов города. Корреспондент портала Zakon.kz присоединился к маршруту №3. В состав этого «экипажа» вошли: директор по маркетингу Carlsberg Kazakhstan Людмила Якушина, солисты молодой казахстанской группы V-Alem, 4 участницы конкурса «Мисс Алматы 2013» и «жаждущий пива» 20-летний Мерей, студент.
Изначально предполагалось, что именно он будет посещать магазины с целью купить пиво. Однако уже в процессе решили поэкспериментировать. И в магазины, комбинируясь, ходили милые участницы Конкурса, которым также еще нет 21 года.
Менее чем за 2 часа участники 3-го маршрута посетили 9 продуктовых магазинов, расположенных по улицам Розыбакиева, Радостовцева, Джамбула и Кабанбай батыра. Итог: в 6 магазинах из 9 молодым людям продали пиво! Акция носила не карательный, а предупредительный характер, поэтому конкретное расположение и название посещенных магазинов отражены не будут.
Если говорить в целом по городу, то из 45 посещенных магазинов в 20 продали пиво молодым людям, не достигшим 21 года. Это менее 50 %. Данная акция проводится в стране с 2009 года. И если сравнивать с предыдущими результатами, то в прошлом году, например, в 50% из посещенных магазинов Алматы был нарушен запрет.
Подводя итог прошедшему мероприятию, президент Carlsberg Kazakhstan Виктор Семак отметил, что некоторые продавцы выразили сомнение в том, что им объясняли, некоторые честно признались, что не знали точно возраст, до которого нельзя продавать спиртное.
Акция показала, что проблема есть и ее нужно решать. 45% из 100% продаж спиртного подросткам - это серьезный показатель. Даже если молодые люди были подставными. А сколько подобных случаев происходит ежедневно. Между тем, термин «подростковый алкоголизм» уже принят официально…
- В прошлом году мы заметили, что вокруг большинства ВУЗов много наружной рекламы пива. Мы направили письма в компании с выражением своего негодования по этому поводу. Первая компания, которая нам ответила, была компания Carlsberg. Они первыми сняли свои билборды. С остальными компаниями мы сели за стол переговоров. И в течение двух недель все эти билборды были сняты. Например, от Атакента до ул. Байтурсынова (угол ул. Тимирязева), вниз по ул. Байтурсынова до ул. Сатпаева. Каждый университет был взят под своеобразное кольцо рекламы пива. Наружная реклама, особенно в период жары, очень сильно влияет на сознание. Мы не только об этом задумывались. В Алматы также открываются центры дворового досуга, подобные тем, что существовали в советский период», - отметил руководитель Управления по вопросам молодежной политики Санжар Бокаев.
Необходимо предпринимать меры, которые будут способствовать сокращению количества пьющих подростков. В том числе, как отметили некоторые звездные участники акции, можно было бы чаще проводить Пивной дозор.
Евгений Жуманов, телеведущий, актер:
- Сегодня у продавцов был стресс. И это хорошо, потому что у нас без стресса ничего не делается. Я согласен, что подобные акции нужно проводить чаще. И очень хорошо, что в акции приняли участие девушки. В последнее время я не мог не обратить внимание на то, насколько этот напиток стал популярным среди девушек.
Стоит проводить эту акцию как можно чаще, чтобы продавцы не расслаблялись. И чтобы дети до 21 года знали точно, что в магазине получат отказ.
Арстан Мырзагереев, финалист конкурса «SuperStar.kz»:
- До этой акции я даже не задумывался об этой проблеме. Сегодня же, проанализировав увиденное, понял, что это серьезная проблема и с ней нужно бороться. Потому что цепочка событий длинная – все мы знаем, что большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Мы сегодня увидели, что многие продавцы не знают, что до 21 года нельзя пиво продавать. По-хорошему удивили продавцы, которые категорически отказались продавать спиртное.
Я сам только сегодня узнал, что с 21 года можно продавать пиво. Правовая неграмотность – это проблема. Ее надо решать. Помогли бы ролики на телевидении.
Певец Али Окапов предложил еще один вариант борьбы с незаконной продажей спиртного подросткам:
- Я, как старший брат, как старший мужчина в семье, должен беспокоиться. Потому что моему брату 13 лет. Сам себя вспоминаю в эти годы и понимаю, что сложно углядеть за всем. И если в стране есть доступ к алкоголю несовершеннолетним – это очень страшно. Я уже терял близких из-за алкоголя.
Можно бороться с продавцами. Но мы все понимаем, что это навряд ли сработает на 100%. Я считаю, что помимо этой акции нужно предпринимать дополнительные меры. В России, например, есть наркоспецназ. Молодые люди, надев маски, уничтожают наркопритоны. Или еще пример, неделю назад я был на пресс-конференции по борьбе с ошибками в рекламе на казахском языке. Алматинские студенты уничтожали билборды с ошибками на казахском языке. Я думаю, что и в данном случае найдутся люди, которые помогут в борьбе с продажей спиртного подросткам. Конечно, не обязательно так, как наркоспецназ. А лучше сделать так, чтобы молодежь поняла, что пить – это не круто. Что если ты молод и у тебя большие планы, то алкоголь – не вариант.
Санжар Бокаев добавил, что результаты сегодняшней акции будут проанализированы. И будут предприниматься дополнительные меры по борьбе с существующей проблемой. В том числе нужна помощь полиции, чтобы участковые фиксировали конкретные случаи продаж алкоголя подросткам и принимали меры.
К слову, за продажу спиртного молодым людям, не достигшим 21 года, физические лица будут наказаны штрафом в размере 5 МРП. А предприниматели - от 20 до 60 месячных расчетных показателей, в зависимости от размера бизнеса. Почти в два раза больше придется заплатить при повторном нарушении.
Общее фото перед выездом «на задание»
Один из наших главных героев Мерей после посещения первого магазина. Работник магазина, продавшая пиво парню, не совсем адекватно отреагировала на появление «группы поддержки» и отказалась от общения...
Солисты группы V-Alem во втором по счету магазине, где также пиво продали подростку. Продавцы, двое мужчин, уже после того как их «пожурили», попросили удостоверение молодого покупателя, чтобы убедиться, что ему нет 21 года. После искренне пообещали, что больше так не будут
Магазин №3. Отправились три девушки - 17, 19 и 20 лет. Им продали 2 бутылки пива. К слову, в этом магазине продавец - совсем юная девушка. Она негативно отреагировала на появление улыбающихся людей, начавших ей объяснять, что она нарушила закон. Отказалась брать Памятку Пивного дозора, футболку и клеить наклейки в магазине не разрешила
Магазин №4 - первый, где 17-летней девушке и 20-летнему парню не продали пиво
Магазин №5 - и снова «удача»... или, скорее всего, неудача... Парню и девушке продали пиво...
Продавец магазина №6 шла к успеху, отказавшись категорически продавать пиво двум девушкам. Однако «сердобольный» покупатель, взрослый мужчина, вступился за юных «любительниц выпить» и продавец «сдалась». А между тем мужчину на улице ждала маленькая девочка - дочка или внучка...
Магазин №7 - и снова радость! 19-летняя героиня выходит с пустыми руками. Она всячески уговаривала, но продавец категорически отказалась продать алкоголь
В 8-м магазине, куда подростки отправились «толпой», продавец также оказалась ответственной. И даже дружные уговоры ребят, практически мольба, ее не сломили
А вот продавец последнего, 9-го магазина, как показалось, и не знала о существующем запрете. И после ухода шумной «группы поддержки» принялась читать Памятку. Что уже не плохо...
И вот итоговое фото у последнего магазина...
Евгений Жуманов первый раз выпил спиртное в 21 год, после возвращения из армии. Три года, как он не пьет вообще
Часть «улова»...
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 1.117 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |