Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Правдивая книга о системе школьного образования страны представлена широкой общественности



Правдивая книга о системе школьного образования страны представлена широкой общественности

 

Правдивая книга о системе школьного образования страны представлена широкой общественностиВ Алматы  широкой общественности  представлена книга  «Качество образования в мире и в Казахстане»  доктора педагогических наук, профессора, председателя правления Академии педагогических наук  Аскарбека Кусаинова.   Известному  ученому-компаративисту удалось сделать то, чего не сумели чиновники от образования: объединить казахстанское  учительство  и ученых, исследователей и деятелей, занимающихся образовательной политикой.  На презентацию книги пришли и самые обычные родители. Их объединяет  искренняя любовь к детям, школе, стране, в которой  они живут. Правдивая книга о системе школьного образования нашей республики, написанная  честным и принципиальным ученым, основоположником сравнительной педагогики в  Казахстане Аскарбеком Кусаиновым, не оставила никого равнодушным, в обсуждении проблем  казахстанской школы приняли участие все без исключения.

Что  нужно казахстанскому школьному образованию: реформы  или  новые программы, пересмотр модели системы 12?летней школы или подготовка учительских  кадров по примеру стран–лидеров в области образования? Ответы на  эти и другие вопросы можно найти  в   книге  «Качество образования в мире и в Казахстане»  Аскарбека Кусаинова.    Учительство  расхватывало  издание на лету, просили по несколько экземпляров. Неравнодушная позиция по волнующим сегодня казахстанскую  школу и общество проблемам  вызывает большой интерес и восхищение философской глубиной и энциклопедичностью знаний автора.  Не  в обиду ученым  в  нашей стране,  но  пока педагогическая  наука развивается однобоко, главным образом изучаются вопросы методики преподавания различных предметов и дисциплин. Такие издания необходимы  для педагогов?практиков.  Но в обществе  появилась потребность в фундаментальных исследованиях самой системы образования, современных проблем модернизации  школьного образования, организации и управления образованием, зарубежного опыта.


Поэтому появление такой  монографии – на злобу дня. Очень  важно, что данным концептуальным трудом  заинтересовалась родительская общественность. Ведь  образование  и  воспитание подрастающего поколения – задача  жизненно важная   для всех: от государственных мужей до родителей, от школьного учителя до ученого.  Все  понимают  актуальность этой задачи в современных условиях.  Уровень образования – отправная точка экономического и научно?технического прогресса, залог успешного развития государства и общества. Отставание в области образования прямо сказывается на конкурентоспособности страны, на национальных перспективах и государственной безопасности. Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Заслуга автора в том, что он впервые в педагогической литературе, причем написанной доступным языком и в популярной форме,  дает комплексный, системный анализ образовательного процесса в мире и в Казахстане.

Нельзя  не согласиться  с академиком  Национальной академии наук  Казахстана  Копжасаром Нарибаевым в том, что монография  читается  очень  легко,  проста и  доступна.   Она уже стала  настольной книгой  для широкого  круга  читателей.  Ведь  ни  одна сфера нашей жизни  не насыщена  эмоциями и переживаниями  так, как вопрос  образования  наших детей.

– Я мама, воспитываю троих детей. Мне  не все равно, в какой школе они  будут учиться. Вопрос образования наших детей очень  волнует  нас с мужем, – услышала я от своей подруги, которая  за один  вечер  прочитала  монографию  Аскарбека Кусаинова,  душой переживающего за дело своей  жизни.

 

Ценный «учебник»

«Качество образования в мире и в Казахстане» – очень ценный «учебник» по педагогике – достаточная редкость. Тираж всего  1000 экземпляров.  Монография  содержит богатый научно-исследовательский материал. Здесь  на основе анализа  результатов международных исследований оценки качества образования PISA, TIMSS, PIRLS за последние 10 лет выявлены страны-призеры, учащиеся которых стабильно показывают высокие результаты (Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зеландия и КНР), а также факторы, обеспечивающие их успешность.

Кроме того, проанализированы результаты исследований, проведенные сотрудниками компании McKinsey & Company по изучению системы школьного образования  25 стран для выявления различия в качестве и динамике развития. А также  определены 20 стран, имевших разные стартовые позиции и сумевших достичь значительных и устойчивых успехов. На основе исследований  выявлены шесть факторов, способствующих обеспечению качества школьного образования.  Одним из этих факторов  является достоверность оценки качества образования, которая стала самой волнующей для родительской  и педагогической общественности проблемой. Кто только не ругал  ЕНТ, разве что ленивый!

 

Не звоночек, а колокол

В  Казахстане в 2004 году впервые было осуществлено применение Единого национального тестирования  (ЕНТ). По мнению руководства Министерства образования и науки, оно должно было обеспечить объективную оценку качества знаний выпускников и абитуриентов и искоренить коррупцию в системе образования. Задача благородная. Но, как складывается в жизни, результаты последних лет  ЕНТ – не звоночек, а просто уже колокол. Качество знаний среднего выпускника общеобразовательной школы нашей страны на уровне ниже удовлетворительного. Это показало  ЕНТ прошлого года. В нем  приняли участие 117 432 выпускника школ, что составляет  75 процентов от их общего количества. Из них 36,8 процента (27,6 процента от всех выпускников) не преодолели пороговый уровень для поступления в вузы.  Средний балл ЕНТ по республике был 70,9. «Ни в одной стране мира  не применяется такая  форма проверки знаний,  как  ЕНТ у нас в  Казахстане, – пишет в своей монографии Аскарбек Кусаинов. – Весь  профессорско-преподавательский состав вузов Казахстана един в том, что качество знаний абитуриентов, поступивших в вузы, ежегодно снижается.  И одной из причин этого считаем внедрение самого примитивного метода тестирования знаний абитуриентов». Первоочередной  задачей   всех школьников, желающих продолжить учебу, является поступление в вузы. А поступить можно на основе ЕНТ. В конкурсе на получение образовательного гранта учитываются баллы по четырем предметам ЕНТ, кроме государственного языка. Для участия в конкурсе на присуждение образовательного гранта по результатам ЕНТ  необходимо иметь минимальный уровень – 60 из 100 ( по четырем предметам), а для поступления по гранту – 70 баллов из 100.  Большой процент из этих балов составляют баллы трех обязательных предметов для всех абитуриентов. Поэтому все старшеклассники в последние 2 года обучения занимаются в основном по сборникам тестов по обязательным трем предметам, независимо от того, хочет ли он в будущем стать медиком, химиком, журналистом, инженером и какую специальность он выбрал.

При такой постановке вопроса теряется значимость изучения предметов по выбору. Основы для того, чтобы стать медиком, инженером, филологом или финансистом, должны закладываться в школе. Только в этом случае можно подготовить высококвалифицированные  кадры на уровне ведущих университетов мира», – предлагает ученый.

Нынешняя методика проведения ЕНТ дает почти одинаковую возможность для поступления, скажем, на физмат университета выпускника обычной школы или профилирующего учебного заведения.   От  ЕНТ освобождены только призеры международных и республиканских олимпиад. А если абитуриент занял 20-е место на республиканской олимпиаде по химии? Это значит, что среди 200 тысяч казахстанских выпускников школ он стоит на 20-м месте по знанию химии. Но, согласно методике проведения ЕНТ, если он не покажет хорошие знания по трем другим обязательным предметам, то может не поступить на химфак университета. Разве это справедливо? Что остается вузам? Принимать  абитуриентов, которые  школьный  курс химии  на базовом уровне не освоили и из них готовить инженеров-технологов.

 

Что делать?

Для повышения школьного образования необходимо принять кардинальные меры в сфере управления системой образования. В первую очередь создать на базе Министерства образования и науки два министерства: Министерство образования и Министерство высшего образования и науки. Министерство образования, по мнению Аскарбека Кусаинова, должно инициировать принятие специального подзаконного акта – Государственной программы внедрения 12-летнего образования, так как  это огромная и ответственная работа.

–  Автором монографии Аскарбеком Кусаиновым  предлагается модель 12-летней школы 5+5+2 вместо 4+6+2, принятой в госпрограмме развития образования РК. Считаю его предложение очень серьезным и обоснованным как с точки зрения науки, так и жизни. Действительно, объем информации растет с каждым днем, потому содержание обучения, занятость детей по его усвоению растет так же. А, с другой стороны, низкое здоровье детей, экология, отношения внутри современной семьи отражают тот же кризис, что в школе, вузе, на рабочих местах, – говорит доктор педнаук, профессор, академик АН педнаук Казахстана Ляйля Мажитова.

 

Учитель как хирург

Статус педагогических кадров и уровень их профессиональной компетентности, по мнению  Аскарбека   Кабыкеновича,  один из важных факторов,  способствующих обеспечению качества школьного образования.

И проблема не только в зарплате учителя и его статусе, а  в его профессиональной компетенции и возрождения института  наставничества.

«Работу учителя надо сравнивать с работой врача-хирурга, – пишет Аскарбек Кусаинов. –  Если в школу придет учитель, скажем, физик, который плохо ведет занятия по физике и сам плохо знает  этот предмет,  его ученики никогда не будут знать этот предмет. И в будущем никто не из них не станет хорошим физиком. То есть от уровня ведения занятий каждого учителя зависит будущее наших детей».

Директор гимназии 159 им. Ы. Алтынсарина, Герой Труда Казахстана Аягуль Миразова сказала газете «Литер», что книгу ученого Кусаинова  читала с карандашом в руке. Ей импонируют его предложения по возрождению института наставничества. Учителя нуждаются в профессиональном диалоге. Директора школ должны больше внимания уделять работе с педагогами, а не административной деятельности. В школах необходимо создать условия для того, чтобы учителя учились друг у друга.

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 22
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.230 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>