Подготовленный МЧС законопроект «О гражданской защите» вводит незаконный приоритет госорганов перед негосударственными организациями в вопросах спасения от пожаров, а в свете вчерашней критики Президента стремление МЧС закрепить свои контрольные полномочия выглядит как попытка узаконить необоснованные проверки предприятий - ДПК «Ак жол» Подготовленный МЧС законопроект «О гражданской защите» вводит незаконный приоритет госорганов перед негосударственными организациями в вопросах спасения от пожаров – отметили сегодня депутаты фракции «Ак жол» при презентации законопроекта в Мажилисе Парламента РК. |
Председатель партии Азат Перуашев процитировал ст.65 указанного законопроекта, где прямо говорится, что государственная противопожарная служба будет тушить пожары только «…на селитебных территориях, стратегических, особо важных государственных объектах и объектах жизнеобеспечения государственной собственности».
Ст.65 также предлагает, чтобы во всех других случаях (т.е. при пожарах на негосударственных объектах, частных предприятиях и т.д.) тушение производилось «негосударственными противопожарными службами». При этом, ст.58 этого же Законопроекта указывает, что пожарная безопасность в этом случае «может быть обеспечена путём заключения договора» (очевидно, коммерческого).
Лидер казахстанских демократов уверен, что разделение объектов на тех, кто имеет право на услуги государственной противопожарной службы и тех, кто не имеет такого права и вынужден заключать коммерческие договора с негосударственной противопожарной службой– прямо противоречит нормам Конституции РК о равенстве прав граждан (ст.14 Конституции РК), признании и равной защите государственной и частной собственности (ст.6 Конституции РК), праву граждан на жизнь (ст.15 Конституции РК), охрану здоровья (ст.29 Конституции РК) и благоприятной для жизни и здоровья окружающей среды (ст.31 Конституции РК).
Даже если «забыть» о гарантированном Конституцией равенстве государственной и частной собственности, «забыть» о том, что частные предприятия уже оплатили свою безопасность и защиту со стороны государства через налоги и т.д.; всё равно непонятно, на основании каких норм предлагается ущемлять право работников частных предприятий на защиту от пожаров, по сравнению с работниками государственных учреждений, которым данный законопроект гарантирует бесплатную защиту государственной противопожарной службы – подчеркивают в «Ак жоле».
В указанном требовании ДПК «Ак жол» усматривает прямое лоббирование коммерческих интересов подведомственных организаций МЧС: АО «Өрт Сөндіруші» и ряда ТОО, которые вынуждают предприятия заключать коммерческие договора на противопожарное обслуживание, являющееся, по идее, неотъемлемой государственной функцией.
«Только вчера, обсуждая проект о государственных функциях, мы ставили перед министром Досаевым вопрос о необоснованной коммерциализации государственных функций и необходимости их ревизии – напомнил председатель ДПК «Ак жол», - Почему вместо выкручивания рук, внесения неконституционных законопроектов, МЧС не проработать нормальные стимулирующие меры, как это делается во всем цивилизованном мире?».
Вызывает вопросы и целый ряд других требований законопроекта. Например, п.п.24 ст.1 предусматривает, что по сигналу «Внимание всем!» - население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать всю передаваемую информацию и только затем начинать спасать себя и близких. «Вообще-то по всем нормам безопасности, после получения первого же сигнала ЧС, население должно немедленно покинуть потенциально опасные территории или объекты, а не смотреть телевизор. Тем более, что одним из действующих требований, например, пожарной безопасности при землетрясении или наводнении, является немедленное отключение от сети всех электрических приборов» - напомнил в этой связи Азат Перуашев.
Из проекта закона непонятен порядок решения возникающих финансовых вопросов, распределение компетенции и ответственности с местными органами. Так п.6 ст.5 предусмотрено, что распоряжение о введения в действие системы оповещения отдается не оперативной круглосуточной службой МЧС, а местными акимами. Помимо перекладывания ответственности, это приведёт к тому, что вместо немедленного спасения людей, придётся согласовывать начало спасательных операций с дополнительной инстанцией, что означает потерю времени и увеличение жертв. Депутат напомнил присутствующим о трагедии с.Кызылагаш, где похожая нескоординированность привела к большим человеческим жертвам.
В целом, оценивая внесённый законопроект, депутаты «Ак жола» считают, что вместо закона для спасения граждан, МЧС разработало закон «для собственного удобства», объединив несколько прежних документов, но не придав им содержания, соответствующего требованиям времени. В частности, отвечая на вопрос о модернизации системы оповещения, руководство министерства пояснило, что речь идёт об оснащении городов и сёл… громкоговорителями.
«Не знаю, может быть сто лет назад, в 1913 г. громкоговорители можно было назвать модернизацией – заметил по этому поводу А.Перуашев – но при большинстве ЧС линии электросетей должны быть обесточены, и что тогда толку от громкоговорителей? А на дворе XXI век, эпоха информатизации».
Наиболее существенным же недостатком представленного проекта Закона Азат Перуашев назвал стремление переподчинить себе несвойственные данному госоргану функции, с одновременным уходом от ответственности за их исполнение. Так, по всему тексту документа прописаны полномочия органов МЧС на контроль, проверку предприятий вплоть до остановки их деятельности, но при этом отсутствуют сколько-нибудь реальные механизмы ответственности и контроля за результатами работы самого разработчика.
Зато подробно и детально расписываются полномочия по проверкам предприятий, и эта тенденция уже не только в проекте, а в целом стала особенностью МЧС. Как сообщают СМИ, Глава государства на вчерашнем совещании с правительством обратил внимание, что все госорганы сокращают проверки предприятий – например, налоговые органы сократили в 4 раза. А МЧС напротив, увеличило в 7 раз, причём их обоснованность вызывает вопросы. Президент даже поручил правительству и Генпрокуратуре провести ревизию проверок МЧС.
Поэтому стремление закрепления этих полномочий МЧС через закон выглядит как попытка прикрыть собственное чересчур настойчивее рвение проверять предприятия без должных оснований.
Исходя из имеющихся претензий, фракция ДПК «Ак жол» заявила о недопустимости принятия законопроекта в предложенной редакции и необходимости его глубокой концептуальной переработки.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.414 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |