ОБСЕ создавалась как структура по обеспечению мира и стабильности на пространстве от Ванкувера и до Владивостока. Это позже организацию стали однобоко воспринимать в качестве инструмента по продвижению демократических ценностей на восток. Но при этом из поля зрения выпали многие проблемы в военно-политической сфере. Как показали события августа 2008 года, такой однобокий подход чреват большими последствиями прежде всего для простых людей. В связи с этим одним из главных направлений деятельности на посту председателя ОБСЕ Казахстан выбрал минимизацию военных угроз и предотвращение эскалации насилия на пространстве организации. |
Как отметил ранее президент Нурсултан Назарбаев, этот год станет знаковым для всех нас благодаря председательству Казахстана в ОБСЕ. Такое событие могло произойти один раз за 56 лет – именно столько государств плюс наша страна сегодня числится в этой авторитетной международной организации. Но выбор пал на нашу республику, которая с достоинством оправдала ожидания своих партнеров. Впрочем, по словам казахстанского лидера, этот год станет запоминающимся не только для нас.
«Впервые ОБСЕ возглавило центральноазиатское государство с преимущественно мусульманским населением. В менталитете, в философии ОБСЕ чувствуются перемены», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Председательство Казахстана в ОБСЕ изменило сложившиеся в политических кулуарах стереотипы. Астана представила не только свое видение проблем, но и свое решение их, что нашло отражение в четырех принципах: доверие, традиции, транспарентность и толерантность. Эти постулаты были реализованы и в рамках первой корзины-измерения ОБСЕ: в военно-политической сфере. Более того, подбор «ключей» оказался удачным, если учесть, что они позволили Казахстану открыть многие двери к решению залежавшихся проблем.
Путь к общей Европе
Хотя Европа считается благополучным местом планеты, но ситуация с безопасностью в этой части мира вызывает большие опасения. Между странами Старого Света возникло недопонимание. С одной стороны, НАТО как рудимент «холодной войны» продолжает по инерции двигаться на восток, при этом не имея четкого понятия, для чего это ему нужно. Более того, США стали развертывать систему противоракетной обороны в Польше и Чехии. С другой стороны, Россия в подобных действиях альянса и его отдельных участников усмотрела для себя прямую угрозу.
В конце концов клубок противоречия был разрублен. В 2007 году бывший президент России Владимир Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности поставил вопрос ребром.
«Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам», – отметил Путин.
Такой же диагноз российский политик поставил и ОБСЕ. По его словам, эта организация превращается «в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран». После чего Владимир Путин сообщил о том, что Россия приостанавливает выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был подписан 28 государствами, а к 2007 году ратифицирован всего четырьмя странами бывшего СССР. Документ играл решающую роль в формировании новой системы военно-политической безопасности в Европе. Кроме того, Путин приостановил работу совета «Россия – НАТО».
Таким образом, к 2010 году на просторах ОБСЕ сложилась кризисная ситуация. Однако в этом году в политических кругах возникла благоприятная атмосфера. Прежде всего Казахстан на посту председателя ОБСЕ с самого начала рассматривался как коллективный представитель стран постсоветского пространства, в том числе и России. Во-вторых, в США к власти пришла новая администрация во главе с демократами. В итоге на смену «ястребам» в большой политике пришли «голуби», сторонники диалога.
Стечение таких обстоятельств предоставило России и странам НАТО возможность «перезагрузить» свои отношения в сфере безопасности. В данном случае обращает на себя внимание то, что Москва к саммиту ОБСЕ в Астане презентовала свой проект Договора о европейской безопасности. На саммите НАТО в Лиссабоне российские политики уже попытались обсудить перспективы его подписания всеми странами Европы. И, скорее всего, этот проект окажется в центре внимания астанинской встречи в верхах. Кроме того, на саммите НАТО впервые с 2007 года состоялось заседание совета «Россия – НАТО».
Подобная серия шагов указывает на оттепель в большой европейской политике. И Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, также максимально прикладывал свои усилия к формированию доверительной атмосферы в дипломатических кулуарах.
«Считаю, что запуск лидерами наших стран на саммите в Астане подлинной «перезагрузки» геополитических отношений в огромной зоне ответственности ОБСЕ эффективно дополнит аналогичные процессы «перезагрузки», которые мы наблюдаем как в отношениях между отдельными государствами (яркий пример – Россия и США), так и в рамках глобальных и региональных многосторонних политических и экономических процессов. Здесь имею в виду, прежде всего «Большую двадцатку», Европейский союз, НАТО и Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси», – отметил госсекретарь – министр иностранных дел нашей республики Канат Саудабаев.
Безопасность в Евразии
Впрочем, у Казахстана тоже есть свои наработки относительно того, как сделать безопасность эффективной и работоспособной. В частности, Астана предлагает создать унифицированную систему обеспечения мира и стабильности на пространстве Евразии.
«Проведение саммита ОБСЕ предоставит нам уникальный исторический шанс определить новые стратегические направления и «дорожную карту» движения к концепции евро-атлантической и евразийской безопасности на основе общих ценностей, принципов равноправия и взаимного уважения», – отметил в приветственном письме участникам международной парламентской конференции «ОБСЕ и СНГ: новые возможности и перспективы» Нурсултан Назарбаев.
Как говорил в XIX веке британский писатель Редьярд Киплинг, «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». В конце прошлого столетия Восток и Запад сошлись, по крайней мере, в глобальной экономике. Бизнес Азии стал оказывать влияние на экономическую активность в Европе. И этот процесс можно усилить. Для этого требуется трансконтинентальная стабильность, без которой не может быть речи о безопасности коммерческого грузопотока.
Сегодня это не каприз, а требование времени. Об этом говорит даже лексикон экспертов, которые после глобального кризиса стали реже упоминать об индустриальных лидерах в мировой экономике и чаще стали использовать словосочетание «динамично развивающиеся страны». Таким образом, центр тяжести начинает смещаться на восток, поближе к Китаю, где в данный момент находятся азиатские «тигры» и «драконы».
Но чтобы народы, населяющие Евразию, смогли воспользоваться преимуществом экономического сотрудничества, требуется унифицированная безопасность от Атлантики и до гаваней Тихого океана. При этом эксперты в один голос говорят о том, что военно-политическая безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе вызывает наибольшие опасения. Причина в том, что здесь существует большой конфликтный потенциал и нет диалоговых площадок, на которых его можно урегулировать.
Если в Европе имеется ОБСЕ, НАТО и еще целый ряд структур, то в Азии приходится уповать на добрые отношения между странами. Об этом говорят и последние события на Корейском полуострове, где на протяжении последних 10 лет запускали баллистические ракеты, приводили тестовое испытание ядерной бомбы и даже генерировали приграничный конфликт. Но при этом не появился механизм, как остановить демонстрацию силы.
Поэтому неудивительно, что казахстанская инициатива о создании Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) быстро снискала популярность у зарубежных партнеров Астаны. А в этом году глава государства Нурсултан Назарбаев предложил создать общую площадку между СВМДА и ОБСЕ. Таким образом, получается конкурентоспособный кластер, где наработанный опыт по предотвращению конфликтов в одной организации используется другой.
Паркетная дипломатия
Казахстан на посту председателя в ОБСЕ готовился ко многим вызовам, но Кыргызстан оказался большой неожиданностью. Все началось в апреле с очередной революционной стачки на центральной площади Бишкека «Ала-Тоо», когда толпа людей принялась брать штурмом правительственное здание. Поводом для недовольства стал президент Курманбек Бакиев, который, по убеждению митингующих, установил клановую диктатуру в республике.
Однако сама смена власти еще не гарантировала политическую стабильность в республике. Поскольку главный «раздражитель» – Бакиев оставался в стране. Факт остается фактом: сразу после массовых волнений в Бишкеке напряженная атмосфера стала формироваться вокруг Джалал-Абадской области республики, где нашел себе убежище второй президент Кыргызстана. Чтобы остановить столкновения, требовалось срочно вывезти Курманбека Бакиева из страны. Операцию по эвакуации опального президента быстро провели военные летчики нашей республики.
«Благодаря нашим скоординированным усилиям с президентами США и России удалось остановить углубление конфликта, который мог привести к гражданской войне», – отметил глава государства Нурсултан Назарбаев.
Несмотря на то, что Казахстан предотвратил развитие драматического сценария, нашей республике, тем не менее, не удалось избежать упреков со стороны отдельных политиков соседней страны в свой адрес. Прежде всего Астану обвинили в эвакуации из Кыргызстана Курманбека Бакиева. Однако такое решение было принято главами сразу трех государств. Более того, так же поступила Россия в 2005 году, сразу после революционной смены власти в Кыргызстане. Тогда первого президента соседней республики Аскара Акаева с семьей быстро эвакуировали в Москву. Фактически Казахстан использовал отработанный механизм предотвращения эскалации конфликта.
Однако настоящим моментом истины для Казахстана стали массовые столкновения на межнациональной почве на юге Кыргызстана. Астане, по сути, пришлось приобретать антиконфликтный опыт по горячим событиям. Прежде всего речь шла о восстановлении доверия между крупными этническими группами в соседней республике. Как этого эффективно достичь, обсуждали дипломаты в Алматы на неформальном саммите министров иностранных дел стран (СМИД) ОБСЕ.
Со своей стороны Казахстан создал рабочую группу высокого уровня и направил в Кыргызстан делегацию во главе с первым заместителем премьер-министра Умирзаком Шукеевым. Главная задача казахстанских посланцев состояла в том, чтобы определить размер ущерба и выработать план действий по восстановлению экономики соседнего государства. Кроме того, Астана, будучи действующим председателем ОБСЕ, созвала донорскую конференцию по Кыргызстану, на которой обсуждались объемы и источники финансирования.
«Казахстан на посту председателя ОБСЕ провел очень большую работу. И Кыргызстан высоко ее ценит. Особенно велика роль президента Казахстана, его своевременные миротворческие меры во многом позволили урегулировать ситуацию и избежать глобального конфликта», – отметил лидер киргизской партии «Ар-Намыс» и бывший премьер-министр Феликс Кулов.
Волнения в Кыргызстане ярко продемонстрировали возможности «паркетной» дипломатии Казахстана. Наша страна достаточно мобильно и оперативно отреагировала на события в соседней республике. Хотя наша республика в 2010 году возглавляла ОБСЕ, ситуация в соседней республике решалась на уровне трех президентов: США, России и Казахстана. Очевидно, что Астана поступила проще. Проблема в том, что быстрота и стремительность нехарактерна для ОБСЕ. Организация считается громоздкой и неповоротливой, в то время как драматические события в Кыргызстане требовали оперативных решений.
Конечно, был и другой путь: созвать экстренную конференцию ОБСЕ и на ней выработать план действий. Однако европейские структуры не зря славятся своим бюрократизмом. После трех месяцев «плодотворных» дискуссий в ОБСЕ, наверное, было бы принято окончательное решение. В то время как каждый час – это новые жертвы среди мирного населения, каждая минута промедления – это невосполнимый ущерб экономике соседней республики.
Важно отметить и то, что Казахстан своими действиями поднял доверие к ОБСЕ как к организации, способной быстро и оперативно решать конфликтные ситуации в зоне своей ответственности. Неудивительно, что Астана получила высокую оценку со стороны своих партнеров на посту председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как отметила заместитель главы Центра ОБСЕ Жаннет Клетцер, «что очень ценно, так это то, что в этой ситуации Казахстан повел себя не как отдельная страна, а как председатель ОБСЕ».
Опаленные Кандагаром
Хотя Афганистан не является членом ОБСЕ, Казахстан в период своего председательства включил эту страну в зону интересов организации. Насколько такой шаг оправдан?
По целому ряду причин это надо было сделать уже давно. Афганистан, где на протяжении 30 лет идет непрерывная война, давно стал «раковой опухолью» как Среднего Востока, так и Евразии. Достаточно сказать, что это государство в данный момент является крупным поставщиком «тяжелых наркотиков». На долю Афганистана приходится до 90 процентов производства героина в мире. По сути, речь идет не столько о наркотических средствах, сколько об экспорте на просторы ОБСЕ нестабильности, терроризма, нищеты и бедности.
Учитывая то влияние, которое Афганистан оказывает на безопасность, Казахстан на посту председателя ОБСЕ привлек внимание мирового сообщества к проблемам этого государства. Тем более что три бывшие советские республики и одновременно члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе непосредственно граничат с Афганистаном.
Важно отметить, что Кабул никогда не был для Астаны мимолетным увлечением, связанным с председательством в ОБСЕ. Казахстан стал оказывать этой стране помощь еще несколько лет назад. Так, опираясь на решение Мадридского СМИД 2007 года о взаимодействии ОБСЕ с Афганистаном, которое предусматривало целый ряд проектов по содействию афганской полиции, пограничной и таможенной службам, наша страна до своего председательства начала работу по изучению возможностей наращивания помощи ОБСЕ афганскому государству.
За короткий период Канат Саудабаев трижды побывал в Кабуле: в ноябре 2009 года и в статусе Действующего председателя ОБСЕ – в мае и июле 2010 года. Он провел переговоры с афганским лидером Хамидом Карзаем и другими влиятельными политиками страны. Все это позволило «нащупать» те проблемы, с которыми сегодня сталкивается Кабул, а также выработать стратегию ОБСЕ по отношению к этому государству. Что касается Казахстана, то республика определила для себя главный фронт борьбы. Наша страна выработала программу переподготовки гражданских кадров, а также оказывала продовольственную помощь Кабулу.
Неудивительно, что Казахстан, став председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, не стал откладывать афганскую проблему в долгий ящик. Уже 28 января на конференции в Лондоне госсекретарь – министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев представил развернутый план действий нашей республики. В нем была определена роль ОБСЕ в рамках международных усилий по Афганистану. Акцент делался на расширение гуманитарной помощи и восстановление экономики этого государства. Таким образом Астана стремилась сместить центр тяжести с военных операций Запада на экономическое сотрудничество.
Хорошей основой для определения поля консенсуса и дальнейших практических шагов стран – членов ОБСЕ стало «Видение председательства по дальнейшим усилиям для активизации сотрудничества с Афганистаном», распространенное казахстанской стороной накануне неформального саммита министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Алматы в середине этого года.
На фоне ухудшения ситуации в Афганистане и возрастающих угроз, исходящих из этой страны, весьма своевременной стала инициатива Казахстана по наращиванию усилий ОБСЕ в борьбе с такими взаимосвязанными проблемами, как терроризм и незаконный оборот наркотиков. Выступая за реальное подключение ОБСЕ к борьбе с наркотрафиком, Казахстан 8–9 июля созвал в Вене специальную конференцию. В ходе этого мероприятия Астана особый акцент сделала на проблеме производства героина в Афганистане, тем более что доходы от него идут на содержание вооруженных бандформирований. Как известно, нашу страну на конференции представлял министр внутренних дел Серик Баймаганбетов. Важным шагом в расширении возможностей ОБСЕ в рамках антинаркотического сотрудничества стало заключение в ходе Алматинского СМИД двустороннего соглашения о налаживании практического взаимодействия с Центральноазиатским региональным информационным координационным центром (ЦАРИКЦ).
Эксперты считают, что по мере наращивания гуманитарной помощи и включения Афганистана в систему глобальных экономических связей в этой стране будет меньше звучать взрывов и гибнуть мирное население. А в целом такой подход позволит снять нагрузку с военных и переложить на плечи топ-менеджеров крупных компаний. Тем более что Афганистан богатое государство, прежде всего своими природными ресурсами. Но для того, чтобы раскрыть потенциал страны, необходимо укрепление военно-политической безопасности.
Постсоветская «оттепель»
Народная мудрость гласит: «Раз в год и палка стреляет». Про «замороженные» конфликты и говорить не стоит: два года назад «отложенные проблемы» на Кавказе закончились полномасштабной войной между Грузией и Россией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на посту председателя ОБСЕ Казахстан поставил перед собой цель – сдвинуть с «мертвой точки» решение «замороженных конфликтов» на просторах бывшего СССР. Для этого у Астаны был главный козырь: республика имеет хорошие дипломатические связи со всеми странами независимо от того, по какую сторону конфликтной линии они находятся.
Уже в феврале Канат Саудабаев прибыл в Баку, где поднял проблему Нагорного Карабаха. Также казахстанский дипломат посетил другие столицы постсоветского пространства, которые были втянуты в замороженные конфликты. Уже к середине года Астана выработала план действий, суть которых сводится к выработке «Дорожной карты». Это поэтапный механизм восстановления политического доверия, который по своей конструкции напоминает пирамиду. Прежде чем водрузить конус на вершину и достичь конечной цели, требуется создать прочный фундамент.
Проблема в том, что страны, вовлеченные в конфликт, стали использовать ОБСЕ в качестве инструмента давления на своих «оппонентов». Но такая стратегия была, есть и будет контрпродуктивной. Во-первых, она не дает результата. Поскольку все государства являются членами ОБСЕ и, как следствие, организация сталкивается с конфликтом интересов внутри себя. Во-вторых, таким образом, противоречия не решаются, а только усугубляются. Поэтому оптимальный моделью поведения остается кооперация и диалог. И в данном случае можно еще раз напомнить о принципе «доверия», который Казахстан поставил во главу угла своего председательства.
Свою помощь Казахстану оказывала и Россия, под ее эгидой в прошлом месяце состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении в Астрахани. На ней лидеры договорились об обмене военнопленными. Конечно, это не окончательное решение нагорно-карабахского конфликта. Но показательно, что страны начали свой путь с простых решений, которые к тому же отвечают интересам простых людей, прежде всего тех родственников, которые в конфликте потеряли родных и близких.
«В ходе последней трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Армении и России в Астрахани (в конце октября. – Ред.) главам МИД было поручено продолжить переговорный процесс, и в ближайшее время такая встреча может состояться. На этой встрече главы МИД обсудят пути подготовки сторон к саммиту в Астане», – отметил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
По словам высокопоставленного дипломата, в казахстанской столице может быть достигнуто соглашение о «Дорожной карте», которая установит долгосрочный мир на Кавказе. В связи с чем он называет предстоящую встречу лидеров 56 стран в Астане «переломной».
Очевидно, что урегулировать «замороженные конфликты» на постсоветском пространстве быстро не удастся. И проблема не столько в несговорчивости политического истеблишмента Азербайджана, Армении, Грузии или Молдовы, сколько в состоянии обществ в этих странах. Для населения этих республик замороженные конфликты стали «идефикс». Успех руководства или его неудачи они оценивают по решению национально-территориальных вопросов.
Поэтому любая уступка в переговорном процессе может спровоцировать «гнев народа» и политическую дестабилизацию. А это, в свою очередь, заставляет политический истеблишмент занимать принципиальную позицию в переговорном процессе и не сдавать взятых ранее высот. И в данном случае стратегия маленьких шагов навстречу простым людям, которой придерживается Казахстан, представляется оптимальной моделью. И самое главное – по мере реализации такого плана государства будут отказываться от наращивания расходов на армию и вооружение. А по этому показателю, если верить ежегодным данным СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследований проблем мира. – Ред.), Азербайджан и Грузия лидируют в «гонке вооружения» не только на постсоветском пространстве, но даже в мире.
Подводя итоги сказанному, можно утверждать, что выпавший на долю Астаны исторический шанс – один раз за 55 лет возглавить ОБСЕ – стал и честью для нашей республики. Нам удалось оправдать то доверие, которое оказали нам наши партнеры по организации. Ведь просто посидеть в кресле председателя недостаточно, необходимо было активно решать проблемы в военно-политической сфере. Тем более что их накопилось на просторах ОБСЕ немало, а некоторые из них уже отгремели артиллерийской канонадой.
Диас КУСАИНОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.218 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |