Внутренняя миграция казахстанской молодежи не случайно была изучена на примере Алматы. В южной столице проживают и обучаются молодые люди из самых разных регионов страны, при этом из года в год их численность только увеличивается. Однако назвать точное количество молодых мигрантов, проживающих в Алматы, практически невозможно. Откуда, почему и зачем молодежь едет в большие города, попытались выяснить исследователи Центра анализа общественных проблем. |
исследования показали: свыше 70 процентов всех приезжих в Алматы – молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Больше половины из них переехали в мегаполис из сел и малых городов. При этом всего 12 процентов молодых мигрантов официально зарегистрированы в Алматы.
– Начиная с 2010 года фонд выделил около 121 миллиона тенге на реализацию 200 проектов, направленных на поддержку молодежи, – рассказала координатор программы «Молодежные инициативы» фонда Сорос-Казахстан Сауле Меирманова. – Именно в ходе их реализации возник ряд проблем, которые натолкнули нас на необходимость разделения молодежи по группам с определенными потребностями и нуждами. Так у нас появилась категория «молодые мигранты», о которой, по сути, никакой информации не было.
Главной задачей исследования и стало знакомство с этой категорией молодых людей. Исследование проводилось в 2012 году, в опросе приняла участие тысяча молодых внутренних мигрантов в возрасте от 14 до 29 лет.
– Больше всего поразил тот факт, что внутренние мигранты – категория молодежи, которыми в стране никто не занимается – ни государство, ни гражданское общество, ни международные организации. Это достаточно большая социальная проблема на данный момент, – отметила Меирманова.
По словам экспертов, на сегодняшний день ни один государственный орган не владеет информацией о том, сколько внутренних мигрантов проживает в Алматы и сколько среди них молодежи. При этом ужесточение штрафных санкций для тех, кто живет в городе без регистрации, не приводит к снижению миграционных потоков.
«В Алматы с каждым годом молодых мигрантов становится больше – такова реальность, с которой необходимо считаться. Их проблемы необходимо решать на месте, а не надеяться вернуть их в села», – утверждают эксперты. К слову, большая часть респондентов заявила, что не планирует, по крайней мере в ближайшие годы, возвращаться назад.
– Несмотря на то, что в Алматы есть два государственных органа, занимающихся вопросами молодежной политики, проблемы молодых мигрантов не попадают в сферу интересов ни одного из них, – заявила директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.
Как отмечают общественники, эти учреждения в большей степени занимаются парадной стороной молодежной политики и молодым людям, приехавшим в Алматы из других населенных пунктов, ничего не остается, как решать свои проблемы самостоятельно. Основные заботы молодых мигрантов, как выяснили исследователи, связаны с приобретением жилья, трудоустройством и поступлением в учебные заведения. Ну а главная причина всех бед приезжих – отсутствие городской прописки. Как выяснилось в ходе опроса, всего 12,5 процента респондентов официально зарегистрированы в Алматы. Большинство же остаются прописанными по прежнему месту жительства, им то и приходится сложнее всего в мегаполисе. Отсутствие регистрации не дает им возможности официально устроиться на работу, а молодым семьям – встать в очередь на жилье и вписать детей на очередь в садики. А хуже всего то, что, не имея прописки, постоянного места жительства и стабильной работы, некоторые из них идут на преступление.
Неутешительными получились ответы респондентов на вопросы касательно жилищных условий. Так, больше половины участников опроса живут в арендованных квартирах или домах по 4–5 человек или даже по нескольку семей. Чуть меньше 10 процентов проживает с родителями или родственниками в собственной квартире. Почти 16 процентов студентов, не получивших место в общежитии, живут у родственников, а 2 процента по месту подработки к стипендии, чаще это автомойки.
В ходе опроса исследователи выяснили, что 44,7 процента приезжих являются наемными работниками, но лишь 20,3 процента из них оформлены официально, больше 30 процентов работают на основе устной договоренности и 5 процентов абсолютно никак не оформлены.
По мнению исследователей, социальная активность у приезжей молодежи выше, чем политическая.
«По итогам опроса лишь пятая часть может доверять другим людям, еще меньше уровень доверия к чиновникам и полицейским. Зато религиозные организации у приезжих в приоритете, им доверяют почти 60 процентов респондентов», – отмечают исследователи. Кроме того, общественники утверждают, что столь низкий уровень доверия среди молодежи является фактором, ограничивающим дальнейшее развитие страны.
По итогам масштабного исследования были выработаны рекомендации, которые в первую очередь общественники направили в местные исполнительные органы Алматы. Ряд рекомендаций общественники направили правительству, национальному банку, гражданскому обществу, международным организациям.
– В первую очередь необходимо разработать систему учета внутренних мигрантов мегаполиса, дать возможность молодым мигрантам регистрироваться в городе, – говорит М.Махмутова. – Также нужно обеспечить доступ молодых мигрантов к социальным и медицинским услугам по месту проживания. Мы считаем: проблемы молодых мигрантов должны быть включены в основополагающие государственные документы по вопросам молодежной политики.
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.222 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |