На днях в сенате Парламента Республики Казахстан состоялся «круглый стол» на тему «Введение всеобщего декларирования в РК: фактическое состояние и перспективы». В частности, там говорилось, что в течение 2012–2013 годов будут проведены подготовительные мероприятия. В течение 2014–2015 годов подавать декларации обяжут работников государственных учреждений, предприятий и компаний. В 2017 году планируется сдача деклараций всеми остальными физическими лицами. |
Как отметил вице-спикер сената Кайрат Ищанов, введение всеобщего декларирования позволит произвести 100-процентный охват по налоговому администрированию физических лиц, что позволит обеспечить полноту уплаты налогов физическими лицами, в результате чего минимальный рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу составит 10 процентов. Ведь известно, что в Казахстане более трети населения являются самозанятыми. Они не платят налогов, не отчисляют пенсионные взносы. Именно за счет этой прослойки и будет осуществлено увеличение поступления налогов
– Всеобщее декларирование как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике применяется во многих развитых странах мира, – сказал Кайрат Ищанов и отметил необходимость правового обеспечения государственной политики в данной сфере.
Как известно, в настоящее время налоговые декларации обязаны представлять депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи и физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с конституционным законом Республики Казахстан «О выборах», Уголовно-исполнительным кодексом – законом «О борьбе с коррупцией». Это касается госслужащих, бюджетников, сотрудников нацкомпаний и госпредприятий, банкиров и страховщиков.
Еще в позапрошлом году председатель Налогового комитета Минфина Даулет Ергожин «пригрозил», что планируется поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов граждан и уже в 2013 году предоставление декларации о доходах и имуществе коснется всех физических лиц. Однако к этому сроку, похоже, государство оказалось не готовым. На сегодняшний день законодательная база, касающаяся всеобщего декларирования, пока не готова в должной степени. Да и технические возможности налоговиков оставляют желать лучшего.
Вопрос всеобщего декларирования в Казахстане обсуждается уже давно. Несколько раз сроки начала этой реформы переносились. Что объясняют в основном техническими причинами – требуется огромная организационная и информационная работа, чтобы вести базы данных по доходам всего трудоспособного населения. Хотя за все это время так и не были толком обсуждены два вопроса: нужно ли нам всеобщее декларирование и насколько оно окажется эффективным?
– Разрабатывая концепцию перехода на всеобщее декларирование доходов физических лиц, мы учитывали опыт сдачи деклараций государственными служащими, – сказал на одном из совещаний г-н Ергожин. – И к сожалению, госслужащие декларируют не все свои доходы, например не отражают вклады в банках, вознаграждения и дивиденды, а также доходы по паям паевых инвестиционных фондов.
Другими словами, налоговики признают, что декларирование доходов в Казахстане пока носит «явочный» характер: что показали, то и учтут. Например, как говорят эксперты, многие депутаты и госслужащие нередко просто игнорируют графы в налоговой декларации, где обязаны указать наличие депозитов, участие в уставном капитале отечественных и зарубежных компаний. Зайдя на сайты некоторых министерств и личные странички депутатов Парламента, мы удостоверились в этом. Зачастую министры и их подчиненные указывают лишь квартиры, в которых проживают, и какой-нибудь скромный земельный участок.
Ситуация приблизительно та же, что и с налоговой отчетностью для индивидуальных предпринимателей. Система эта, безусловно, полезная. Но на поверку малоэффективная. Можно годами двигать свой бизнес «вчерную» и раз в квартал заполнять в Налоговом комитете так называемые «нулевки», это когда в отчете все графы заполняются нулями. То есть если захочешь соврать – никто тебе в этом не помешает. Виновата же в этом пресловутая налоговая бескультурность населения. Причем, как убеждаемся, повальная, от частных сантехников до министров.
Впрочем, фискалам уже сейчас не составляет труда выявить сокрытые доходы. Правда, возможности эти применяются лишь выборочно. При этом на Украине, где тоже собираются вводить всеобщее декларирование, налоговики уверены, что смогут детально отработать каждую декларацию. Впрочем, это может быть банальной похвальбой.
С другой стороны, повсеместная информатизация и перекрестный контроль разных государственных органов, которые были инициированы у нас в последние годы, позволяют надеяться, что со временем спрятать что-либо особо ценное станет все сложнее. К примеру, уже сегодня налоговики запросто выявляют сделки по спекуляциям с недвижимостью, выставляют уведомления и применяют санкции. То есть хотя и возможно временно утаить доходы, впоследствии налог придется заплатить с учетом и пени и штрафов.
Многие экономисты полагают, что декларация должна содержать не только информацию о доходах, но и информацию о расходах. Только в этом случае удастся сопоставлять эти данные с наибольшей эффективностью. Однако и об этом приходится только мечтать. Все это в планах.
Вот и выходит, что эффективность применения всеобщего декларирования пока содержит больше вопросов, чем ответов. На текущий момент эффект – очень мал. А это прежде всего фактор технического характера. Возможно, к 2017 году, на который намечено введение всеобщего обязательного декларирования доходов, что-то и поменяется. Хочется верить, что налоговики действительно смогут отслеживать имущество граждан, как это, например, делается в США. Пока же подача декларации – не более чем неприятная формальность.
Из вышеописанного ответ на вопрос о нужности введения всеобщего декларирования доходов напрашивается сам собой. На текущем этапе – это не более чем профилактическая мера, призванная воспитать ответственность у отдельных групп населения, по большей части у госслужащих. Может быть, когда-нибудь у нас будет не как в США или во Франции – поголовное декларирование, а как в Германии. Там физические лица должны представлять декларацию, если их доходы превышают определенную, свободную от налогообложения сумму – 8 004 евро в год. Это приблизительно 667 евро или около 133000 тенге в месяц. При этом нужно учитывать, что минимальная пенсия в этой стране составляет почти 800 евро. А между тем в Казахстане 133 тысячи тенге в месяц получает меньше двух третей населения.
По официальным данным, среднемесячная зарплата в Казахстане составляет 91 793 тенге – то есть около 600 долларов, мизер по сравнению с зарплатами в Европе. А вот цены на большинство товаров и услуг у нас уж который год стремятся к мировым. В правительстве, например, когда говорили о повышении тарифов на воду и электричество, так и сказали, мол, в Европе это стоит столько-то, а почему у нас иначе.
Но надо учитывать, что и эти 90 тысяч тенге средней зарплаты не отражают реальности. Она складывается с учетом высоких заработков в нефтегазовой и финансовой сферах, где работает небольшое количество населения. Остальные трудятся там, где зарплата ниже средней. В образовании она составляет всего 65 тысяч тенге, в здравоохранении – 72 тысячи, в сельском хозяйстве – 50 тысяч. Иными словами, большая доля населения работает за 300–500 долларов в месяц.
Эта картина четко подтверждается анализом зарплат по регионам. Средний заработок превышает 120 тысяч тенге в регионах, где развита нефтегазовая отрасль (Атырауская, Мангистауская области) и финансы (Алматы, Астана). Во всех остальных областях он ниже среднего уровня.
Мы уже не будем говорить про размеры пенсий и пособий, а также об установленных государством социальных стандартах. А теперь вопрос: какое здесь еще может быть декларирование доходов?! Что тут декларировать? Не установив достойный размер прожиточного минимума, минимальной зарплаты и пенсии, сопоставимый с уровнем развитых стран, от граждан нельзя требовать отчета о доходах!
– Государство утверждает, что у нас в казну от физических лиц поступает налогов в разы меньше, чем в развитых странах, у нас 10 процентов, у них 60 процентов, – говорит экономист Болат Темирханов. – Но ведь это не из-за того, что доходы простого населения уводятся в тень, а из-за того, что этих доходов просто нет. У меня, например, знакомый таксует. В день зарабатывает 4–5 тысяч тенге. Формально в месяц у него выходит около тысячи долларов, с которых он не платит налогов. Вполне достойная зарплата. Однако если разбить ее на шестерых его членов семьи, то получится, что он живет чуть ли не за чертой бедности. Также частенько говорят, что государство вправе требовать отчета о заработках, потому что у нас в сравнении с другими странами очень низкий уровень налогов. Формально это так. Но на практике имеются не только те сборы, что прописаны в Налоговом кодексе. Существует еще и ряд скрытых налогов. Например, инфляционный. А еще есть огромное количество непроизводственных издержек, которые ложатся на стоимость продовольствия и других товаров. В цене каждого из них содержится изрядная доля «воздуха».
И все же декларирование будет. Эта мера полезна Казахстану, как бы там ни было. Тем более если будет внедрена система интернет-декларирования. Процедура займет каких-нибудь 15 минут – без очередей и потери времени. Насколько успешной она будет – покажет время. Но это, тем не менее, очень действенная мера по воспитанию налоговой культуры в обществе.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.762 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |