Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Надо выстроить новую систему отбора, обучения и трудоустройства выпускников программы «Болашак» - министр образования и науки РК Б.Жумагулов



Надо выстроить новую систему отбора, обучения и трудоустройства выпускников программы «Болашак» - министр образования и науки РК Б.Жумагулов

 АСТАНА. 13 декабря. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Президент Казахстана определил форсированное индустриально-инновационное преобразование главным вектором посткризисного развития. «Профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики», - отметил Глава государства в своем Послании народу

«Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана».


В связи с этим, приобретает актуальность вопрос о повышении стратегической роли Президентской программы «Болашак» в системе подготовки кадров для страны.

В беседе с нашим корреспондентом министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов говорит о том, как планируется использовать потенциал программы «Болашак» с учетом новых требований.

- Какими будут ключевые направления Программы «Болашак»?

- В первую очередь, будет изменен Перечень приоритетных специальностей. Следует отметить, что ранее модификация этого Перечня уже проводилась. Дело в том, что вначале большинство «болашаковцев» обучалось по социально-политическим, экономическим и юридическим специальностям - это было оправдано системными реформами. Затем были расширены программы по техническим и медицинским специальностям, государственному управлению.

Подобная модификация, с учетом степени востребованности выпускников по разным специальностям, нужна и сегодня. Анализ сложившейся ситуации показывает, что здесь имеются определенные проблемы. К примеру, по специальности «Государственное управление» за прошедшие годы подготовлено 386 выпускников, но работают в государственных органах и учреждениях только 99 человек. И это - не единичный пример. Как видите, получается недостаточно целевая подготовка, снижается удовлетворение спроса на другие специальности.

Надо выстроить новую, точечную и командно-целевую систему отбора, обучения и трудоустройства выпускников программы «Болашақ». Можно взять пример с Сингапура, где действует специальная программа целевой подготовки за рубежом квалифицированных специалистов для науки и ключевых сфер экономики.

Для этого, прежде всего, надо определить систему приоритетных отраслей, которые больше всего нуждаются в пополнении самыми квалифицированными кадрами.

- Какие же отрасли, на Ваш взгляд, должны стать приоритетными?

- Безусловно, к приоритетным отраслям должны быть отнесены наука, образование и инновации. Анализ показывает, что за предыдущие 17 лет выпускниками программы стали 2 788 специалистов. 55 процентов из них работают в частном секторе, 23 процента - в национальных компаниях и компаниях с участием государства. Только 9 процентов выпускников пошли на государственную службу и 10 процентов - в государственные учреждения.

А вот в науку и образование пришли считанные единицы - конечно, такое положение надо менять.

- Какие вузы и научные учреждения должны, в первую очередь, получить новые кадры?

- В новых кадрах остро нуждается ключевое звено образовательной системы Казахстана - «Назарбаев Университет», который создан как уникальный сплав науки, образования и инноваций. Сейчас в Мажилисе завершается рассмотрение проекта нового Закона «О науке», которым устанавливается принципиально новая система управления данной сферой, усиливается роль ученых, вводится понятие исследовательских университетов. Для «Назарбаев Университета» мы должны точечно готовить специалистов, которые станут ядром новой науки Казахстана.

Образно говоря, в нашу науку должны прийти новые Ломоносовы и Сатпаевы.

Конечно, для этого нужен совершенно иной, чем раньше, уровень мотивации и возможностей. Мы уже начали над этим работать, и хотелось бы, чтобы к этому подключились и министерства, а также работодатели.

- Что еще нужно изменить в Программе «Болашак»?

- Необходимо устранить существующую региональную диспропорцию в распределении выпускников программы по территории страны. Сейчас 85 процентов выпускников «Болашак» работают в городах Астана и Алматы, и только 15 процентов - в регионах, а ведь именно на регионы возложена ответственность за индустриальное развитие.

Кроме того, одной из важных задач является изменение состава участников программы по уровням подготовки. На первых порах большинство «болашаковцев» обучались по программе бакалавриата, что было оправданным, когда наша высшая школа переходила на новые рельсы. Сейчас ситуация иная.

В своей лекции, прочитанной недавно в «Назарбаев Университете», Глава государства отмечал, что надо, на принципиально новой основе, организовать подготовку научных кадров, объединять теоретическую подготовку с практикой, с исследованиями. Значит, нужно больше внимания уделить подготовке магистров и докторов PhD, направлять для этого лучших выпускников наших университетов. Это даст положительный результат, прежде всего, в эффективности отбора и подготовки. Ведь одно дело - отбирать стипендиатов среди вчерашних школьников, и совсем другое - среди бакалавров, уже получивших подготовку по будущей специальности. А значит, и конечный эффект будет на порядок выше.

Далее, нужно выйти на совершенно новый уровень трехстороннего взаимодействия - органов государственного управления, работодателей и самих «болашаковцев». Четко зная потребность в кадрах, мы совместно сможем подбирать целевые команды стипендиатов - после обучения они вернутся уже на конкретные рабочие места, зная условия и перспективы роста. Это даст мощный синергетический эффект и снимет многие вопросы востребованности специалистов.

В целом, считаю, надо создать четкий механизм определения реальных потребностей и трудоустройства по всему спектру специальностей. Наше Министерство в этом направлении уже работает - налаживается связь с работодателями. Ведущие предприятия страны должны стать определяющим звеном в выборе специальностей для программы «Болашак» и гарантированном трудоустройстве специалистов.

- Участвует ли в трудоустройстве вновь подготовленных специалистов Ассоциация выпускников программы «Болашак»?

- Да, Ассоциация многое делает в этом направлении. Ведь в ее составе уже много специалистов, занимающих ключевые позиции в различных организациях. Центр международных программ также должен занять видное место в формировании такого механизма, включая привлечение талантливой молодежи в программу «Болашак». На уровне школ поиск талантливых детей уже поставлен на системную основу - действует программа «Дарын», начали работу «Назарбаев Интеллектуальные школы». На вузовском уровне такого механизма пока еще нет, и Центр мог бы взять эту работу на себя. Со своей стороны, Министерство образования и науки будет делать все, чтобы Центр в перспективе вышел на уровень международных образовательных центров типа широко известных организаций DAAD, JICA, КОІСА.

- Что бы Вы пожелали выпускникам программы «Болашак»?

- Конечно, все выпускники, получив отличное образование за границей, с полным основанием рассчитывают на вхождение в интеллектуальную элиту страны, на карьерный рост. Сам Президент Н.Назарбаев поддерживает амбициозные устремления «болашаковцев». Но профессионализм, как известно, приходит с практикой. Чтобы стать востребованным и компетентным управленцем, необходимо пройти все кадровые ступени поэтапно.

Государство предоставило возможность этим молодым людям получить образование в лучших университетах мира, и они должны оправдать возлагаемые на них надежды - я уверен, что именно так и будет.

- Спасибо за беседу.

 

Национальное информационное агентство «КазИнформ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 27
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.123 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>