Депутаты Мажилиса в первом чтении одобрили законопроект по вопросам пенсионного обеспечения в РК с сопутствующими поправками ( «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения»), сообщает Zakon.kz. Модернизация пенсионной системы осуществляется во исполнение поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» и выступлении на расширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года. |
Адаптацию систем пенсионного обеспечения к меняющимся условиям осуществляют в настоящее время многие страны мирового сообщества.
Преобразование пенсионной системы актуально и для Казахстана. В настоящее время в связи с убыванием солидарной пенсионной системы и низкой эффективности накопительной пенсионной системы отмечается тенденция снижения ставки замещения пенсией ранее получаемых доходов.
Ставка замещения дохода совокупной пенсией в 2007 году снизилась до 35%. В последующие годы, на основе предпринятого по поручению Главы государства повышения размеров пенсионных выплат, она увеличилась до 47% (2011 г). В 2012 году эффект повышения оказался исчерпанным и ставка замещения снизилась до 44%.
Анализ текущего состояния пенсионной системы и прогнозов её развития, проведенный национальными и международными экспертами, привел к выводу о том, действующая модель не может обеспечить адекватный уровень пенсионных выплат и финансовую устойчивость пенсионной системы.
Коэффициент замещения ранее получаемого дохода совокупными пенсионными выплатами устойчиво снижается, что связано как с убыванием солидарной системы, так и с состоянием накопительной пенсионной системы.
В такой ситуации, для предупреждения бедности пенсионеров и сохранения ставки замещения на социально приемлемом уровне необходима модернизация действующей системы пенсионного обеспечения, которая будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения.
Все предлагаемые в рамках проекта Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» изменения, можно условно сгруппировать на три блока.
Первый блок охватывает вопросы, связанные с созданием по поручению Главы государства Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) на базе АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ выступит Правительство Республики Казахстан.
ЕНПФ будет единственной организацией осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, ведение учета индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений. По обязательным пенсионным взносам планируется сохранить обязательства государства по сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции.
Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком РК, Правительством РК и ЕНПФ. При этом инвестиционная стратегия будет утверждаться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ - консультативно-совещательным органом при Президенте РК.
Перевод пенсионных активов и накоплений граждан будет осуществлен в полном объеме. В законопроекте предусмотрены переходные положения, регламентирующие порядок перевода индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их пенсионных накоплений из НПФ в ЕНПФ.
Действующие НПФ сохранят собственные активы и смогут продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем или добровольного накопительного пенсионного фонда.
Добровольные накопительные пенсионные фонды вправе привлекать добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы, осуществлять доверительное управление добровольными пенсионными взносами, управлять пенсионными активами ЕНПФ, в качестве управляющих инвестиционными портфелями.
Национальный банк РК будет осуществлять пруденциальное регулирование деятельности добровольных накопительных пенсионных фондов.
Второй блок связан с переводом добровольных профессиональных пенсионных взносов в категорию обязательных для лиц, занятых в тяжелых и опасных условиях производства.
С учетом того, что численность работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, на 1 января 2012 года по данным Агентства РК по статистике составила 346,6 тыс. человек, можно говорить о том, что добровольная профессиональная пенсионная система не получила своего развития и, соответственно, не компенсирует риски, связанные с занятостью в особых условиях труда участников накопительной пенсионной системы.
Исходя из этого, предлагается дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) в размере 5% от фонда оплаты труда.
При этом работодатели будут отчислять ОППВ только по тем видам производств, которые отнесены к вредным, и только тем лицам, которые заняты в них. Перечень видов вредных производств и список профессий работников, занятых в них, будет утверждаться правительством и периодически пересматриваться (прогноз 135 тыс. человек).
В результате предлагаемых изменений не увеличится нагрузка на работодателя, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.
Кроме того, будет усилена заинтересованность работодателей в улучшении условий труда на производстве, так как от них будут зависеть расходы работодателей на обязательные профессиональные пенсионные взносы.
Третий блок связан с унификацией пенсионного возраста женщин
Пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать:
- базовую пенсию,
- солидарную (трудовую) пенсию из бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этом со временем размер трудовой пенсий может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа,
- накопительную пенсию из НПС в относительно небольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.
По прогнозным расчетам, размер получаемой пенсий женщин будет составлять менее 40% от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии.
В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсий из НПС.
Ожидается также, что к этому времени в результате проведения структурных преобразований в НПС и повышения эффективности управления пенсионными активами увеличится инвестиционный доход, перечисляемый на индивидуальные пенсионные счета.
В соответствии с мировой практикой и отечественным опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно.
Это позволит:
- во-первых, провести его безболезненно для лиц, предпенсионного возраста. Например, женщины, достигшие 58 лет, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, через год или в 59 лет;
- во-вторых, психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям (для поколений, которые будут выходить на пенсию в 63 года);
- в- третьих, принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин. Правительство планирует разработать и реализовать специальные меры содействия занятости для женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, самозанятых и безработных, а также женщин предпенсионного возраста.
Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы.
Принятие вышеуказанного законопроекта потребует одновременного (последующего) приведения в соответствие 10 кодексов и 26 Законов.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 1.119 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |