Проблема качества дорог уже давно стала темой обсуждения номер один среди казахстанских автолюбителей. Известно, что ежегодно из госбюджета на автодорожную отрасль выделяются значительные суммы финансовых средств, направленные на ремонт и строительство автодорог. И средства успешно осваиваются подрядными организациями. Между тем ситуация по-прежнему остается нерешенной. Кроме этого, если раньше предметом злых шуток автолюбителей были дороги, соединяющие районные центры с областными, сельские округа с районными центрами, то в последнее время к обитателям и автолюбителям областных центров присоединились жители крупнейших городов республики, включая и столицу Казахстана – Астану. Многие на себе испытали и продолжают испытывать все прелести колдобин, ям, а где и в прямом смысле провалов дорожного покрытия. Риторический вопрос «Кто виноват и что делать?» в отношении «дорожной ситуации», похоже, так и останется без ответа. |
Приход весны постоянно связан с массовым таянием снега. В нашей стране параллельно с этим наблюдается и другой процесс – «таяние» асфальта. Вот и получается, что наша республика, находясь в центре Евразии и имея транзитный потенциал, так и не смогла приблизиться к решению вопроса о строительстве качественных дорог.
Между тем ежегодно из госбюджета на автодорожную отрасль выделяются значительные суммы финансовых средств, направленные на ремонт и строительство автодорог. Так, например, по информации пресс-службы Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, в 2013 году отремонтируют 9 тыс. км дорог. Однако строительство коснется в основном трех современных автодорог из Астаны в Актау, Алматы и Усть-Каменогорск. В текущем году планируется начать работы между городами Павлодар и Семей в рамках реконструкции маршрута Астана – Усть-Каменогорск. В прошлом году работы были начаты на двух участках общей протяженностью 76 километров.
Часть направления Астана – Актау, а именно участок Бейнеу – Шетпе протяженностью 300 километров уже реконструируется. Строительные работы на участке от Шетпе до Актау, протяженностью 177 километров, планируется начать в этом году. Кроме этого, на сегодня мы являемся свидетелями реализации масштабного транспортного проекта Западная Европа – Западный Китай, международного транзитного коридора общей протяженностью 8445 км, из которых по нашей стране пройдут 2787 км. Стоимость проекта составляет 825 млрд тенге. В послании Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» президент заострил внимание на данном проекте, отметив необходимость закончить его уже в 2013 году. И можно быть уверенным, что намеченные проекты будут реализованы в намеченные сроки.
Конечно, строительство транспортных магистралей является одной из первоочередных задач. Однако решая эти вопросы, не стоит забывать и о рядовых налогоплательщиках, которые, проживая в населенных пунктах, ежегодно сталкиваются с плохим качеством дорожного покрытия, а где и его полным отсутствием. К слову, дороги, соединяющие районные центры с областными, сельские округа с районными центрами, всегда были предметом злых шуток автолюбителей в адрес правительства и местной власти. Еще бы, ведь в Казахстане протяженность местной сети автомобильных дорог составляет 73665 километров, из них в среднем 51 процент асфальтирован, при этом в некоторых областях этот показатель не превышает даже 20 процентов. Как говорится, есть о чем задуматься и сделать соответствующие выводы.
Однако в последнее время наметилось значительное изменение относительно «географии шуток». Вот уже несколько лет как жители и автолюбители областных центров, а в последнее время и крупнейших городов республики, включая и столицу Казахстана Астану, испытывают на себе все прелести колдобин, ям, а где и в прямом смысле – провала дорожного покрытия. Кого при этом вспоминают недобрым словом владельцы «железных коней», все уже знают. Однако, как говорится, воз и ныне там.
Между тем плачевное состояние дорог не смущает глав местных администраций. Еще ни один аким не поплатился своим креслом за низкое качество дорожного покрытия в вверенном ему хозяйстве. И это верно, ведь почему градоначальник должен лишаться своего места за халатное исполнение своих обязанностей вверенных ему подразделений?
Конечно, сейчас знающие «эксперты» начнут апеллировать резко континентальным климатом в стране, большими расстояниями между местом проведения ремонта и нахождением дорожно-строительных материалов (песок, щебень и др.), а также отсутствием других составляющих и т.д.
Хотя мало кто обращает внимание на то, что подрядчики, в большинстве своем частные компании, в своем арсенале имеют технику советского времени, не заботясь о применении новых технологий и не предъявляя требований к профессионализму своих работников. Да и проверяющие структуры, принимающие объекты строительства, не изобилуют профессионалами своего дела. Вот и получается, что строят «спустя рукава», принимают «закрыв глаза», а автолюбители затем ездят по направлениям с широко раскрытыми глазами и засученными рукавами, готовые в любой момент заняться ремонтом своего «железного коня».
Однако в этом случае на память приходит старая народная мудрость: кто хочет делать – ищет возможность, а кто нет – ищет причину. И никто не задумывается, почему в Канаде, где отмечается идентичный с Казахстаном климат, дороги отвечают всем международным требованиям. Или взять, например, соседний Китай со схожими условиями, но с качественными дорогами. Вот и получается, что у специалистов других стран руки, как говорится, растут из нужного места, в то время как у наших «профессионалов» есть масса причин, мешающих воплотить мечту автолюбителей о качественных автодорогах.
Странно, но их поддерживают и наши градостроители, у которых постоянно есть отговорки: то снег в январе внезапно выпал, то неожиданно в марте стало тепло. Согласитесь, подобного рода аргументы больше напоминают детский лепет, который казахстанцы периодически слышат. Хотя за это время и ребенок уже становится зрелым человеком, готовым отвечать за свои слова. Вот и получается, что за 20 лет мы так и не научились строить транспортные магистрали, соответствующие международным стандартам, хотя пытаемся встать в один ряд с лидирующими странами мира. Вот интересно, по каким критериям мы будем конкурировать с развитыми странами: по качеству дорог или по непрофессионализму чиновников?
К слову, в 2005 году правительством республики была принята и утверждена Программа развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2006–2012 годы. Насколько успешно она была реализована – оставим на совести постоянно меняющегося правительства и местных градоначальников. Тем более что автолюбители уже дали оценку реализованного программного документа.
Однако на дворе уже 2013 год, а новой программы так и не было принято, хотя еще в прошлом году некоторые депутаты мажилиса Парламента выходили с предложениями о разработке программы развития местных дорог на 2013–2018 годы. Но, как видим, воз и ныне там.
Куаныш АЯЗБЕКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.230 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |