Меры антикризисного реагирования Правительства для обеспечения устойчивого экономического роста и занятости обсуждены сегодня в Мажилисе на Правительственном часе под председательством вице-спикера Палаты Кабибуллы Джакупова, сообщает пресс-служба палаты. С докладом на эту тему перед депутатами выступил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев (тезисы): |
В условиях слабого роста мировой экономики темпы роста сложились несколько ниже запланированных параметров. Невысокие темпы в отраслях производства товаров были компенсированы сферой услуг. Рост оптовой и розничной торговли составил 14,6%. На фоне сокращения спроса на казахстанскую экспортную продукцию основным фактором роста экономики стал высокий потребительский спрос и наметившееся оживление инвестиционной активности в стране. Объемы инвестиций в основной капитал выросли на 3,8%. Темпы роста строительства составили 2,9%. Несмотря на замедление мирового спроса, внешнеторговый оборот страны увеличился на 9,8%. Экспорт товаров увеличился на 5,3%, импорт - на 20,2% к аналогичному периоду прошлого года. Росту экономики способствовала стабильная макроэкономическая ситуация. Инфляция в годовом выражении в 2012 году составила 6,0%, что на 1,4 процентных пункта ниже уровня прошлого года (7,4%).
Улучшается также социальное благополучие граждан страны. Реальные денежные доходы населения за 2012 год выросли на 6,8%, реальная заработная плата увеличилась на 6,9%. Ситуация на рынке труда остается стабильной. Уровень безработицы сложился в декабре на уровне 5,3%.
Вместе с тем, проведенный анализ ситуации в мировой экономике показал, что, несмотря на прогресс в преодолении ряда проблем сохраняются системные риски, способные в любой момент ухудшить текущие тенденции. По нашим оценкам, рост экономики в 2013 году должен быть более стабильным.
Для обеспечения запланированных темпов роста и снижения негативного влияния внешних рисков на экономику Казахстана разработан Пошаговый антикризисный план для обеспечения стабильных макроэкономических условий и сохранения роста экономики на 2013-2015 годы. В начале февраля он был обновлен и учитывает возможные сценарии развития в зависимости от развития мировой экономики и мировых цен на нефть и металлы.
В частности, рассмотрены 3 сценария развития: базовый, пессимистический 1 и пессимистический 2. Антикризисный план предполагает принятие контрциклических мер антикризисного реагирования, носящих упреждающий характер.
В рамках базового сценария развития Правительство будет проводить прагматичную экономическую политику, которая должна обеспечивать динамичный рост на запланированном уровне, на основе диверсификации экономики, вовлечения широкого предпринимательства, активизации инноваций и создания новых рабочих мест.
Для обеспечения макроэкономической стабильности будут разработаны новые подходы к сбалансированности бюджетной политики и повышению эффективности госрасходов.
Для поддержания государственного долга на умеренном уровне и стабильности государственных финансов планируется сдерживание роста дефицита бюджета и ненефтяного дефицита относительно ВВП. Будет обеспечен контроль за ростом долга квазигосударственного сектора.
Продолжится политика накопления нефтяных доходов в Национальном фонде и их рационального использования для стратегических целей развития страны.
Основной задачей налоговой политики в 2013 году станет повышение эффективности налоговых льгот в целях стимулирования приоритетных секторов экономики.
В условиях слабого роста в развитых странах будет усилена работа по диверсификации экспорта и источников экономического роста.
Ожидается, что увеличение инвестиций в капиталообразующие отрасли как строительство, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство, ЖКХ позволит обеспечить рост экономики и даст дополнительный импульс развитию отечественной стройиндустрии и металлургии, а также созданию новых рабочих мест.
Будут поддерживаться расходы на приоритетные сектора экономики, обеспечивающие наибольший мультипликативный эффект.
По поручению Главы государства будут профинансированы крупные индустриальные и инфраструктурные проекты, которые дополнительно окажут мультипликативный эффект на рынок труда и рост экономики. В рамках данной меры будет осуществляться полномасштабная реализация Государственной программы по индустриально-инновационному развитию, развитию АПК, транспортной инфраструктуры.
Кроме этого, считаю, что основным фактором развития экономики должен стать рост внешних и внутренних инвестиций, особенно в несырьевые сектора экономики.
Привлечение новых прямых инвестиций и поиск капитала на внешних рынках станут приоритетом экономической политики в этот период. В этих целях предусматривается активизировать процессы государственно-частного партнерства, оптимизировать систему контрольно-разрешительной практики.
Основной задачей Правительства в данный период будет финансирование расходов на выполнение социальных обязательств государства в полном объеме (социальные выплаты, заработная плата).
В настоящее время во исполнение поручения Главы государства, озвученного на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2013 года, Министерством разрабатывается Дорожная карта антикризисного реагирования. В ней будут конкретизированы и детализированы мероприятия, направленные на обеспечение занятости и роста экономики в кризисных условиях.
Основными направлениями дорожной карты станут вопросы трудоустройства самозанятого населения, противодействия незаконной внешней миграции и оптимизация расходов государственного бюджета на приоритетные направления в частности финансирование социальных объектов и обеспечения занятости населения.
В республиканском бюджете на 2013 - 2015 годы на мероприятия, способствующие занятости, предусмотрено в 2013 году - 1,2 трлн. тенге, в 2014 году - 1,2 трлн. тенге, в 2015 году – 931,3 млрд. тенге.
При этом считаем, что основным инструментом поддержания занятости и устранения имеющихся диспропорций на рынке труда должна стать реализуемая в стране Программа занятости 2020, в рамках которой в трехлетнем периоде будет обеспечена занятость более 300 тыс. человек.
В рамках Дорожной карты в качестве упреждающих мер предполагается осуществить ряд дополнительных мероприятий. Основной упор будет сделан на реализацию проектов по текущему и капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры, в ходе исполнения которых будут создаваться не только временные рабочие места, но и постоянные:
- текущий и капитальный ремонт социально-культурных объектов;
- текущий и капитальный ремонт дорог местного значения;
- реконструкция, текущий и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- благоустройство.
Для выполнения объемов работ, не требующих профессиональной квалификации, будут задействованы местные жители, в том числе самозанятое население.
Финансирование таких мероприятий, с учетом практики Дорожной карты занятости 2009-2010 годов, будет осуществляться на принципах софинансирования (республиканский и местный бюджеты, средства заинтересованных частных лиц и компаний).
В целях предоставления возможностей для получения микрокредитов малообеспеченным гражданам, у которых отсутствует в достаточном объеме залоговое обеспечение, будет усилен такой компонент Программы занятости-2020 как микрокредитование сельского населения.
Это позволит обеспечить дальнейшее развитие предпринимательства на селе, а также обеспечит переток определенной части самозанятых в наемные работники.
Противодействие незаконной внешней миграции станет одним из основных направлений Дорожной карты.
Масштабы нелегальной миграции ежегодно достигают до 200-300 тыс. иностранцев.
В настоящее время в Мажилис внесен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции», который предусматривает легализацию и совершенствование порядка привлечения отдельных категорий трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, а также упорядочение уплаты иммигрантами индивидуального подоходного налога за работу у физических лиц.
Законопроект четко определяет виды деятельности, на которые иностранным гражданам выдается разрешение на осуществление трудовой деятельности у физических лиц.
В целях усиления контроля и противодействия незаконной внешней миграции предстоит разработать Комплексный план по решению проблем миграции, предусматривающий внесение изменений в законодательство в сфере миграционного контроля, совершенствования межведомственного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции. Также предполагается внесение изменений в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» в части изменения порядка осуществления проверок в сфере миграционного контроля.
Также, в настоящее время Правительством проводится работа по определению приоритетных направлений финансирования строительства социальных объектов. Это, прежде всего, решение проблем трехсменных, аварийных школ, и объектов здравоохранения и других социальных объектов.
Для финансирования Дорожной карты предусматривается проведение оптимизации расходов республиканского бюджета с перераспределением средств на приоритетные направления, обеспечивающие рост экономики и занятость населения.
В соответствии с Бюджетным кодексом, по итогам первого квартала текущего года для определения возможности финансирования условно-финансируемых расходов будет проведен анализ и внесены предложения по уточнению параметров социально-экономического развития и республиканского бюджета.
Дополнительно при наступлении крайне пессимистического сценария развития будут применяться контрциклические меры, предусматривающие рост государственных расходов для частичной компенсации падения спроса со стороны домохозяйств и бизнеса.
Для удержания годовой инфляции в коридоре 6,0-8,0% Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан будут предприниматься антиинфляционные меры.
В целях обеспечения стабильности курса тенге Национальный Банк будет использовать золотовалютные резервы. При сокращении резервов ниже приемлемого уровня в качестве исключительных мер предусмотрены меры валютного регулирования по ограничению оттока капитала из страны.
Для поддержания ликвидности БВУ Национальный Банк в значительной степени расширит для банков «окно рефинансирования» за счет расширения перечня залогового обеспечения при предоставлении ликвидности банкам.
Будут предприниматься меры по недопущению ухудшения качества ссудного портфеля БВУ.
Будет продолжена работа по развитию действенных механизмов контроля со стороны государства за состоянием государственного и квазигосударственного долга, включая меры по ограничению роста заимствования.
Для обеспечения социальной стабильности помимо выполнения всех обязательств государства по социальному обеспечению, будут предприниматься дополнительные меры по недопущению роста безработицы и оказанию поддержки социально-уязвимым слоям населения.
Правительством на постоянной основе проводится системный мониторинг ситуации в мировой экономике и оценка влияния мировых тенденций на экономику Казахстана.
Еще в 2008 году мы создали Систему оперативного мониторинга страны и мировой экономики. На ежедневной основе отслеживается ситуация в мире, на международных финансовых и товарных рынках, проводится мониторинг состояния ключевых секторов экономики страны, и внедрены пороговые индикаторы устойчивости экономики страны.
Таким образом, Правительством РК принимаются все необходимые меры, для обеспечения запланированных темпов роста экономики, обеспечения макроэкономической стабильности в стране.
После содоклада председателя Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжаны Карагусовой, ответов министра на депутатские вопросы заключительным словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса Кабибулла Джакупов.
По итогам Правчаса парламентарии с учетом депутатских замечаний и предложений приняли соответствующие Рекомендации.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.657 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |